Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДиана Недобитова
1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ: Реформы Петра: Замыслы. Основное содержание. Ход и итоги. Выполнила ученица 10 «Б» Сушкова Карина г.Калининград 2010г.
2 Эпоха Петра Великого – это эпоха огромного перелома в жизни России. Существуют сложнейшие дискуссионные оценки этого времени. Петр Великий
3 Замыслы Спорный вопрос, был ли четкий план реформ. Имеются противоположные оценки этого вопроса. Например, некоторые авторы "почвеннического" толка (современные "славянофилы") утверждают, что Петр с малых лет попал под западное влияние и на протяжении всей жизни с маниакальным упорством стремился к насаждению западных порядков. Противоположная точка зрения, особенно ярко у П.Милюкова: не было четкого замысла реформ, и они проводились от случая к случаю, в силу практической необходимости, главным образом, под влиянием нужд длительной Северной войны. Возможный компромиссный подход: у Петра были некоторые общие подходы (главное: усиление мощи России и ее "европеизация"). Это и составляет Основное содержание реформ. Но конкретные направления реформ формировались постепенно, о чем говорит и динамика, последовательность преобразований.
4 Павел Николаевич Милюков
5 Ход реформ Условно можно выделить три этапа: 1.На рубеже двух веков существовали наиболее насущные меры, связанные с военными потребностями. В связи с Азовским походом (1695 г.) начал создаваться военный флот. В первые годы нового века применяются особенно решительные меры по созданию регулярной армии: ликвидация стрелецкого войска, введение рекрутских на боров, подготовка офицеров. Главным образом для военных нужд происходит массовое создание мануфактур: более 200 против 20 в конце XVII в. Выплавка железа выросла в 5,5 раз. Кроме этого, на рубеже веков происходят и наиболее неотложные культурные преобразования: широкая посылка молодых дворян для учебы за границу (начиная с "великого посольства") и массовое приглашение иностранных специалистов, создание начального светского образования ("цифирные школы"), специального образования ("школа математицких и навигацких наук"), первая русская газета "Ведомости", ломка быта (изменение костюма, запрет бороды, ассамблеи, новый календарь).
6 Крупнейшая мера по европеизации – основание Петербурга (1703 г.) Петербург
7 2. Начало более систематических государственных реформ после того, как обозначился перелом в ходе Северной войны: 1708 г. – изменение территориального деления страны на 8 губерний (делились еще на 50 провинций). В 1711 г. первый крупный шаг в изменении структуры центрального управления: учрежден высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе – Сенат во главе с генерал–прокурором ("око государево") и штатом чиновников на местах. 1717–1718 гг. – упразднение приказов и создание коллегий. Из других крупных мер: в 1714 г. выходит указ о приравнивании вотчин и поместий.
8 3. Завершающие меры в конце правления: в 1721 г. – провозглашение Петра императором. В том же году – создание Духовной коллегии (Синод), т.е. полное подчинение церкви государству (выборы патриарха не проводились с 1700 г.). В 1722 г. – "Табель о рангах", своего рода стержень социально– сословного деления, более резкое отграничение дворянского сословия, и в то же время, упорядочение путей попадания в него из других групп г. – подушная подать: способствовала развитию крепостничества.
9 Из других мер: 1720 г. – более основательная попытка создания городского самоуправления (главный и местные магистраты, хотя еще в 1699 г. – "бурмистерская палата") г. – важная мера по обеспечению мануфактур рабочей силой: указ о посессионных крестьянах. В области культуры – завершающий шаг: 1724 г. – указ о создании Академии наук. Академия наук
10 Итоги реформ Существуют разные подходы по оценке реформ Петра: 1. Акцент на позитивные итоги. В XIX в. особенно Соловьев и "государственная школа": Петр Великий – преобразователь России, одна из наиболее великих исторических личностей, "революционер на троне". Со времени Петра Россия стала великой европейской державой, прорвалась к морю, создала мощную армию и промышленность. Безмерное восхваление Петра при Сталине, например, в известном романе А. Толстого.
11 2. Акцент на противоречивые итоги. Один из первых П. Милюков, отмечает рост мощи за счет непомерных жертв (население уменьшилось на 1/4). В советской исторической науке полагают: при Петре наряду с ростом мощи происходит усиление самодержавия (окончательное утверждение абсолютизма) и крепостничества, что стало впоследствии главным тормозом для развития России. Н.Бердяев, "веховцы" считают, что в результате реформ произошел культурно–психологический раскол русского общества на "два народа" (европеизированная интеллигенция и традиционный народ): это глубинная основа для революции 1917 г. и большевизма.
12 Николай Александрович Бердяев
13 3. Негативная оценка – славянофилы и современные "почвенники": Петр изменил естественный ход российской истории, сломал национальные основы и традиции, подчинил Россию западному влиянию, создал самодержавно–полицейский строй. Особо отмечаем усиление феодально-крепостнического гнета; введение подушного налога, рекрутские наборы; мобилизация населения на строительство крепостей и каналов (например, Санкт–Петербург)
14 Использованный материал: 5/5a/Peter_de_Grote.jpg 5/5a/Peter_de_Grote.jpg %B9%D0%BB:Pavel_Miliukov3.jpg %B9%D0%BB:Pavel_Miliukov3.jpg 10/ _patersen6.jpg 10/ _patersen6.jpg teka.jpg teka.jpg %B9%D0%BB:Berdyaev2.jpg %B9%D0%BB:Berdyaev2.jpg
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.