Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНадежда Сенофонова
1 Комплексный анализ текста (подготовка к ГИА)
2 Цель урока: формировать лингвистическую, коммуникативную, эстетическую и нравственную компетенции при подготовке к ГИА; развивать осведомленность школьников в системе родного языка; расширять осведомленность девятиклассников в особенностях создания собственного текста.
3 Задачи урока: формировать навыки комплексного анализа текста; обогащать активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи учащихся, формировать и совершенствовать умения и навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речи; способствовать развитию творческих способностей и индивидуальных особенностей учащихся; развитие логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, умению обобщать, систематизировать, углублять знания по развитию речи; воспитание личности, умеющей не только грамотно и доказательно излагать свои мысли, но и постигающей нравственные ценности человечества.
4 комплексный анализ текста Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков).
6 Задания для 1-ой группы: 1.Докажите, что это текст. 2.Определите стиль и тип речи текста. 3.Объясните орфограммы и пунктограммы в 3-ем предложении. 4.Среди предложений 1-6 найдите простое безличное предложение. Укажите его номер. 5.Укажите предложение (-я), в котором средством выразительности является олицетворение. 6.Предложите свой вариант сжатого пересказа 1-ой части текста (с 1-го по 10-ое предложения).
7 Задания для 2-ой группы: 1.Определите способ связи между 12-м, 13-м, 14-м предложениями в тексте. 2.Среди предложений найдите простое назывное. Укажите его номер. 3.Предложите свой вариант сжатого пересказа текста( предложения с 11-го по 21-ое). 4.Найдите в тексте многозначные слова. В каких значениях они употреблены? 5.Объяните пунктуационные знаки в 13-ом предложении. 6.Выпишите словосочетания из 19-го предложения и разберите их, указывая вид связи.
8 Задания для 3-ей группы: 1.Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор ( основная цель данного стиля, жанр, основные черты, разнообразие синтаксических конструкций). 2.Предложите свой вариант сжатого пересказа текста (предложения с 22-го по 32-ое). 3.Среди предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. 3.Из предложений 25,31 выписать словосочетания со связью примыкание. 4.Из предложения 23 выпишите слово, в котором буква в обозначает звук /ф/. 5.Объясните орфограммы и пунктограммы в 31-ом предложении. 6.Объясните значение встречающихся в тексте диалектных слов.
9 Задания для 4-ой группы: 1.Определите тип текста. Обоснуйте свой выбор. 2.Предложите свой вариант сжатого пересказа последней части текста(с 33-го предложения). 3.Среди предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 4.Затранкрибируйте слово обсушив. Назовите фонетические явления, связанные с произношением этого слова. 5.Назовите средства художественной выразительности в предложениях Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.
10 Практическая работа: сжатое изложение 1) Определите тему текста. 2) Сформулируйте основную мысль. 3) Определите стиль. 4) Выделите микротемы. 5) Определите способ сокращения текста. 6) Передайте содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
11 Содержательные приёмы компрессии текста: 1) Разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной и несущественной информации. 2) Свертывание исходной информации за счет обобщения
12 1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. 2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.
13 Содержательная обработка информации текста Выделить микротемы. Выбрать главное в каждой микротеме Определить функционально- содержательную особенность текста(тип речи - рассуждение). Определить структурно-композиционные особенности текста. Видеть логику текста.
14 Языковая обработка текста Сжато и адекватно передавать на письме информацию каждой микротемы исходного текста. Лаконично излагать основную информацию, пользуясь необходимыми языковыми средствами. Сохранить функционально-содержательные особенности прослушанного текста (тип речи - рассуждение) Сохранять структурно-композиционные особенности текста(абзацы). Строить связно изложение в соответствии с логикой автора.
15 Работа с текстом (1)Лес всегда шумит. (2) Только шумит он по-разному. (3) Зимней порой, когда вьется в падях, в щелях утесов злой ветер хиуз, оголенный, безлистый березник жмется вершинами к высоким иззябшим соснам(4). На опушках пляшет снежная пурга.(5) Пустынно, безрадостно.(6) И ветви деревьев, сплетаясь жесткими, застывшими концами, звенят печально и зло. (7) А как ласково шепчутся молодые листочки весной!(8) Влажные, клейкие, они сбрасывают прочь чешую почек, что сохранила их за зиму. (9) Тянутся к свету, к солнцу, трепещут.(10) Не бывает в эту пору суровых ветров.(11) Все смягчает весна.(12) Земля тянет к себе, привлекает к набухшей груди, манит в сочные травы самые неспокойные, ералашные ветры.
16 Задание Сегодня на уроке мы попытаемся отработать несколько методов, а именно, замену сложноподчинённого предложения простым, замену однородных членов обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно. Вместе с вами мы сделаем компрессию 1 абзаца, а далее вы будете работать самостоятельно и в малых группах (сильный - слабый).
17 Несколько советов в заключение: В изложении должно быть 4 абзаца. Объём изложения- не менее 70 слов. Почерк аккуратный и разборчивый. Помните, что вам предстоит сдавать ГИА!
18 Оцените своё состояние на уроке Спокойное рабочее Безразличное тревожное
19 Домашнее задание напишите свой вариант сжатого изложения всего текста.
20 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.