Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБогдан Балдин
1 Современные проблемы развития образования в муниципалитетах
2 Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) Учитывает параметры: - средняя продолжительность жизни, - уровень грамотности, образования - уровень жизни, доход на душу населения
3 PISA 2009 Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают место среди 65 стран.
4 PISA 2009 По результатам исследования математической грамотности 15-летних учащихся в 2009 году российские учащиеся оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР. Средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР – 496), что соответствует местам среди 65 стран-участниц.
5 П РОБЛЕМЫ Неравенство доступа к качественным условиям обучения Усиливающаяся дифференциация качества образования Несбалансированная сеть Низкая эффективность расходов (рост вложений не обеспечивает рост качества) Низкое качество управления Незавершенный процесс модернизации финансово-экономических механизмов
6 Ч ЕМ ОБЪЯСНЯЮТ НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМ Проблемы, от того что «мало средств» Проблемы от того, что финансисты определяют правила для образования, «хотят сэкономить» Проблемы от того, что в системе образования архаичная экономика и критически низкий уровень финансового менеджмента
7 П РИЧИНЫ Неэффективные модели финансирования Низкое качество финансового менеджмента (в т.ч. в ситуации изменений): планирование, контроль, прозрачность
8 Э КОНОМИКА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ Как экономические модели (механизмы) могут способствовать обеспечению равенства доступа к ресурсам и повышению качества образования? Внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений. Внедрение инструментов, обеспечивающих выравнивание условий получения образования. Внедрение инструментов стимулирования качества и эффективности деятельности педагогов и учреждений. Внедрение новых форм оказания муниципальных услуг.
9 К АК ОБЕСПЕЧИТЬ : НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ; ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ? o Внедрение программно-целевых принципов управления образовательными учреждениями. o Обеспечение связи стратегического развития и бюджетного планирования. o Внедрение модели бюджетирования, ориентированного на результат. o Внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг o Повышение качества финансового менеджмента.
10 Э КОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ Развитие самостоятельности: смещение акцента с внешнего контроля за целевым расходованием средств на повышение внутренней ответственности и внутреннего контроля за эффективностью расходов смещение акцента с удовлетворения учредителя на удовлетворение потребителя расширение возможностей для развития
11 Государственная политика в области экономики образования ПЕРЕХОД ОТ ПРИНЦИПА СОДЕРЖАНИЯ ОУ К ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) ПОДДЕРЖКЕ В РАЗМЕРАХ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ НА НОРМАТИВНОЙ ОСНОВЕ; РАСШИРЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОУ В РАСПОРЯЖЕНИИ РЕСУРСАМИ; СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ И КРИТЕРИЕВ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ОУ; БОРЬБА С НЕЭФФЕКТИВНЫМИ РАСХОДАМИ
12 О СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 1.Создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения внебюджетных средств Расширение самостоятельности БУ по аналогии с АУ: переход на государственное (муниципальное) задание и финансовое обеспечение выполнения задания за счет субсидии; упразднение субсидиарной ответственности учредителя; распоряжение полученными доходами из внебюджетных источников. Изменение типа остальных учреждений на казенные (минимальные права по распоряжению имуществом и доходами) 2.Создание условий и стимулов для органов публичной власти по оптимизации сети учреждений Расширение возможности выбора оптимального типа для конкретного учреждения 3.Выход бюджетных учреждений и автономных учреждений в конкурентную среду рынка услуг Результат: повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг при условии сохранения или снижения темпов роста бюджетных расходов на их предоставление
13 П РИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ Для потребителя – качество образования, технологии преподавания. Для педагогического сообщества – ресурсное обеспечение. Для государства – эффективно «купить» образовательные услуги.
14 Современные тенденции развития экономического положения системы образования: РАСШИРЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫХ ФОРМ ОУ РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВОЙ ФОРМЫ РАСШИРЕНИЕ ФОРМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ВВЕДЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОУ НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ БОРЬБА С НЕЭФФЕКТИВНЫМИ РАСХОДАМИ
15 Э КОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ( ОТНОШЕНИЯ ) В ОУ Развитие экономических отношений базируется на поиске альтернативных способов использования ограниченных ресурсов и оптимизации соотношения выгод и издержек ( как в условиях ограниченных средств создать возможности для эффективного функционирования ). Создание экономического механизма должно обеспечить решение трех основных задач функционирования ОУ:- - для кого делать, - что делать, - как делать.
16 С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ Введение государственного (муниципального) задания и финансирование его реализации на нормативной основе. Нормативное финансирование в сочетании с государственными и муниципальными инвестициями в формирование новой материально- технической базы и информационной базы учебных заведений. Поддержка на конкурсной основе реализации программ развития и инновационных проектов учреждений
17 Менеджмент - Управление Менеджмент - это управление социально- экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата. Что значит управлять, что включает это понятие?
18 Управлять – это значит: предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать контролировать.
19 Роли менеджеров Роль принимающего решения (принятие решений, выбор стратегии развития, распределение ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.); Информационная роль (сбор и анализ информации для принятия управленческих решений); Роль лидера, за идеями которого люди захотят идти (межличностные роли). Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин".
20 Основные направления совершенствования управления образованием Нормативно-правовые (совершенствование законодательной и нормативной базы межбюджетных отношений и разделение полномочий всех уровней власти за качество и доступность образования) Организационные (изменение функций управления) Технологические (управление на основе современных информационных технологий) Квалификационные (повышение квалификации администраторов, экономистов и финансистов) Социальные (повышение роли общественных структур в управлении) Научно-методические (переход на новые модели, методы и структуру управления)
21 Содержание курса Государственная политика в области финансово-хозяйственной деятельности ОУ Законодательные основы Финансово-хозяйственная самостоятельность ОУ Организационно-правовые формы ОУ Порядок финансирования ОУ Нормативное финансирование Государственное (муниципальное) задание и его финансирование Трудовые отношения в ОУ Организации заработной платы работников образования
22 Экономика – совокупность видов деятельности людей, которые позволяют им обеспечивать себе материальные условия для жизни на Земле. Э КОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ - СПОСОБЫ И ФОРМЫ СОЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ ЛЮДЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ИМИ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА СВОЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ. Э КОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
23 Э КОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ совокупность организационно- экономических механизмов (форм, методов, инструментов), обеспечивающих функционирование и развитие системы образования
24 С ОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ формирования финансово- экономических механизмов управления в сфере образования
25 З АКОН РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » « Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно- правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».
26 Э КОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ удовлетворение образовательных запросов граждан воспроизводство главной производительной силы общества – квалифицированных работников
27 Н ЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ( МОДЕРНИЗАЦИИ ) ОБРАЗОВАНИЯ Изменение политических и экономических условий требуют адекватного изменения характера образовательной деятельности, нового уровня знаний у членов общества Разрыв между конституционными гарантиями в области образования, потребностями новой экономики в квалифицированных кадрах, реальным материально-техническим обеспечением ОУ и качеством образования
28 С ИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИТЫХ СТРАН Увеличение объема общественных ресурсов, направляемых в систему образования, прежде всего в сферу высшего образования, при стабильности финансирования общего образования Повышение качества обучения, совершенствование содержания образования, обеспечение доступности высшего образования, в особенности для представителей малообеспеченных слоев населения Встраивание национальных систем в общеевропейскую и мировую образовательные системы
29 С ИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН Стабильное функционирование систем начального и высшего образования в сложившихся масштабах Привлечение дополнительных средств в систему среднего образования для ее расширения
30 С ИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН ( Ю ЖНАЯ К ОРЕЯ, Т АЙВАНЬ, С ИНГАПУР И ДР. ) Доступность среднего образования для всех детей Высокий уровень подготовки и широкая доступность в сфере начального и среднего профессионального образования Расширение доступности высшего образования Высокая доля ВВП, расходуемая на образование
31 Э ТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В Р ОССИИ Особенности: возможность оказания платных образовательных и других услуг; создание хозрасчетных подразделений; возможности открытия счетов в кредитных организациях; I Этап налоговые льготы, возможности реинвестирования 90-е годы прибыли; самостоятельное распоряжение финансовыми средствами, в т.ч. с размещением временно свободных средств в коммерческих банках; возможность получения кредитов. Возможности: разработка системы децентрализованного управления образовательным учреждением; развитие системы мотивации и стимулирования структурных подразделений и персонала. Результат: увеличение объема привлеченных внебюджетных средств.
32 Э ТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Особенности: ужесточение контроля за расходованием денежных средств в соответствии со сметой, утвержденной учредителем; закрытие счетов в банках и перевод в казначейство; запрет на получение кредитов; II Этап введение в действие 25 главы Налогового кодекса, приравнивание государственных и муниципальных учреждений к коммерческим организациям в части налогообложения, отмена налоговых льгот по налогу на прибыль; запрет на участие в уставном капитале юридических лиц, работающих на финансовом рынке; ужесточение государственного контроля за закупками Результат: потеря значительной части финансовой самостоятельности.
33 Э ТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Особенности: внебюджетные средства ОУ становятся доходом государственного, муниципального бюджета; введение в действие закона о конкурсной системе закупок товаров и оказания услуг; III Этап введение системы отчетности казначейству по заключенным контрактам; увеличение объемов согласовательной и разрешительной документации; введение новых типов учреждений (казенное, бюджетное, автономное ) Результат ? Особенности: исключение субсидиарной ответственности учредителя; финансирование на основе государственного (муниципального ) задания; значительное расширение самостоятельности БУ и АУ
34 Ц ЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ - комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы, кардинальное обновление содержания образования и кардинальное обновление экономических механизмов деятельности образовательных учреждений
35 Повышение эффективности использования средств - это УВЕЛИЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ ЕГО КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН
36 О СНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Право – нормативная основа существования общества, организованного в государство, регулятор взаимоотношений людей между собой. Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
37 З АКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Конституция Российской Федерации Закон РФ «Об образовании» Законы и иные нормативные правовые акты РФ Законы субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в области образования Устав ОУ, локальные нормативные акты ОУ
38 Финансово-хозяйственная деятельность ОУ и его взаимоотношения с другими организациями регулируется следующими основными законодательными актами: К ОНСТИТУЦИЕЙ РФ Г РАЖДАНСКИМ КОДЕКСОМ РФ ( КАК ЮРЛИЦО ) Б ЮДЖЕТНЫМ КОДЕКСОМ РФ ( ВЫДЕЛЯЮТСЯ БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА ) Н АЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РФ ( НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИК ) Т РУДОВЫМ КОДЕКСОМ З АКОНОМ РФ «О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ » ( ЯВЛЯЕТСЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВОЙ ФОРМЕ « УЧРЕЖДЕНИЕ ») З АКОНОМ РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » ( ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ )
39 Гражданский кодекс ОПРЕДЕЛЯЕТ И РЕГЛАМЕНТИРУЕТ РАВНОПРАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИМИ ДРУГ С ДРУГОМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ЧАСТНЫМИ ЛИЦАМИ. Б ЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС ОПРЕДЕЛЯЕТ И РЕГУЛИРУЕТ ОТНОШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛУЧЕНИЕМ И РАСХОДОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ Н АЛОГОВЫЙ КОДЕКС ОПРЕДЕЛЯЕТ И РЕГУЛИРУЕТ ОТНОШЕНИЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, УСТАНАВЛИВАЕТ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕТ НАЛОГОВЫЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
40 Т РУДОВОЙ КОДЕКС определяет необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства; регулирует трудовые отношения и связанные с ними отношения по организации и управлению трудом, социальному партнерству, ответственности работодателей и работников в сфере труда и др.
41 З АКОН РФ «О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ » определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.некоммерческих организаций
42 З АКОН «О Б ОБРАЗОВАНИИ » ДОПОЛНЯЕТ И КОНКРЕТИЗИРУЕТ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ дает определения системы образования, образовательного процесса, образовательного учреждения; устанавливает типологию образовательных учреждений; - конкретизирует государственные гарантии прав граждан в области образования; - устанавливает компетенцию по уровням управления образованием и определяет круг функций и задач, реализуемых на каждом уровне; - устанавливает общие требования к содержанию образования и организации учебного процесса по каждому типу ОУ; - характеризует экономические отношения в сфере образования.
43 Р АЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖДУ РФ, СУБЪЕКТАМИ РФ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ Федеральный Закон от ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»; Федеральный Закон от ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; Закон РФ от «Об образовании» Какие вопросы в отношении вашего ОУ решают: на федеральном уровне, на уровне субъекта РФ (области), на муниципальном уровне?
44 П РАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «Статус» - означает «положение». Разное положение определяет разные права и обязанности. «Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников". Образовательная организация является юридическим лицом и должна быть зарегистрирована в этом качестве.
45 О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Образовательные организации могут быть: Государственными (федеральными или субъекта РФ) Муниципальными (городских округов и районов) Частными (физических и юридических лиц)
46 Характерные черты ОУ ОТНОСЯТСЯ К НЕКОММЕРЧЕСКОМУ ТИПУ ОРГАНИЗАЦИЙ ; В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОУ УЧРЕДИТЕЛЕМ ВЫСТУПАЮТ ПУБЛИЧНО - ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ : РФ, СУБЪЕКТ РФ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ( ТОЛЬКО Г. О. И М. Р.); МОГУТ ИМЕТЬ ТОЛЬКО ОДНОГО УЧРЕДИТЕЛЯ ; ФИНАНСИРУЮТСЯ СОБСТВЕННИКОМ ( УЧРЕДИТЕЛЕМ ) ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ; ИМЕЮТ В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВО, ПЕРЕДАННОЕ УЧРЕДИТЕЛЕМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ; ИМЕЮТ ПРАВО ЗАНИМАТЬСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ, НЕ СВЯЗАННОЙ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ЭТОГО ПЕРЕДАННОЕ ИМ ИМУЩЕСТВО.
47 В ОПРОС : Назовите своего учредителя. Какой орган выполняет функции учредителя?
48 В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩАЯ НАЛИЧИЕ ТРЕХ ТИПОВ : Казенное учреждение (организация) Бюджетное учреждение (организация) Автономное учреждение (организация) Типы учреждений установлены Федеральным Законом от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
49 Т ИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Образовательные организации Государственные и муниципальные Частные казенное бюджетноеавтономное
50 Финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных учреждений
51 З АКОН «О Б ОБРАЗОВАНИИ » СТ. 2 Одним из принципов, на которых основывается государственная политика в области образования является: демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
52 А ВТОНОМИЯ ОУ ВЫРАЖАЕТСЯ в том, что для осуществления образовательного процесса, как основной цели своего создания, ОУ самостоятельно подбирает и расставляет кадры, осуществляет финансовую, хозяйственную и иную деятельность в пределах, определенных законодательством РФ и уставом ОУ.
53 П РИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ВЫРАЖАЕТСЯ : ОУ является юридическим лицом и в рамках утвержденного устава и договора с учредителем самостоятельно: формирует внутреннюю структуру управления, создает структурные подразделения (кроме филиалов); самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской; арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем; привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники; оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы; самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств; устанавливает заработную плату работникам, в т.ч. доплаты и надбавки.
54 Ю РИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ( СТ.48 Г РАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ) Организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
55 К ОМПЕТЕНЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ( СТ.32 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ ) Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств Привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств Установление структуры управления деятельностью ОУ, штатного расписания Установление структуры управления деятельностью ОУ, штатного расписания Прием на работу и установление заработной платы работников Прием на работу и установление заработной платы работников Разработка и принятие Устава ОУ Разработка и принятие Устава ОУ Самостоятельное осуществление образовательного процесса, использование и совершенствование методик и образовательных технологий Самостоятельное осуществление образовательного процесса, использование и совершенствование методик и образовательных технологий
56 К ОМПЕТЕНЦИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Создавать, реорганизовывать, ликвидировать ОУ Создавать, реорганизовывать, ликвидировать ОУ Назначать руководителя ОУ Назначать руководителя ОУ Устанавливать правила приема граждан в ОУ Устанавливать правила приема граждан в ОУ Контролировать ОУ по вопросам сохранности и эффективности использования закрепленной за ним собственности Контролировать ОУ по вопросам сохранности и эффективности использования закрепленной за ним собственности Изымать средства ОУ, если они получены в результате оказания платных услуг взамен деятельности, финансируемой за счет средств бюджета Изымать средства ОУ, если они получены в результате оказания платных услуг взамен деятельности, финансируемой за счет средств бюджета Приостанавливать предпринимательскую деятельность ОУ, если она идет в ущерб основной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда Приостанавливать предпринимательскую деятельность ОУ, если она идет в ущерб основной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда
57 О БЯЗАННОСТИ УЧРЕДИТЕЛЯ Обеспечение приема в ОУ всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования Обеспечение приема в ОУ всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования Закрепление за ОУ земельных участков и объектов права собственности Закрепление за ОУ земельных участков и объектов права собственности Финансирование ОУ Финансирование ОУ Обеспечение продолжения обучения детей в случае прекращения деятельности ОУ Обеспечение продолжения обучения детей в случае прекращения деятельности ОУ
58 С АМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ( АВТОНОМИЯ ) ОУ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРИ ПРИДАНИИ ОУ СТАТУСА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Разработка и утверждение Устава ОУ Оформление передачи имущества в оперативное управление Закрепление выделенных земельных участков в бессрочное пользование Регистрация в качестве некоммерческой организации, регистрация в налоговом органе, органе статистики, внебюджетных фондах Открытие лицевого счета в органах казначейства или ином кредитном учреждении
59 О БЯЗАННОСТИ ОУ Осуществлять бухгалтерский учет; Представлять необходимую бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность и нести ответственность за ее достоверность; Нести ответственность по принятым обязательствам и заключенным договорам; Осуществлять финансовое планирование своей деятельности; Уплачивать установленные налоги, сборы, пошлины, представлять документы для подтверждения налоговых льгот и вычетов
60 Р ЕСУРСЫ - ВСЁ, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КАКОЙ - ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( ЧЕЛОВЕКОМ, ОРГАНИЗАЦИЕЙ ), ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕЛАЕМОЙ ЦЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТА. Ресурсы ОУ финансовые – средства, поступающие из бюджета учредителя в качестве финансирования, доходы от уставной деятельности, иные денежные средства, полученные в форме дара, пожертвования или по завещанию; материальные – земельные участки, материальные и нематериальные объекты, закрепленные за образовательным учреждением учредителем (собственником), материальные и нематериальные объекты, переданные образовательному учреждению в форме дара, пожертвования или по завещанию.
61 И МУЩЕСТВО ОУ передается ОУ в оперативное управление используется в соответствии с целями деятельности ОУ; собственник вправе изъять излишнее имущество; не может быть продано; не может быть обращено взыскание по обязательствам ОУ
62 Ф ИНАНСИРОВАНИЕ ОУ Текущее финансирование Субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ Расходы муниципального бюджета на содержание собственности Капитальные вложения
63 С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ Введение нормативного финансирования. Нормативное финансирование в сочетании с государственными и муниципальными инвестициями в формирование новой материально- технической базы и информационной базы учебных заведений. Поддержка на конкурсной основе реализации программ развития и инновационных проектов учреждений
64 В ОПРОС 1. Из каких источников финансируется ваше ОУ 2. Формы (механизмы) финансирования. Как они соотносятся с источниками финансирования 3. Цели финансирования. Их связь с формами финансирования
65 ИСТОЧНИКИ И МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОУ ИсточникМеханизмПримечание Местный бюджет с учетом субвенции из регионального бюджета Сметное финансирование Нормативное финансирование Субсидии Программно-целевое финансирование Финансирование на конкурсной основе Реализация государственных гарантий получения общего образования посредством государственного (муниципального задания) Финансирование отдельных направлений развития образования
66 ИСТОЧНИКИ И МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОУ ИсточникМеханизмПримечание Федеральный бюджет Региональный бюджет Гранты Федеральные целевые программы Субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ Региональные целевые программы Реализация ПНПО и КПМО Финансирование отдельных направлений развития образования Реализация государственных гарантий Финансирование отдельных направлений развития образования
67 ИСТОЧНИКИ И МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОУ ИсточникМеханизмПримечание Средства семей (граждан) Средства предприятий Оплата дополнительных образовательных и других платных услуг Оплата обучения Добровольные пожертвования Оплата обучения сотрудников Оплата необразовательных услуг Добровольные взносы Финансирование ОУ
68 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИНАНСИРОВАНИИ Численность обучающихся; Действующая система оплаты труда; Социальные гарантии для работников и обучающихся; Имеющаяся материальная база Каждый параметр представляет собой комплекс вторичных параметров и функциональных зависимостей, которые необходимо учитывать в расчетах.
69 Р АСХОДЫ ОУ Выплата заработной платы и начислений на заработную плату Приобретение учебного оборудования, пособий Хозяйственные расходы Коммунальные услуги Ремонт (текущий) Строительство и капитальный ремонт
70 Б ЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПОЛУЧАТЕЛЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ СТ.162 БК РФ составляет и исполняет бюджетную смету; обеспечивает целевой характер использования бюджетных ассигнований; вносит предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (ЦБ); представляет бюджетную отчетность и др.
71 У ПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ВКЛЮЧАЕТ : o финансовое планирование (бюджетирование и бизнес-планирование), o анализ имеющихся ресурсов, определение стратегии и тактики по их использованию; o привлечение дополнительных ресурсов для обеспечения выбранных направлений деятельности; o разработка инвестиционной программы (составная часть программы развития), o организация учета и контроля.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.