Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛев Тимкин
1 Учитель швейного дела Хаустова Вера Ивановна Муниципальное казенное образовательное учреждение «Тиличикская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» с. Тиличики, Камчатский край
2 «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его». Евангелие от Матфея Икона (греч. eikon - изображение, образ)Икона (греч. eikon - изображение, образ) - живописное (реже рельефное) изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного Писания; предмет поклонения в христианской религии...
3 ИКОНОПИСЬ - вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Термин "иконопись" обычно относят к средневековой религиозной живописи православной традиции. Иконопись отличает свойственные средневековому искусству символизм, условность изображения и строгое следование определенным канонам. Одно из ярчайших явлений в иконописи - древнерусская икона. Техника древнерусской иконописи предполагает работу яичной темперой по загрунтованной деревянной доске.
4 ИКОНОГРАФИЯ (Греч. eikon - изображение и graphs - пишу) - строго установленная система изображения определенных персонажей и сюжетов в изобразительном искусстве. Чаще всего понятие иконографии применяют к религиозному, каноническому искусству. Также под иконографией понимают всю совокупность изображений какого-либо лица или сюжета, характерных для той или иной эпохи или направления в искусстве.
5 Русская иконопись развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства. В 988 Киевская Русь приняла христианство в его восточном византийском варианте. Вместе с религией Русь унаследовала от Византии традиции украшения храмов росписями и иконами.
6 В начале мастеров-иконописцев приглашали из-за границы, а иногда привозили и сами иконы. Икона Владимирской Богоматери, привезенная из Византии в первой половине 12 в., стала образцом для огромного числа русских списков. Сохранилось очень мало домонгольских русских икон; все они в большей или меньшей степени следуют иконографии и стилю византийских образцов. Мозаики в киевском соборе Святой Софии (заложен в 1037) тоже были выполнены византийскими мастерами. В 1240 монгольское нашествие опустошило русские города и сделало практически невозможными контакты с Византией. Почти полное отсутствие внешних культурных влияний способствовало развитию региональных школ живописи. Особенно выделялись московская, новгородская и псковская школы. С конца 14 в. Московское княжество объединило русские земли. Москва стала культурным центром единого русского государства. Здесь работали три великих мастера древнерусской живописи: Феофан Грек (ок после 1405), Андрей Рублев (1360/ ум. 1427/1430) и Дионисий (ок после 1502/1503). Их иконы и фрески стали воплощением на русской почве идей духовного восхождения и единения с Богом через отказ от всего внешнего и суетного и обретение внутренней гармонии. В 1551 Стоглавый Собор установил строгие каноны, которым должны были следовать иконописцы при создании священных образов. В 17 в. в иконопись проникают влияния западноевропейской живописи. Это нашло отражение в иконах, выполненных Симоном Ушаковым( ), и сложных миниатюрных, подобных ювелирным изделиям, произведениях иконописцев Строгановской школы. После воцарения Петра I в 1682 религиозная живопись не потеряла своего значения для духовной жизни, однако благодаря новой культурной политике государства в искусстве получили преобладание светские сюжеты и художественные методы, пришедшие с Запада. Миниатюра концa XVI века. Андрей Рублев расписывает Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
7 Помните традиционную для русского Православия идею о том, что рукой иконописца движет Бог? Далее я расскажу вам о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.
8 Феофан Грек (около 1340 около 1410) На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси. Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна. Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев..
9 Андрей Рублев (около ) На миниатюре: Икона «Троица» кисти Андрея Рублева. Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым и в случае, если такое определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике популярным русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути. До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении Андреем он был наречен уже при постриге в монашество однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости. Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, Успенский собор во Владимире. Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей- ангелов.
10 Гурий Никитин ( ) На миниатюре: Икона «Мученики Кирик и Иулитта» кисти Гурия Никитина) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина а это приблизительно 60-е годы XVII столетия приходится подъем русского монументально-декоративного искусства и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера. В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского. Однако, пожалуй, главным «профессиональным достижением» Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.
11 Дионисий (около ) На миниатюре: Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев. Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея. В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо- каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой.
12 Симон Ушаков ( ) На миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса обмирщения церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи. Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел «новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности». Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. Религиозное искусство приобретает светские черты.
13 Федор Зубов (около ) На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций. Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых. Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю. Дмитрий Меркулов
14 Даниил Черный (около ) На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются. Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка. Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)
19 ИСТОЧНИК Русская иконопись - %EA%EE%ED%EE%EF%E8%F1%FC %EA%EE%ED%EE%EF%E8%F1%FC Русская экона великих русских иконописцев7 великих русских иконописцев - velikix-russkix-ikonopiscev/ velikix-russkix-ikonopiscev/ Иконопись (история) - %FC_%28%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF%29 %FC_%28%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF%29 Иконописцы - Детские образы в русской живописи -
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.