Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСергей Тихвинцев
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
2 Возраст перехода из начальной школы в среднюю (10 11 лет) является этапным, поворотным пунктом онтогенеза. Это возраст, когда растущий человек переходит из эпохи детства в эпоху подростничества. При этом меняется вся система значимых для ребенка отношений, социальная ситуация его развития. Она делается двоякой. С одной стороны, десятилетний ребенок еще не слишком самостоятелен и во многом зависит от родителей и других близких взрослых. Но с другой стороны круг и качество его общения в этом возрасте не только расширяются ввиду все-таки возрастающей самостоятельности, но и изменяются
3 Психологическая готовность к переходу: 1) операциональная готовность; 1) операциональная готовность; 2) интеллектуальная готовность; 2) интеллектуальная готовность; 3) личностная готовность. 3) личностная готовность.
4 Операциональная готовность Это - необходимые ученику для дальнейшего обучения ЗУН, которые по праву считаются одними из важнейших слагаемых психологической готовности к деятельности. В начальной школе ученик усваивает определенный объем знаний, предусмотренный программой. Если учащиеся в начальной школе не научились читать, писать и считать в соответствии с установленными требованиями, то эти навыки у них с трудом будут развиваться в средних классах школы. Учиться будет всё труднее. Но эта сторона готовности предполагает не только определенный запас знаний, умений и навыков, но и умение пользоваться ими и самостоятельно их добывать.
5 Интеллектуальная готовность Это - уровень развития психических познавательных процессов, которые определяют результативность познавательной деятельности, характеризуют обучаемость ученика (внимание, память, мышление, речь). Она является не только важным условием усвоения учебного материала, но и способствует овладению любой другой деятельностью, является показателем умственного развития ученика.
6 Личностная готовность - это 1) внутренняя ориентированность в специфике будущей деятельности и общения в основной школе 2) направленность личности на дальнейшую учебу; 3) умение общаться со сверстниками и учителями. 1) внутренняя ориентированность в специфике будущей деятельности и общения в основной школе 2) направленность личности на дальнейшую учебу; 3) умение общаться со сверстниками и учителями. Внутренняя ориентированностьэто мотивы, интересы, идеалы, установки. Для успешной учебной деятельности в 5 классе необходимо осознание учениками своих целей, жизненных планов и собственных личностных возможностей для их реализации Внутренняя ориентированностьэто мотивы, интересы, идеалы, установки. Для успешной учебной деятельности в 5 классе необходимо осознание учениками своих целей, жизненных планов и собственных личностных возможностей для их реализации Направленность школьника на дальнейшую учебу зависит от того, насколько точны представления об особенностях предстоящей деятельности и общения, об их требованиях к личности, о возможных трудностях и путях их преодоления. Направленность школьника на дальнейшую учебу зависит от того, насколько точны представления об особенностях предстоящей деятельности и общения, об их требованиях к личности, о возможных трудностях и путях их преодоления.
7 Всю совокупность качеств, необходимых ученику для успешной деятельности в среднем звене, можно определить как нормативную модель личности школьника, характеризующую эталонного выпускника начальной школы. Всю совокупность качеств, необходимых ученику для успешной деятельности в среднем звене, можно определить как нормативную модель личности школьника, характеризующую эталонного выпускника начальной школы.
8 Модель выпускника 1) ученик усвоил программный материал, т.е. его знания, умения навык соответствуют требованиям программы начальной школы; (операциональная готовность); 1) ученик усвоил программный материал, т.е. его знания, умения навык соответствуют требованиям программы начальной школы; (операциональная готовность); 2) психические познавательные процессы, внимание и речь развиты в соответствующих возрасту формах; своевременно сформированы мышление в понятиях и произвольность психических функций (интеллектуальная готовность); 2) психические познавательные процессы, внимание и речь развиты в соответствующих возрасту формах; своевременно сформированы мышление в понятиях и произвольность психических функций (интеллектуальная готовность); 3) сформирован личностный аспект готовности, т.е. 3) сформирован личностный аспект готовности, т.е. а) выпускник начальной школы внутренне ориентирован в специфике будущей деятельности и общения в основной школе: а) выпускник начальной школы внутренне ориентирован в специфике будущей деятельности и общения в основной школе: - осознает и принимает требования, которые будут к нему предъявлены в 5 классе; - осознает и принимает требования, которые будут к нему предъявлены в 5 классе; - уверен в своих силах, готов к преодолению трудностей - уверен в своих силах, готов к преодолению трудностей - имеет адекватную самооценку личности; - имеет адекватную самооценку личности; - самооценка в сфере учебной деятельности совпадает с ожидаемой оценкой со стороны учителя, родителей, сверстников; - самооценка в сфере учебной деятельности совпадает с ожидаемой оценкой со стороны учителя, родителей, сверстников;
9 Модель выпускника б) направлен на дальнейшую учебу в основной школе: б) направлен на дальнейшую учебу в основной школе: - осознает важность учебы, имеет чувство необходимости учения т.е. даже в условиях необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям в школе; - осознает важность учебы, имеет чувство необходимости учения т.е. даже в условиях необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям в школе; - в мотивации учения преобладают учебно-познавательные - в мотивации учения преобладают учебно-познавательные мотивы; мотивы; - проявляет интерес к одному или нескольким учебным предметам; - проявляет интерес к одному или нескольким учебным предметам; - имеет четкие представления о качествах личности, необходимых ему для успешной учебной деятельности и общения на второй ступени общего образования; - имеет четкие представления о качествах личности, необходимых ему для успешной учебной деятельности и общения на второй ступени общего образования; - имеет адекватные представления о будущих учителях- предметниках; - имеет адекватные представления о будущих учителях- предметниках; - любит школу, хочет и любит учиться, а к переходу из начальной школы в основную относится как к естественному и необходимому событию в жизни, не боится перемен; - любит школу, хочет и любит учиться, а к переходу из начальной школы в основную относится как к естественному и необходимому событию в жизни, не боится перемен; в) умеет общаться со сверстниками и учителями на качественно ином, более «взрослом» уровне в) умеет общаться со сверстниками и учителями на качественно ином, более «взрослом» уровне
10 РЕКОМЕНДАЦИИ 1.Развивать социальные навыки: самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен: иметь постоянные домашние обязанности, которые никто вместо него никогда не выполняет (убирать в своей комнате, следить, чтобы одежда была чистой, содержать в порядке личные вещи, поливать цветы, выполнять какие-то поручения и т.п.); иметь возможность самостоятельно принимать некоторые решения (как провести досуг, с кем из друзей встретиться, в каком порядке выполнять свои обязанности и т.п.), видеть и анализировать последствия своих действий или бездействия; проявлять собственную инициативу в типовых жизненных ситуациях для решения возникающих трудностей (спросить у прохожих, как пройти куда-либо, позвонить по справочному телефону и т.п.). РЕКОМЕНДАЦИИ 1.Развивать социальные навыки: самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен: иметь постоянные домашние обязанности, которые никто вместо него никогда не выполняет (убирать в своей комнате, следить, чтобы одежда была чистой, содержать в порядке личные вещи, поливать цветы, выполнять какие-то поручения и т.п.); иметь возможность самостоятельно принимать некоторые решения (как провести досуг, с кем из друзей встретиться, в каком порядке выполнять свои обязанности и т.п.), видеть и анализировать последствия своих действий или бездействия; проявлять собственную инициативу в типовых жизненных ситуациях для решения возникающих трудностей (спросить у прохожих, как пройти куда-либо, позвонить по справочному телефону и т.п.).
11 2. Удовлетворять основные возрастные потребности: чувство «взрослости», склонность к фантазированию, стремление к экспериментированию. Для этого: отношения с ребенком должны строиться на основе доверия и равноправия (в пределах, которые приняты в семье). Он должен чувствовать, что с ним считаются, что есть вопросы, в которых он компетентен и его мнение не подвергается сомнению и перепроверке, что его действия не дублируются никем из взрослых; ребенок должен иметь возможность проявлять свою фантазию (в выборе подарка кому-то из близких, оформлении своей комнаты и т.д.) жизнь ребенка должна предоставлять ему шансы лучше узнать самого себя, свои возможности, применить на практике свои способности ( научиться плавать, кататься на велосипеде; поехать в лагерь, научиться самому решать житейские проблемы и устанавливать отношения с ребятами и взрослыми) – все это будет способствовать развитию реалистической самооценки. 2. Удовлетворять основные возрастные потребности: чувство «взрослости», склонность к фантазированию, стремление к экспериментированию. Для этого: отношения с ребенком должны строиться на основе доверия и равноправия (в пределах, которые приняты в семье). Он должен чувствовать, что с ним считаются, что есть вопросы, в которых он компетентен и его мнение не подвергается сомнению и перепроверке, что его действия не дублируются никем из взрослых; ребенок должен иметь возможность проявлять свою фантазию (в выборе подарка кому-то из близких, оформлении своей комнаты и т.д.) жизнь ребенка должна предоставлять ему шансы лучше узнать самого себя, свои возможности, применить на практике свои способности ( научиться плавать, кататься на велосипеде; поехать в лагерь, научиться самому решать житейские проблемы и устанавливать отношения с ребятами и взрослыми) – все это будет способствовать развитию реалистической самооценки.
12 3. Способствовать формированию недостаточно развитых навыков, необходимых для успешной учебы. Для этого: обязательно читать книги и обсуждать прочитанное (анализировать, делать выводы, высказывать умозаключения, отстаивать свою точку зрения, видеть причины поступков различных персонажей), то же касается просмотренных фильмов или спектаклей; заниматься творчеством, рисовать, слушать музыку, обсуждать ощущения от красоты природы, впечатления от просмотренных фильмов, каких-то жизненных событий и т.п.; принимать участие в общей работе (с родителями, родственниками, сверстниками), проявлять гибкость, идти на уступки ради общего блага, уметь подчинять свои интересы общим целям, учитывать другие точки зрения и интересы других людей и т.п. 3. Способствовать формированию недостаточно развитых навыков, необходимых для успешной учебы. Для этого: обязательно читать книги и обсуждать прочитанное (анализировать, делать выводы, высказывать умозаключения, отстаивать свою точку зрения, видеть причины поступков различных персонажей), то же касается просмотренных фильмов или спектаклей; заниматься творчеством, рисовать, слушать музыку, обсуждать ощущения от красоты природы, впечатления от просмотренных фильмов, каких-то жизненных событий и т.п.; принимать участие в общей работе (с родителями, родственниками, сверстниками), проявлять гибкость, идти на уступки ради общего блага, уметь подчинять свои интересы общим целям, учитывать другие точки зрения и интересы других людей и т.п.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.