Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВадим Фастов
1 Доклад по кейсу 5: Трудовые ценности россиян Доклад по кейсу 5: Трудовые ценности россиян Доклад подготовила: Азовцева Александра
2 О статье Автор: Магун В.С. Название: «Динамика трудовых ценностей российского населения, гг. Опубликована в книге «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» под науч. ред.Т.М. Малевой, О.В. Синявской
3 О чем статья В статье сравниваются данные четырех массовых опросов о трудовых ценностях россиян, проведенных в гг. Направлена на изучение базовых, «материалистических» потребностей работников и рассмотрения изменений за произошедший период.
4 Ключевой исследовательский вопрос Какого рода вознаграждения за труд являются сегодня ведущими для типичного российского работника? В каком направлении их содержание менялось на протяжении данного периода?
5 Ключевой исследовательский вопрос Как структурированы в сознании людей ожидаемые ими вознаграждения и те трудовые ресурсы, которые они готовы затрачивать? Присутствуют ли хотя бы у части сегодняшних российский работников ценности и мотивы, побуждающие к трудовому энтузиазму?
6 Актуальность Интерес к проблемам трудовой мотивации актуализировался в связи с практическими усилиями, нацеленными на преобразование бывшего советского общества. Необходимость усилить мотивацию к труду, добиться высокой его производительности. Это все требует изучения трудовых ценностей.
7 Цель, проблема исследования Цели Выявление трудовых ценностей российских работников и их изменений в указанном промежутке времени Попытка разобраться в динамике потенциальных мотивов трудовой деятельности Проблема Стабильности-изменчивости трудовых ценностей (гибкость)
8 Вклад предшественников М.Вебер - фундаментальные социально-экономические сдвиги, связанные с возникновением капитализм, не могли бы осуществиться без новой трудовой этики Д. Макклелланд -зависимость экономических успехов общества от выраженности у людей мотивации достижения
9 Основные понятия Ценность (индивидуальные) – убеждения человека в значимости лично для него некоторого объекта/явления Мотив действия – побуждение человека к активности
10 Данные Используются данные четырех массовых репрезентативных опросов, проведенных гг. С 1991 по 1999 – экономический спад, данные опросов, проведенных в рамках Всемирного исследования ценностей С 1999 – экономический рост 2004 – данные опроса «Поколения и гендер»
11 Выборка Российское население в возрасте от 18 до 75 лет Выборка исследования «Поколения и гендер» в 2004 в несколько раз превышала российские выборки Всемирного исследования ценностей Данные относятся и к занятым и безработным
12 Используемая Методика Факторный анализ
13 Структура статьи Разделы: 1.Значимость различных сторон работы и ее динамика 2.Выявления ценностных синдромов с помощью факторного анализа 3.Динамика интегральных (факторных) индексов трудовых ценностей 4.Динамика трудовых ценностей внутри демографических и профессиональных групп 5.Заключение
14 Раздел 1: Значимость различных сторон работы и ее динамика В 1991: лидирует ценность высокого заработка, а ценности активной самоотдачи, трудовых достижений, ответственности занимают места нижней части российского списка Для сравнения: в большинстве стран мира в 1991 лидировала триада трудовых ценностей: хороший заработок, интересная работа, хорошие товарищи
15 Раздел 1. Исследования с 1991 по 1999: Результаты: Трудовые ценности, повысившие показатели: надежность места работы, возможность чего-то достичь, уважение к работе со стороны окружающих, ответственность, хороший заработок. Трудовые ценности, понизившие показатели: «большой отпуск» и удобные часы работы
16 Раздел 1. Исследования с 1991 по 1999: Интерпретация: активизация стремлений к вознаграждениям (денежным и моральным), к тому, чтобы они были стабильными, большая готовность людей платить за все это трудом Для сравнения: Догнать развитые страны мира по значимости страха безработицы России оказалось легче, чем приблизиться к ним по выраженности мотивации достижения
17 Раздел 1. Исследования с 1999 по 2004: Гипотеза: изменения пойдут в сторону дальнейшего повышения ценностей активности и достижений и что вырастет рейтинг инициативы
18 Раздел 1. Исследования с 1999 по 2004: Результаты: Хороший заработок (назван почти каждым опрошенным), надежность места работы (80% респондентов), важность удобного графика работа (выросла на 15%) Соответствие работы способностям (более чем на треть снизился показатель), уважение своей деятельности со стороны окружающих, а также инициатива и ответственность (вопреки ожиданием)
19 Раздел 1. Исследования с 1999 по 2004: Интерпретация: С связи с экономическим ростом у людей появилась возможность «нормально» зарабатывать и они пошли на все ради этого: отказ от работы по специальности, пожертвование социальным признанием и свободой проявления собственной активности
20 Раздел 2. Выявление ценностных синдромов с помощью факторного анализа Первый фактор (информативность 19%) Доминируют ценности социального признания и ответственности, а ценности личных вознаграждений и личного комфорта в работе имеют менее заметный вес по фактору Самая низкая факторная нагрузка у ценностей заработка
21 Раздел 2. Выявление ценностных синдромов с помощью факторного анализа Второй фактор (информативность 14%) В факторе противостоят две группы ценностей: Удобное время работы, большой отпуск, высокий заработок, надежность места работы Инициатива, возможность достичь чего- то, ответственность, социальное признание
22 Раздел 2. Выявление ценностных синдромов с помощью факторного анализа Второй фактор Интерпретация данного фактора – конфликт двух видов удовлетворения от работы: Удовлетворения от самого прцесса труда и его содержательный результатов Удовлетворения от материальных вознаграждений
23 Раздел 2. Выявление ценностных синдромов с помощью факторного анализа Третий фактор (информативность 10%) Положительно связаны: значимость заработка, интересной работы, возможность чего-то достичь, надежность места работы, интересной работы Отрицательно: отсутствие чрезмерного давления, большого отпуска, соответствия работы способностям
24 Раздел 2. Выявление ценностных синдромов с помощью факторного анализа Выводы: Выявили две «материалистические» ориентации: 1.«энергичный материализм» (отвечает положительному полюсу третьего фактора) 2.«комфортный материализм» (отвечает положительному полюсу второго фактора)
25 Раздел 3. Динамика интегральных (факторных) индексов трудовых ценностей Изменения по второму фактору Среди россиян в эти годы было распространено стремление к высокому, надежному и легкому заработку и реже встречалось ориентация на трудолюбие и бескорыстную самореализацию
26 Раздел 3. Динамика интегральных (факторных) индексов трудовых ценностей К 1999 значения ценностного индекса несколько сместились в сторону «бескорыстной самоотдачи» К 2004 заметно усилилась значимость надежности места работы и хорошего заработка, при этом снизилась популярность инициативы
27 Раздел 3. Динамика интегральных (факторных) индексов трудовых ценностей Изменения по третьему фактору 1991 – опрошенные группировались вокруг полюса «комфортного материализма» К 1995 – сдвиги в сторону отказа от взгляда на работу как рекреации Опрошенные группировались около полюса «энергичного материализма» 1999 – изменений не произошло 2004 значения опять немного повысились
28 Раздел 3. Динамика интегральных (факторных) индексов трудовых ценностей Изменился важный аспект отношения к труду – российские работники больше не рассматривают пребывание на работе как одну из форм рекреации и четко закрепляют за трудом функцию нелегкого добывания высокого заработка
29 Раздел 4.Динамика трудовых ценностей внутри демографических и профессиональных групп Выводы: Популярность ценности «работа, уважаемая широким кругом людей» с 1991 по 2004 сначала росла, а потом снизилась. Популярность ценности «ответственная работа» также менялась нелинейно. Обе тенденции не универсальны, воспроизводятся в небольшом числе подмассивов
30 Раздел 4.Динамика трудовых ценностей внутри демографических и профессиональных групп Выводы Большинство ценностных изменений универсально воспроизводятся почти во всех внутри массива подвыборках, следовательно, причины сдвигов нельзя свести к изменениям демографического или профессионально-должностного состава опрошенных. Часть причин связана с социально-экономическими изменениями, одинаково влиявших на всех людей.
31 Раздел 5. Заключение Обнаружены следующие изменения: За 14 лет стали более важными для россиян следующие ценности: хороший заработок, надежность работы, интересность работы, возможность чего-то достичь. Важность других ценностей понизилась: большой отпуск, соответствие работы способностям, возможность инициативы Важность еще трех ценностей не изменилась: уважение к работе со стороны окружающих, ее ответственность, невысокая напряженность.
32 Раздел 5. Заключение Инициативная самореализация и личная ответственность остаются на периферии трудового сознания россиян, что резко отличает их от работников экономически развитых стран.
33 В статье получены все ответы на поставленные вопросы Я согласна со всем этой статье, но в ней не было указано выборки – где собраны данные и сколько человек опрошено.
34 Ценность этой статьи, в том, что период времени проведения этого исследования имеет очень яркий исторический подтекст, и результаты исследования показывают как менялись трудовые ценности советского и постсоветского населения на фоне очень резких экономических и политических реформ в России
35 Как бы я улучшила статью Я бы ее сократила, так как я считаю для ознакомления с исследованием достаточно меньше информации, чем предоставляет статья. Я бы, возможно, немного по-другому структурировала статью и сделала бы акцент на четких формулировках результатов и интерпретаций.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.