Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvalentax.narod.ru
1 У каждого народа есть выдающиеся мыслители и государственные деятели, навечно запечатлевшиеся в его благодарной памяти. Для многонационального народа Молдовы такой яркой личностью прошлого является Дмитрий Кантемир
2 Согласно одному толкованию, Кантемиры происходят от хана Белгородской орды Темира, чье имя местные жители произносили "хан Темир" как "Кантемир" - отсюда и фамилия. По другому источнику, Кантемир - прозвище богатого татарина, восходящее к словосочетанию "кан Тимур" (кровь Тимура, родственник Тимура, то есть потомок Тамерлана). Как бы там ни было, некто Кантемир в 1540 году принял христианство и поселился в Молдавии, которая к этому времени уже вошла в состав Османской империи. Этот Кантемир и явился основателем рода.
3 Отец, Константин Кантемир Константин Кантемир ( ), отец Дмитрия Кантемира, в молодости, по примеру многих других представителей мелкого боярства Молдовы и Валахии, служил в войске польских королей. Впоследствии находился на военной службе у многих молдавских и валашских господарей. Зная, что он владеет турецким и татарским языками, господарь Георге Дука (грек по происхождению) назначил его своим послом в Стамбуле. Константин Кантемир ( ), отец Дмитрия Кантемира, в молодости, по примеру многих других представителей мелкого боярства Молдовы и Валахии, служил в войске польских королей. Впоследствии находился на военной службе у многих молдавских и валашских господарей. Зная, что он владеет турецким и татарским языками, господарь Георге Дука (грек по происхождению) назначил его своим послом в Стамбуле. Позже, за свои заслуги К. Кантемир, был назначен господарём Молдовы.
4 Кантемир Антиох Константинович (16xx ) Антиоху Константиновичу, старшему сыну Константина Кантемира, было около 20 лет, когда скончался его отец. Спустя два года в 1695 он стал молдавским господарем. Стремясь породниться с валашским господарем Константином Брынковяну, он посватался к его дочери, но тот выдвинул невыполнимые условия (казнь и изгнание ряда молдавских бояр). Константин Брынковяну сделал щедрый подарок визирю в целях продвижения своего зятя, и в сентябре 1700 года Кантемир был отстранен от престола. Он пытался продолжить экономические реформы, но ситуация уже изменилась, и новые налоги оказались непомерно тяжелыми. Бояре, для которых также были введены налоговые выплаты, под руководством бывшего господаря Михая Раковицэ в 1707 году вновь организовали отстранение Антиоха Кантемира от власти. Он был отправлен в Стамбул, где и провел остаток жизни. В 1705 году Антиох снова становиться господарем Молдовы.
5 Юность Дмитрия Кантемира В 1685 году его отец Константин стал Господарем Молдавии. В 1687 г. Дмитрий покинул отчий дом и отправился в Стамбул, где сменил своего старшего брата Антиоха в качестве заложника. Высокородные заложники в столице Османской империи были гарантией верности господаря султану. В качестве такого заложника он жил в Богдан-сарае три года. В 1685 году его отец Константин стал Господарем Молдавии. В 1687 г. Дмитрий покинул отчий дом и отправился в Стамбул, где сменил своего старшего брата Антиоха в качестве заложника. Высокородные заложники в столице Османской империи были гарантией верности господаря султану. В качестве такого заложника он жил в Богдан-сарае три года. Первые годы жизни Дмитрий Кантемир провел в родительском доме и при господарском дворе в Яссах. Отец его был неграмотным, мог лишь расписаться, но мать, Анастасия Гика, происходившая из древнего боярского рода, была довольно образованной для своего времени, что положительно сказалось на развитии Дмитрия.
6 В марте 1693 г. после смерти отца бояре избрали Дмитрия господарем. Однако его правление длилось всего 21 день. Из-за интриг валашского господаря Константина Брынковяну Порта не утвердила его избрание, и Дмитрий возвратился в Стамбул В марте 1693 г. после смерти отца бояре избрали Дмитрия господарем. Однако его правление длилось всего 21 день. Из-за интриг валашского господаря Константина Брынковяну Порта не утвердила его избрание, и Дмитрий возвратился в Стамбул 23 ноября 1710 года, состоялась церемония возведения Д. Кантемира на престол. 10 декабря он прибыл в столицу Молдовы – Яссы. 23 ноября 1710 года, состоялась церемония возведения Д. Кантемира на престол. 10 декабря он прибыл в столицу Молдовы – Яссы. С первых дней своего правления Дмитрий заботился о создании как можно более широкой опоры внутри страны. С первых дней своего правления Дмитрий заботился о создании как можно более широкой опоры внутри страны. Он начал борьбу против крупного боярства, которое считал ответственным за тяжелое экономическое, социальное и политическое положение Молдовы.
7 Внешняя политика молдавского господаря была связана с самым высоким идеалом его народа - освобождением страны от иностранного ига. Но он ясно осознавал, что в военном отношении Молдова была слишком слаба, чтобы собственными силами добиться независимости, и нуждалась в помощи извне. Для достижения этой цели он заключил 13 апреля 1711 г. Луцкий секретный договор с Россией, которая становилась при Петре I великой державой.
8 Однако Прутский военный поход Петра I оказался неудачным, и русские войска были вынуждены отступить из Молдовы. Вместе с ними покинули край и более 4 тысяч молдаван во главе с Дмитрием Кантемиром, которому не суждено было больше увидеть свою родную землю. Однако Прутский военный поход Петра I оказался неудачным, и русские войска были вынуждены отступить из Молдовы. Вместе с ними покинули край и более 4 тысяч молдаван во главе с Дмитрием Кантемиром, которому не суждено было больше увидеть свою родную землю. По окончании Прутского похода Дмитрий Кантемир с 1000 молдавских бояр прибыл в Россию и получил княжеское достоинство Российской империи с титулом светлости, значительную пенсию, обширные имения в нынешней Харьковской области и право жизни и смерти над прибывшими с ним в Россию молдаванами. По окончании Прутского похода Дмитрий Кантемир с 1000 молдавских бояр прибыл в Россию и получил княжеское достоинство Российской империи с титулом светлости, значительную пенсию, обширные имения в нынешней Харьковской области и право жизни и смерти над прибывшими с ним в Россию молдаванами.
9 В 1712 Петр I подарил село Чёрную Грязь на юго-востоке от Москвы Дмитрию Кантемиру. В этом имении выросли дети Дмитрия, и он первым заложил на значительной территории парк, который впоследствии приглянулся Екатерине Второй, благодаря которой Черная Грязь обрела очередное новое название - Царицыно.
10 В научно-литературной деятельности Дмитрия Кантемира можно выделить два периода. Первый совпадает с его пребыванием в Константинополе и Яссах, второй в России. Сочинения первого периода несовершенны, в них еще очень много средневекового мистицизма. Произведения второго периода отличаются зрелостью. Они основываются на углубленном изучении событий и явлений, при их написании автор пользовался многочисленными источниками. Написанные им труды по истории, политике, культуре, музыке Османской империи и населяющих ее народов до середины ХIХ века оставались настольными книгами всех востоковедов, а также дипломатов и путешественников. Дмитрий впервые составил "Историческое, географическое и политическое описание Молдавии", опубликовал ряд других работ по истории Молдавии и Валахии. Дворец Д.Кантемира в Константинополе (гравюра, выполненная с рисунка Д.Кантемира)
11 Почти все труды Кантемира написаны в России, и на них оказали большое влияние петровские реформы. Дмитрий Кантемир автор ряда исторических («Историческое, географическое и политическое описание Молдавии», «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «История возвышения и упадка Оттоманской империи») и философских («Метафизика», «Иероглифическая история», «Верховный суд или спор мудреца с миром или тяжба души с телом») работ. Труды Д.Кантемира следовали гуманистическим идеям европейского Просвещения (единство человеческой цивилизации, теория общественного договора). Кантемир автор сочинений «Диван…», «Жизнеописание Константина Кантемира», «Иероглифическая история» и других. После 1711 года научные интересы Кантемира были обращены к истории. Научная деятельность Кантемира была высоко оценена современниками: он был избран членом Берлинской Академии Наук. В 1722 году Дмитрий принял участие в Персидском походе Петра, во время которого управлял походной канцелярией царя, работал переводчиком, составлял различные воззвания и манифесты.
12 Дмитрий был болен диабетом, поход окончательно подорвал его силы.. Вскоре после возвращения из Персии 23 августа 1723 года Дмитрий Кантемир скончался в своем поместье Димитровка Харьковской губернии (ныне - город Дмитровск в Орловской области). А вечером этого же дня в Димитровке получили диплом императора Священной Римской империи, возводящий Димитрия и его потомков в княжеский сан Священной Римской империи. В Париже в Латинском квартале на здании библиотеки Сент- Женевьев в списке фамилий выдающихся писателей и ученых рядом с Ньютоном и Лейбницем было выбито имя Дмитрия Кантемира.
13 Дмитрий Кантемир относится к виднейшим мыслителям и ученым Молдавии и России конца XVII начала XVIII века. Его работы в области истории, географии, этнографии, востоковедения принесли ему всеевропейскую известность. Одним из первых среди молдавских мыслителей он занялся проблемами философии. Ценный вклад внесен Кантемиром и в развитие истории как науки созданием фундаментальных трудов по истории Молдавии, Ближнего Востока, Турции. Он выдвинулся в первые ряды историков своего времени. Научные интересы Д. Кантемира поразительно широки. Он был хорошим математиком и даже зодчим. В Константинополе он воздвиг дворец по собственному проекту. Помимо дворца, по проектам Кантемира построено несколько церквей в принадлежавших ему деревнях. Научные интересы Д. Кантемира распространялись на медицину. Не последнее место в увлечениях Кантемира занимало создание приборов и инструментов. Петру I, своему другу и покровителю, он продемонстрировал музыкальный инструмент собственной конструкции, основанной на математических расчетах. В занятиях музыкой Кантемир поднимался до композиторского творчества. Будучи в Константинополе, он писал инструментальные и вокальные пьесы, сочинил «Марш Баязета», который долгое время исполнялся как национальный гимн Турции. Находясь в России, Кантемир оставался пламенным молдавским патриотом, ни на минуту не прекращал деятельности, направленной на освобождение родины. Своими сочинениями он стремился склонить общественное мнение России к убеждению в необходимости скорейшего вызволения Молдавии из-под турецкого гнета
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.