Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМария Шишмарева
1 ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ТРУДНОДОСТУПНЫХ ОБЪЕКТОВ Сергей Хайкин Matthew Warshaw
2 Что делает объекты труднодоступными Военные конфликты Терроризм, преступные группировки Враждебное отношение властей Разрушенная инфраструктура Закрытые территории (военные, пограничные) Географически труднодоступные районы Отсутствие данных о населении, переписи населения Культурные и психологические особенности населения, обычаи, языковой барьер Дистанционное управление исследованиями - невозможно 2
3 Что делает объекты труднодоступными год
4 Что делает объекты труднодоступными год 2012 год
5 Что делает объекты труднодоступными 5
6 6
7 Культурные особенности 7
8 Зачем проводятся исследования в зонах конфликтов? Единственный источник обратной связи с населением Получение независимой и беспристрастной информации о ситуации Получение веера мнений и сегментации населения: социальные группы, кланы, местная элита Оценка различных сил, действующих в зонах конфликтов Выявление электоральных настроений Поиск путей преодоления конфликта, выработки тактики и стратегии развития Необходимо преодолеть скепсис 8
9 Инсомар: представление Институт социального маркетинга работает на Северном Кавказе с 2001 года. Исследования в: Чеченской республике Республике Ингушения Республике Дагестан Карачаево-Черкесской республике Кабардино-Балкарской республике Республике Северная Осетия (Алания) Подготовлено более 300 интервьюеров Проведено около интервью, сотни фокус-групп, глубинных и экспертных интервью. 9
10 СКФО: большая, сложная территория с разнообразными рельефами 10
11 Инсомар: как мы начинали Заказ на исследование СМИ на Северном Кавказе: Попытка работать в Чечне с территории Дагестана провалилась Организация опросной сети в Чечне в 2001 году «Национальный институт общественного мнения» ЧР Кавказ-Центр: «… путинский учетчик и сталинский счетовод…» Влияние чеченских исследований начала 2000-х на политику России на Северном Кавказе 11
12 Кому нужны исследования в постконфликных зонах? Заинтересованность Администрации президента РФ, Правительства РФ Электоральные настроения Отношение и уровень поддержки федеральной власти Проблемы, волнующие население Рейтинговые исследования Заинтересованность региональных властей, представителей конкурирующих кланов и групп Международные исследования СМИ (закончились) Первые маркетинговые проекты: бизнес, инвесторы, рекламные компании Научные проекты и гранты (ИНОП) Узкий круг заказчиков. Снижение интереса к исследованиям на Северном Кавказе. Рынок исследований не сложился. 12
13 D3System и ACSOR: представление D3 Systems организовала ACSOR (Afghan Center for Socio-Economic and Opinion Research) в 2003 году в Кабуле. D3 Systems принадлежит 60% бизнеса. Специального разрешения на работу в Афганистане не требуется. Получена лицензия от Афганского агентства поддержки инвестиций для работы, чтобы платить налоги. Афганский персонал ACSOR состоит из 40 постоянных сотрудников и более 800 внештатных для конкретных работ в качестве интервьюеров, кодировщиков, набивщиков, модераторов и переводчиков. ACSOR провел более формализованных интервью в ходе количественных исследований и сотни глубинных интервью и фокус- групп. 13
14 14 Что делает объекты труднодоступными Условия безопасности в Афганистане тесно связаны с географией. Южный и восточный регионы страны самые небезопасные "Пуштунский пояс" остается самым небезопасным
15 Кому нужны исследования в Афганистане? Более 40 заказчиков. Информационные агентства: ABC, BBC, ARD, Washington Post ООН, Всемирный банк, USAID, DFID, Asia Foundation, Правительства различных стран (Германия, Великобритания и др.) Военные Различные негосударственные организации (NGO) Коммерческие клиенты: сотовая связь и другие компании, производящие товары Высокая востребованность афганских исследований 15
16 Специфика: взаимодействие с властями Взаимодействие с властями – рядом, но не вместе Полная открытость – главный принцип «Легенда» – образ исследования и исследователя для общественности и властей «Под колпаком спецслужб» Представление и … дистанцирование Методы, позволяющие избежать контроля и вмешательства Спонтанный интерес полиции Боевики и салафиты Обязанность защитить интервьюеров 16
17 Специфика: если нет статистики В годах вообще не было данных о численности и составе населения Чечни Данные местных администраций о численности Использование демографических оценок по родившимся, умершим, учащимся и т.д. Обязательный вопрос в анкетах о составе семьи. Через 7-8 опросов (8 тыс. интервью) данные перестали изменяться Контрольные квоты Перепись 2010 года 17
18 ACSOR и национальная выборка в Афганистане Никакой официальной переписи населения с 1979 года Основываясь на приблизительной оценке Всемирной продовольственной программы ООН и Министерства реконструкции и развития сельского хозяйства Афганистана, была сделана примерная оценка численности населения. ACSOR использует эти и другие источники для оценки численности населения в Афганистане. Оценка ACSOR 22% городского / 78%сельского населения 50/50 мужчин и женщин Точки выборки распределились пропорционально населению 7 регионов Афганистана, затем были распределены по 34 провинциям Афганистана.
19 Полевой процесс в Афганистане В количественных исследованиях используется многоступенчатая случайная стратифицированная выборка. 1 шаг – регион. Интервью распределяются пропорционально по 7 регионам, что определяется Центральным статистическим управлением (ЦСУ) в соответствии с доступными обновлениями данных о населении, проведенными в годах по официальным оценкам CSOR. 2 шаг – провинция. Далее интервью распределяются по провинции внутри каждого региона так же основываясь на данных о население, полученными Афганского ЦСУ. 3 шаг – город\село. Внутри каждой провинции выборка распределяется на городскую и сельскую 4 шаг – район. Районы выбираются пропорционально размеру систематической случайной выборке. 5 шаг – населенный пункт. В больших города, мы используем районы, называемыеnahias и в сельской местности мы используем небольшие города и села. Так как демографический данных о населенных пунктах не существует, и случайный отбор производится из всех известных населенных пунктов.. Мы проводим 10 интервью в точке опроса. 6 шаг – определение стартовой точки. Карты и доступная информация о населенных пунктах используется определение стартовой точки для маршрута, где проводятся 10 интервью, карточка Киша используется для отбора респондента. 19
20 Отбор домохозяйства и респондента Домохозяйства отбираются случайным маршрутным методом Респонденты отбираются при помощи карточки Киша Троекратное посещение респондента, до этого замена респондента недопустима Контроль: от 10% до 25% проведенных интервью
21 Number of the household members* Contact No.* * Отбор респондента : карточка Киша
22 Специфика: супервайзер Обрастать связями в каждой республике Приобретать друзей, жить в семьях, быть на свадьбах и похоронах. Найти «гуру» – учителя, мудреца, знатока культуры и психологии народа Супервайзер - от него зависит успех или неудача проекта Формальные и неформальные отношения 22
23 Специфика: набор и обучение интервьюеров Могут ли осетинские интервьюеры проводить опросы в Ингушетии? Источники рекрутирования. Интервьюерский корпус. Обновление. Только личный инструктаж; пилотные интервью; допуск к работе Видеоинструктаж Интервьюеры могут плохо знать русский язык. Билингвы. Не импровизировать с переводом. «Семейный подряд» 23
24 Инструктаж интервьюеров в Чечне (2011 г.) 24
25 Инструктаж интервьюеров в Афганистане 25
26 26
27 27
28 Сортировка анкет в Кабуле 28
29 Специфика: рабочие языки исследования Опросы, которые проводятся на русском языке, дают заметные смещения До 10-12% по самооценкам не знают русский язык. Реально этот процент выше. Примеры Сложность восприятия вопросов Простые и сложные вопросы (суждения) Перевод анкеты «Политический язык» - русский Как минимум, перевод карточек Инструктаж интервьюеров специалистами знающими языки народов Кавказа 29
30 Знание русского языка РеспубликиЧисленностьиз них владеют русским языком % Республика Дагестан ,6 Аварцы ,3 Даргинцы ,1 Кумыки ,7 Лакцы ,8 Лезгины ,6 Табасараны ,4 Чеченцы ,3 Республика Ингушетия ,5 Ингуши ,4 Чеченцы ,4 Кабардино-Балкарская Республика ,6 Балкарцы ,1 Кабардинцы ,7 Карачаево-Черкесская Республика ,6 Карачаевцы ,9 Черкесы ,4 Республика Северная Осетия – Алания ,2 Ингуши ,0 Осетины ,6 Чеченская Республика ,8 Чеченцы ,5 30 По данным переписи 2010 года
31 Специфика: процесс опроса – реакция населения Преобладающая реакция – доверие и приветливость Факторы успеха: объяснение целей, дистанцированность от начальства, гарантии анонимности Отвечать на вопросы интервьюера – не противоречит национальному менталитету Оценочные вопросы о людях (особенно местных) – вызывают затруднения и отказы Религиозность и уровень отказов Возможно ли правильное измерение там, где выражать свою точку зрения опасно? 31
32 32
34 34
35 Чеченский университет: носить ли косынку? 35
36 Специфика фокус-групп Модератор. Можно ли перепоручить проведение групповой дискуссии? Учить модераторов. Рекрутирование участников Ограниченные возможности групп в Чечне в 2012 году Особенности сегментации аудитории Национальные группы (мононациональные или полинациональные) Интеракция: взаимодействие полов Интеракция: взаимодействие людей разного возраста Прогностические возможности. Маркетинг 36
37 Фокус-группа в селе Хубар, Дагестан 37
38 Высокогорное село Хубар в Дагестане 38
39 Фокус-группа в Дербенте 39
40 40
41 Эвристические возможности индивидуальных интервью 41 Доверие интервьюеру в индивидуальном интервью Биографические интервью и метод погружения Экспертные панели
42 Сепаратистские настроения 42 Как вы думаете, наша республика сможет добиться лучших результатов в экономическом, социальном и духовном развитии, находясь в составе России, или нам лучше развиваться отдельно, создав собственное государство или федерацию кавказских народов? (в %) Все Дагестан Ингушетия Кабардино- Балкария Карачаево- Черкессия Северная Осетия Чечня В составе России Самостоятельное государство Федерация кавказских народов ЗО
43 Чечня: перекресток проспектов Путина и Кадырова 43
45 Развитие исследований Есть ли смысл изучать мнения людей, живущих в условиях тоталитарных режимов? «…К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь.» Постконфликные зоны не всегда будут таковыми Понимание позволяет избежать ошибок и если не стимулировать развитие, то хотя бы предотвратить эскалацию напряженности Гуманитарная миссия исследований труднодоступных объектов Главное правило – стремиться не нарушать правила 45
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.