Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИрина Будаева
1 Президент РСПП А.Н.ШОХИН МЕСТО БИЗНЕСА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ Конференция Государственного университета – Высшей школы экономики «Модернизация экономики России и общественное развитие» Москва, 2007 РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
2 Бизнес и общественное развитиеБизнес Население Общественные организации Законодатель ная власть и политические партии Исполнительная власть Занятость, заработная плата, безопасность и условия труда, экология и другие формы социальной ответственности (в т.ч. развитие социальной инфраструктуры территорий пребывания компаний) Спонсорство, благотворительность, ответственное гражданское поведение Финансовая поддержка избирательных кампаний в рамках, установленных законом. Лоббизм в законодательных органах Частно- государственное партнерство, формирование бюджетов всех уровней Главные общественные функции бизнеса Главные общественные функции бизнеса – обеспечение экономического роста, развития, повышения благосостояния всего государства и его населения, финансирование государственных функций через уплату налогов Бизнес в общественном развитии: много ролей 1
3 РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Отношение населения к роли бизнеса в политике Как Вам кажется, власть сейчас контролирует деятельность олигархов или, напротив, олигархи по-прежнему «нанимают» власть, высших государственных чиновников для решения собственных проблем? 1520Затрудняюсь ответить 67 Олигархи нанимают власть для решения собственных проблем 1813Власть контролирует деятельность олигархов Октябрь 2006 г. Сентябрь 2001 г. Олигархи нанимают власть для решения собственных проблем… Затрудняюсь ответить Олигархи нанимают власть для решения собственных проблем Власть контролирует деятельность олигархов СёлаМенее 100 тыс. 100–500 тыс. Более 500 тыс. жителей Москва и Санкт- Петербург Тип поселенияВсего опрошенных 2 ( , ВЦИОМ)
4 РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Реальное влияние бизнеса на политику «Пренебрежимо малым стало влияние бизнеса на политику…» «Эксперт», 12 (553), 2007 г. Результаты опросов, проведенных среди 670 экспертов из 32 регионов («эксперты» - в широком понимании: не только аналитики, политологи, журналисты, но и действующие чиновники, политики, представители бизнеса и общественных организаций) позволяют констатировать факт – за последние 3 года влияние бизнеса на политику свелось почти к нулю (Совместный опрос Института ситуационного анализа и новых технологий, журнала «Эксперт» и Института общественного проектирования) Экспертная оценка РСПП влиятельности бизнеса в политике Влияние на политику (баллы) Годы 3
5 Самоощущение бизнеса «КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС» то, что бизнес о себе слышит, не соответствует его самоощущению РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 4
6 Снятие «когнитивного диссонанса»: варианты Бизнес Возвращение в политику в стиле «а-ля 90-е» - соответствие представлениям населения о роли бизнеса Согласие с текущем состоянием дел и полный уход из реальной политики. Поддержка той линии и тех политиков, которые будут даны «сверху» Конструирование цивилизованного формата участия бизнеса в политике, характерного для развитых стран Сценарии Вероятность реализации Последствия Рост поляризации и конфронтации в обществе как реакция на некорректное поведение бизнеса, ослабление политических институтов, нестабильность правовых условий и т.д. Отсутствие «противовеса» власти, реального представительства интересов самой активной части общества при выработке политики, усиление недоверия в треугольнике «общество- бизнес-государство» Снятие напряжение в отношениях государства, бизнеса и населения. Повышение качества проводимой политики и устойчивости позиций бизнеса Пренебрежимо мала в рамках сложившейся «вертикали власти» Высока. По сути реализуется в настоящее время Желаемый сценарий Средняя. Нужны совместные усилия государства и бизнеса 5 Радикальный сценарий Инерц. сценарий Инерц. сценарий
7 РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Бизнес и политика: сфера вниманияБизнес Население Общественные организации Законодатель ная власть и политические партии Исполнительная власть 6
8 РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Роль бизнеса в становлении политической системы России: pro et contra PRO et CONTRA Поддержка во власти сторонников «рыночной демократии» в их борьбе с консерваторами Непосредственное участие в формировании новых институтов государства (законодательство в сфере собственности, финансовых рынков и т.д.) Формирование нейтрально- позитивного имиджа предпринимательства в глазах населения Общий баланс – не в пользу бизнеса Продвижение узкокорпоративных интересов при формировании законодательства и реализации политики в ущерб интересам государства и общества Коррумпирование чиновничества в целях получения корпоративных и личных выгод Формирование негативного имиджа крупного бизнеса в глазах населения 7
9 РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Роль бизнеса в политике развитых стран Бизнес Лоббирование политических интересов бизнес-сообщества через общественные организации и политические партии Прозрачное для общества и государства спонсирование политических партий и кандидатов на выборные должности Принцип «вращающихся дверей» - постоянный обмен кадрами между бизнесом и госструктурами при соблюдении принципов недопущения конфликта интересов Системо- образующий элемент политической системы Бизнес и государство взаимозависимы, они в «одной лодке» и потому не позволяют себе резких шагов в отношении друг друга 8
10 РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Бизнес в политике и власть: страх или доверие Недоверие. Боязнь государства быть зависимым от кого бы то ни было. Как следствие – «ползучая национализация» Ситуация в России Конкуренция в политике, государство должно постепенно «открываться», сужать в политике поле, находящееся под его полным контролем, устанавливая для бизнеса четкие правила участия в политической жизни. Нормальная ситуация Аналогия с энергобезопасностью: Аналогия с энергобезопасностью: взаимозависимость поставщиков и потребителей (обмен активами) как гарантия стабильности ситуации на энергетических рынках 9 Формирование «новой олигархии», зависимость государства от корпораций чиновников - предпринимателей бизнес в массе своей более всего заинтересован в стабильности и не будет «раскачивать лодку». Выбор государства Инерционный сценарий
11 Политическая конкуренция: место для бизнеса РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Федеральный уровеньМуниципальный уровеньРегиональный уровень л е г и т и м и з а ц и я в л а с т и Глава государства – Президент. Поддержка прозрачная для общества–вклады в бюджет предвыборной кампании в соответствии с законодательством. Бизнес озвучивает свои предпочтения в экономической политике Парламент (с перспективой формирования Правительства). Поддержка (прозрачная для общества, в рамках закона) партий, разделяющих ценностные установки бизнеса и его повестку дня. Соглашения о сотрудничестве по решению конкретных проблем Региональный законодательный орган Поддержка (финансовая, организационная и т.д. в рамках закона) партий и кандидатов, разделяющих ценностные установки бизнеса и его повестку дня, декларирующих модернизационную повестку дня для региона. Сотрудничество по конкретным социальным проектам Глава местной администрации Невмешательство бизнеса в выборы. Сотрудничество с любым избранным главой администрации в вопросах улучшения местного предприниматель- ского климата и развития муниципалитета Муниципальное законодательное собрание Невмешательство бизнеса в выборы. Сотрудничество с депутатами, разделяющими ценности предпринимательства ВЫБОРЫ 10 Оценка соответствия программ кандидатов соц.-эк. программам компаний на территориях их присутствия Отказ от поддержки популизма
12 Интересы бизнеса в политике: Что такое «хорошо» и что такое «плохо» РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ «Хорошо»: 1.Поддержка не конкретных людей, а идеологии и реальной деятельности 2.Лоббирование интересов предпринимательства в целом, а не отдельной компании 3.Честность в поддержке – отказ от поддержки всех кандидатов подряд для «диверсификации рисков» 4.Отказ от введения в списки поддерживаемых партий представителей компаний-спонсоров (слияние политики с бизнесом) 5.Отказ от поддержки экстремистских, националистических, фашистских партий и движений, НО: нормальная работа с конструктивными оппозиционными партиями 6.Отказ от коррумпирования действующих депутатов, фракций и т.д. «Плохо»: 1.Лоббирование узкокорпоративных интересов, в том числе путем проведения в депутаты менеджеров собственных компаний, аффилированных лиц, родственников 2.Коррумпирование представителей законодательной и исполнительной властей 3.Неразборчивость в поддержке партий и течений (спонсирование «проходных» партий и дальнейшая «работа» с ними) Что нужно в законодательном плане: Четкое регулирование конфликта интересов в политическом процессе, а также в деятельности органов исполнительной власти Усиление борьбы с коррупцией Закон о лоббизме Закон о финансировании политических партий и движений 11
13 Что бизнес ждет от политических партий и от следующего президентства РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Сокращение присутствия государства в экономике Защита прав собственности Эффективно работающие институты, в т.ч. суды и правоохраните льная система Политическая стабильность при политической конкуренции Защита интересов бизнеса за рубежом Учет позиции бизнес-сообщества при формировании стратегических направлений развития страны 12 Отказ от популизма Преемственность экономического курса реализация модернизационной повестки дня в экономической программе (Большинство направлений – в миссии РСПП) конкуренция в экономике
14 Формирование позиции бизнес-сообщества РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 13 к о м п а н и и РСПП РСПП ТПП, «Деловая Россия», «ОПОРа», иные общественные организации бизнеса проблемы компаний, предложения Рабочие группы, комитеты, комиссии РСПП (участие всего бизнес-сообщества, а не только членов РСПП) Совместные рабочие группы бизнес-ассоциаций Координационные площадки (КСПС, КСОРР и т.д.) формирование консолидированной позиции Правительство Примеры консолидированной позиции бизнеса: - Налоги - Выкуп земли - Техническое регулирование - ВТО - Экология и природопользование и т.д. Социально- трудовое партнерство (РТК)
15 Политическая конкуренция = конкуренция в экономике РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Конкуренция в экономике Политическая конкуренция/ конкуренция экономических программ партий Демократические институты Законодательно оформленное сотрудничество с политическими партиями Реализация экономической программы Рыночные институты Без конкуренции в политике нет конкуренции в экономике 14
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.