Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоман Ярочкин
1 Урок русского языка в 5 классе. Повторение изученного по теме «ЛЕКСИКА». Семисотова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Плотниковская СОШ» муниципального округа г.Михайловка Волгоградской области
2 КАРТА СТРАНЫ ЛЕКСИКА Синонимия Омонимия Антонимия Устаревшие слова Фразеология
3 Запишите в тетрадь слова - синонимы. Дом,лекарь,лихой, шествовать, поэт,хата врач, жилище, здание, стихотворец, разгромить, думать,доктор, смелый,одолеть, размышлять,иностранец, разбить, идти, топать,, чужеземец, мыслить.
4 Исправьте в тексте тавтологию, заменив слова синонимами. Девочка учится в 5 классе. Девочке нравится русский язык. Девочка на уроке русского языка любит писать сочинения. Девочка очень прилежная.
5 Заклинание. Пусть уйдет темная ночь. Все грустные вернутся с работы. Взрослые заплачут. Уйдет несчастье и беспокойство. Горе и грусть выйдут из дома.Небо не будет темным. Луна злобно отвернется от неба. Пусть все будут несчастливы.
6 Составьте с данными словами предложения так, чтобы стало понятным их лексическое значение. Кран,рой,растворить,пила,очки, гранат,балка.
7 Слова для справок :чело,очи, сей, ланиты,перст,перси,выя, шуйца, длань, десница. Сочините текст, исправляя современные слова на архаизмы и историзмы. У этой девушки высокий лоб, большие черные глаза, нежные щеки и округлый подбородок, красивая шея. Тонкими пальцами она перебирает ленту в волосах. На груди у неё бусы. Из губ льется песня. Маленькая ладонь прижата к груди. Левой рукой она прикрывает глаза.
8 1.Подберите к данным выражениям фразеологизмы -синонимы: С гулькин нос-_________ Водить за нос-__________ Бить баклуши-___________ Зарубить на носу-_________ Слова для справок :распустить нюни,гонять лодыря,намотать на ус,кот наплакал,обвести вокруг пальца. 2.Подберите к данным фразеологизмам антонимы: Заварить кашу-_________ Во весь дух-____________ Слова для справок: в час по чайной ложке, расхлебывать кашу.
9 3.Соедините слова так, чтобы получились устойчивые выражения: Угол луковое Память медвежий Канитель девичья Труд мартышкин Горе крокодиловы Слезы тянуть
11 4.Замените подчеркнутые слова в предложении фразеологизмами Таня прилежно трудилась на школьном участке. Щенок выскочил за ворота и бесследно исчез. Сережа говорил нудно,медленно Если бы нам не мешали, работу мы выполнили бы быстрее. Слова для справок: засучив рукава,вставлять палки в колеса, тянуть кота за хвост,как в сквозь землю провалился.
12 5.Творческий диктант. Допишите фразеологизм. Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …; разольешь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; ждать у моря…; заговаривать …; днем с огнем не …; палец о палец не ….
13 7.Запишите текст,, исправьте ошибки раскройте скобки. Найдите, подчеркните фразеологизмы. Дайте им объяснение. Прегласил нас как то сын лисника к себе. Сказал, что сходим за гребами, рыбу лавить будем. Уху сварим -пальчики оближешь. Мы, конешно, обрадовались, уши развесили. Мой бротишка голову потирял от счастья. Сын лесника –мастер лавить рыбу, он на этом сабаку съел. Не знаю, каких он собак там съел, а вот мы попались на удочьку. Он нас обманул.
14 Список использованной литературы : 1. Введенская Л.А., Баранов Ю.А., Гвоздарев Ю.А. Русское слово. - М : Просвещение Волина В.В. Веселая грамматика.-М.: Знание,1995 Григорян Л.Т.Язык мой -друг мой.- М., Словарь юного филолога/ под ред.Панова М.В. - М :Просвещение, Жуков В.П.Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся.-М : Просвещение,1980
15 Спасибо всем за работу на уроке!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.