Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНина Истратова
1 Григорий Андрущак, Тимур Натхов Институт институциональных исследований ( ИНИИ ) НИУ Высшая школа экономики Введение ЕГЭ, стратегии абитуриентов и доступность высшего образования
2 Мотивация Введение ЕГЭ в 2009 году – важнейшее институциональное изменение на российском рынке образования в последние годы Большинство эмпирических исследований посвящены изучению вопроса связи результатов ЕГЭ и успеваемости студентов в вузах : Канторович, Македонский, Замков (2011) Польдин (2011) Гордеева и др. (2011) Пересецкий, Давтян (2012) Общий вывод : результаты ЕГЭ хорошо предсказывают успеваемость студентов в вузах студенты с более высокими баллами ЕГЭ, как правило, лучше учатся в вузах
3 Мотивация Вопросы, которые пока не получили должного внимания в эмпирической литературе : o Как изменились предпочтения в выборе вуза и способах подготовки к поступлению ? o Можно ли сказать, что реформа повысила доступность высшего образования ? o Какие группы населения выиграли от введения ЕГЭ в большей степени ?
4 Информационная база исследования Социологический опрос учеников 11 классов и их родителей o 16 крупнейших городов России ( население 800 тыс. чел.) o 100 семей в каждом городе o Две волны опроса : весна 2008 и весна 2010
5 Задачи исследования Сравнить практики выбора вузов абитуриентами и подготовки к поступлению в них : o Оценить количественные различия в ответах до и после реформы o Оценить количественные различия в ответах различных доходных групп
6 Определенность с выбором вуза за 3 месяца до поступления ( семьи с доходами ниже медианного уровня )
7 Выбор вуза и программы обучения : second best ( семьи с доходами ниже медианного уровня )
8 Стратегии подготовки к вузу : подготовка к ЕГЭ
9 Стратегии поступления в вуз : участие в олимпиадах
10 Достаточность школьных знаний для поступления в вуз
11 Формы подготовки к поступлению в вуз
12 Самостоятельная подготовка школьников в семьях с разными доходами
13 Посещение дополнительных занятий школьниками из семей с разными доходами
14 Причины посещения дополнительных занятий в школе
15 Причины посещения дополнительных занятий в школе ( семьи с разными доходами )
17 Содержание подготовительных занятий
18 Самооценка знаний на подготовительных курсах
19 Факторы изменений в ответах Различия в ответах респондентов в 2008 и 2010 могут варьироваться в зависимости от социально - демографических характеристик семьи и региона проживания Для подтверждения устойчивости результатов мы оцениваем параметры регрессионного уравнения :
20 Выбрали один вуз Выбрали несколько вузов Поступать на бюджетное место в первую очередь Если не поступит, то на бюджетное в другой вуз После введения ЕГЭ **0.0481*0.0837***0.0551* Высокие доходы семьи 0.254***-0.206***-0.157**-0.211*** Высшее образование родителей *0.118** Возраст родителей, лет Размер семьи, чел Полная семья = ** Пол школьника ( мальчики =1) * * N
21 Школьных знаний достаточно для поступлени я в вуз Готовлюсь к поступлению самостоятел ьно Посещаю дополнитель ные занятия в школе Посещаю курсы при вузе Занятия уравнивают шансы на поступление Мои знания выше среднего на курсах После введения ЕГЭ ***0.101***0.179***-0.065***0.0759***0.0925** Высокие доходы семьи *** *** Высшее образование родителей *** *** Возраст родителей, лет ** *** ** Размер семьи, чел Полная семья = ** e Пол школьника ( мальчики =1) *** N
22 Выбрали один вуз Выбрали нескольк о вузов Поступать на бюджетное место в первую очередь Если не поступит, то на бюджетно е в другой вуз Экономик а, менеджм ент Инженер ные науки Семьи с низкими доходами после введения ЕГЭ *0.0746**0.0967***-0.108*** *** Семьи с высокими доходами после введения ЕГЭ *0.132***0.0898** Семьи с высокими доходами до введения ЕГЭ *0.0784* Контроли : образование, демография, регион N
23 Школьных знаний достаточно для поступлени я в вуз Готовлюсь к поступлению самостоятел ьно Посещаю дополнитель ные занятия в школе Посещаю курсы при вузе Занятия уравнивают шансы на поступление Мои знания выше среднего на курсах Семьи с низкими доходами после введения ЕГЭ 0.129*** *** **0.107**0.178*** Семьи с высокими доходами после введения ЕГЭ * *** ** *** Семьи с высокими доходами до введения ЕГЭ ***-0.123*** ** Контроли : образование родителей, демография, регион N
24 Выводы После введения обязательного ЕГЭ произошли значительные изменения в предпочтениях и стратегиях подготовки к поступлению в вуз : семьи чаще выбирают для поступления несколько вузов реже ориентируются на один вуз предпочитают для поступления бюджетные места как первый и второй наилучший вариант с большей вероятностью занимаются на подготовительных курсах в школе и самостоятельно с меньшей вероятностью занимаются на курсах при вузе
25 Выводы Эффект реформы неоднороден. Наибольшие изменения в предпочтениях и стратегиях подготовки произошли в семьях с низким уровнем доходов, которые : чаще готовятся к ЕГЭ на подготовительных курсах выбирают несколько вузов для поступления планируют подавать документы на бюджетное отделение вуза считают, что дополнительные занятия в школе позволяют уравнять шансы на поступление и не отстать от других школьников. повысили самооценку своих знаний, как по результатам школьного обучения, так и в сравнении с другими учащимися на курсах подготовки к ЕГЭ
26 Самооценка уровня доходов в 2008 и 2010 « Оцените, пожалуйста, материальное положение вашей семьи » Едва сводим концы с концами, часто не хватает денег на необходимые продукты питания 52.5%53.9% На еду денег хватает, но во всем остальном приходится себя ограничивать На ежедневные расходы хватает, но покупка одежды уже представляет трудности На еду и одежду хватает, но при покупке телевизора, холодильника и т. п. пришлось бы занимать деньги / обращаться за кредитом Хватает и на еду, и на одежду, и на бытовую технику, но покупка автомобиля и дорогостоящий отпуск нам не по карману 47.5%46.1% Можем позволить приобрести все, что захотим
27 Выбор вуза
28 Выбор отделения : бюджетное или коммерческое
29 Выбор отделения : second best
30 Причины посещения дополнительных занятий в школе
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.