Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнтонина Селиванкина
1 Выполнила: Ученица 8 «Г» класса МБОУ лицей-3 Подобедова Алена Учитель: Речнова Валентина Егоровна Исследовательская работа на тему: «Мифы в литературе и искусстве»
2 Фридрих Шеллинг в «Философии искусства» писал: «…то, что живет в сказаниях мифологии, несомненно, когда-то действительно существовало, и современному роду человеческому предшествовал род богов».
3 Использование мифологического жанра в литературе и искусстве. Цель:
4 Проанализировать художественную литературу по данной теме. Изучить мифологические персонажи славянских и древнегреческих мифов. Познакомиться с мифами о русалке, Вие, Прометее. Исследовать слова украинского происхождения. Исследовать произведения Лермонтова, Гоголя, Горького. Исследовать влияние увлечений мифами на дальнейшую жизнь авторов. Просмотреть фрагменты использования мифов в скульптурах Санкт-Петербурга. Задачи:
5 Предположим, что мифологический жанр не привлекал внимание читающей публики, не был богатым материалом для создания культурных ценностей. Гипотеза:
6 «Литература и искусство зарождаются в недрах мифологии и одновременно с мифологией. Создавая сказания о богах и героях, человек совершал первый акт творчества и делал первый шаг к самопознанию. С тех пор литература и искусство прошли большой путь. Чтобы понять этот путь и его результаты, каждый человек должен сам пройти его заново: нельзя сделать последующих шагов, не сделав первого. И потому каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности.» (А.С. Пушкин). Актуальность:
7 Основополагающий вопрос: Какова степень использования мифологических героев в литературных произведениях и в искусстве?
8 С детства в наше сознание, в наш читательский опыт входят волшебные сказки и их мифологические персонажи. К числу наиболее популярных образов русской демонологии, представленной в отечественной литературе, относится русалка. Миф о русалке
9 Образ русалки в литературных произведениях 1.В.А.Жуковский «Рыбак», «Ундина» - XIXв. 2.И.Бунин «Морская краса» - XXв. 3.Н.Гумилев «Русалка» - XXв. 4.В.Даль «Башкирская русалка» - XIXв. 5.А.Н.Толстой «Русалочьи» сказки – XXв. 6.Ф.Сологуб «Мелкий бес» - XXв. 7.А.Блок «Мой милый, будь смелым…» - XXв. 8.Н.Гоголь «Майская ночь, или утопленница» - XIXв. 9.А.Пушкин «Русалка» - XIXв. 10.М.Лермонтов «Морская царевна», «Русалка» - XIXв. XXXIX
10 Если в представлении русских крестьян русалка всегда связана с рекой, прудом, то в книжной поэзии она нередко – дочь моря. Я же остановлюсь на образе русалки в произведении Лермонтова. В июне 1841 г., за несколько месяцев до смерти, 27 летний Лермонтов пишет балладу «Морская царевна». …В море царевич купает коня; Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!» Вот показалась рука из воды, Ловит за кисти шелковой узды. Вышла младая потом голова; В косу вплелася морская трава. Синие очи любовью горят; Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.
11 Я понимаю, что передо мной русалка, которая заманивает царевича, чтобы обольстить его, а затем умертвить. Но царевич не испугался и покорил русалку, сломил ее волю. И что же видит царевич: Видит: лежит на песке золотом Чудо морское с зеленым хвостом; Хвост чешуею змеиной покрыт Весь замирая, свиваясь дрожит; Пена струями сбегает с чела. Очи одела смертельная мгла.
12 И так кто же такой Вий? Если,по словам Гоголя, он герой народных преданий, то его образ должен встречаться в произведениях фольклора. Однако сказочного героя с таким именем не существует. Да откуда взялось имя – Вий? Обратимся к словарю. В украинском языке имя персонажа малороссийских преданий Вий идет, видимо, от слов «вия», «вийка» - ресницы (а «повико» - веко). Ведь самое запоминающаяся черта Вия – огромные веки, поэтому имя его произошло как раз от них. Или же его волосатость заставляет вспомнить одного из древнейших и к тому же главных восточнославянских богов времен язычества – Велеса (волоса). Миф о Вие
13 Функцию Велеса, главенствующего в преисподней, видимо, взял на себя образ Вия – персонажа сугубо отрицательного, «нечистой силы». Вий - злобный грозный дух, хозяйничающий в преисподней, олицетворение смерти и могильного мрака, предводитель нечисти.
14 Миф о Прометее «Старуха Изергиль» «Песнь о Соколе»
15 Помимо героев славянской мифологии писатели использовали в своих произведениях и героев древнегреческой литературы. В созданных целыми поколениями мифах нашла свое отражение вся трудовая жизнь древнего человека с его подвигами, завоеваниями и мечтами о лучшей доле. Именно эту особенность мифологии отмечал М.Горький, говоря об образах всемирно известных героев – помощников людей и их защитников, таких, как Прометей и Геракл.
16 Центральным звеном романтических произведений Горького становится образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу. «В жизни всегда есть место подвигам», - говорит героиня раннего произведения писателя старуха Изергиль. Она очень эмоционально и красочно рассказывает читателю о двух героях: Данко и Ларре.
17 Идею подвига Горький положил в основу своей знаменитой «Песни о Соколе». Рисуя образы героев в своих ранних произведениях, М.Горький обращался к мотивам народного творчества. Традиционный образ сокола, орла положен в основу «Песни о Соколе», образ Данко восходит к народному мифу о Прометее – дарителе огня.
18 Легендами окутаны и имена наших писателей, о которых рассказывают современники. Когда М.Лермонтов был уже мертв и лежал на том же месте, где упал после дуэли, черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу. Когда его хотели приподнять и оттащить в сторону, спертый воздух выступил из груди с таким звуком, что показалось, что это живой вздох. Мифы в жизни писателей
19 Н.В.Гоголь очень часто думал о смерти, и смерть его была странной, как и его произведения. Перезахоронение породило легенду, что Гоголь умер дважды, и второй раз воистину ужасно – под землей, в темноте и тесноте гроба. При эксгумации обнаружили, что обшивка гроба изнутри была вся изорвана! Это значит, что, возможно, похоронили Гоголя живым – в состоянии летаргического сна. Именно этого он боялся всю жизнь.
20 М.Горький, умирая, слабо двигал рукой, как прощаются при расставании. И тут вдруг произошло чудо, о котором пишут все очевидцы. Позвонили и сказали, что навестить Горького едут Сталин, Молотов и Ворошилов. И Горький ожил! Совсем как в средневековых легендах, когда прикосновение или взгляд исцеляли недужных. Изучив жизнь писателей мы видим, что увлечение мифами отразилась на их судьбе.
21 Мифами обычно считают сказания, в которых передаются представления людей первобытного общества и древности о происхождении мира, всего живого на земле, о божествах и обожествленных героях. Поэтому скульпторы тоже использовали в создании своих творений образы мифологических героев. В частности, в Санкт – Петербурге очень много статуй, созданных по мотивам греческой мифологии. Скульптуры Санкт-Петербурга Мифы в скульптурах
22 Среди мифологических античных героев основатель Петербурга выделял двух олимпийских богов: дочь Зевса Афину и Посейдона. Неслучайно в Петергофе есть скульптура бога морей, выполненная по рисунку самого Петра Великого. Посейдон Афина
23 А что же прельщало Петра Великого в Афине? Скорее всего то, что она вела справедливые войны и знала толк в кораблестроении. Ее мы видим стоящей рядом с Петром, которому вручает трезубец бог морей на горельефе «Заведение флота в России», украшающем арку главной башни адмиралтейства. Афина
24 В 1808 г. по проекту выдающегося русского зодчего Андрея Воронихина был построен Горный институт. На боковых фризах - скульптурные рельефы. Один из них рассказывает о визите Афродиты к богу кузнечного мастерства Гефесту за доспехами для Ареса. На другом рельефе – Аполлон, пришедший за колесницей в кузнецу Гефеста. АполлонГефест и Афродита
25 Вторая композиция «Геракл, удушающий Антея» выполнена по модели скульптора С.С. Пименова. Она рассказывает об одном из последних подвигов Геракла.
26 Неподалеку от Аполлона в Летнем саду – три музы: Талия, Терпсихора и Эвтерпа. Музы всегда сопровождали этого бога. Эвтерпа – муза лирической комедии Талия – муза комедии Терпсихора – муза танца
27 У кинотеатра «Прометей» на проспекте Просвещения в 1981 г. была установлена скульптура Прометея. Часто ее называют «Летящий Прометей». Титан изображен с факелом в руке. Он летит к людям. Рядом орел, посланный Зевсом покарать Прометея. Автор этой композиции - выпускник академии художеств Роман Красницкий. Она была последней из скульптур города, созданных на темы античных мифов.
28 Можно не сомневаться в том, что композиторы, скульпторы, филологи, поэты и прозаики будут обращаться к мифам как к неиссякаемому источнику, щедро одаряющему тех, кто припадает к его живой воде. Мы, читатели, должны использовать знания мифологии для изучения литературных произведений на уроках литературы и МХК. Мы должны помнить жизнь своих предков, основываясь на изучении мифологии. Вывод:
29 1.Великие Россияне: Биографическая б-к Ф.Павленкова. – М.:ОЛМА Медиа Групп, Историки античности. В 2-х т. Т.1. Древняя Греция. – М.: Правда, Лаврин А. Хроники Харона: Энциклопедия смерти – М.: Московский рабочий, Парандовский Я. Мифология – М.: Дет. лит., Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга. – СПб.: Химия, Универсальный словарь – СПб.: ИГ «Весь», Литература:
30 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.