Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТимофей Яругин
1 Мало на свете людей, которые бы абсолютно ничего не боялись. Кто- то боится бандитов, кто-то зубных врачей. Одни ни за что не согласятся пойти ночью на кладбище, другие с визгом и криками кидаются прочь от пауков и лягушек. Объектом страха могут стать насекомые, грызуны, змеи, кровожадные хищники. Иногда причиной его становятся не объекты, а целые ситуации: темнота, одиночество, замкнутое пространство, неизвестность. Мы боимся лишиться любви близких или уважения друзей. Кто из взрослых не страшился сплетен и пересудов? Но детские страхи – дело особое. Они не появляются ниоткуда, сами по себе, а возникают постепенно или вдруг в жизни ребёнка, продиктованные теми или иными травмирующими психику переживаниями, а иногда и просто сознательно сформированы взрослыми на потребу их сиюминутных целей и желаний. Устойчивые страхи, возникающие всякий раз при повторении ситуации или стимуляции, принято называть фобиями. Наиболее типичными для дошкольного возраста являются: боязнь собак, ночные страхи, боязнь незнакомых людей, прослыть «слабаком». Все эти страхи, особенности поведения с ребёнком в подобных ситуация и как же помочь малышу - мы обсудим более подробно в следующих консультациях.
2 Дети дошкольного возраста довольно часто боятся собак. Одни панически, до истерики, другие опасаются и предпочитают не связываться с ними, а предусмотрительно держаться по дальше. Немецкий психолог К.Бюлер считал, что развитию детей свойственно повторение некоторых форм поведения древних людей. Эти страхи якобы остались, зафиксированные в древней памяти прошлых поколений. Однако такое объяснение не было признано удовлетворительным. Другое объяснение попытались дать американские психологи. Они считают, что от рождения дети ничего не боятся. И только наблюдая поведение взрослых, они начинают подражать их реакциям. Однако практика показывает, что и эта теория не срабатывает в ста процентах случаев. Скорее всего, дошкольники сами приобретают психотравмирующий опыт, правда, часто не без помощи взрослых. Возможно, что пёс слишком неожиданно появился в поле зрения ребёнка, вызвав тем самым стресс. Другим каналом поступления информации угрожающего характера является слух. Дети двух – трёх лет отличаются особым любопытством. Им всё хочется посмотреть поближе или пощупать собственными руками. И вот в ответ на умилительный возглас «У, какая собаська!» и доверчиво протянув ручонку малыш слышит громкий предупредительный лай или грозное рычание. Если же вслед за этим раздаётся взволнованный крик «Отойди, укусит!» - то скорее всего неприятные переживания надолго сохранятся в памяти, а возможно, станут причиной стойкой фобии. Необходимо формировать у ребёнка чувство осторожности с помощью инструкций: походить к собаке можно лишь тогда, когда она гуляет со своим хозяином, гладить собак можно лишь с разрешения сопровождающего их человека, громкий лай собаки может быть защитой. Если стойкая фобия сформировалась, не пытайтесь призывами и уговорами избавить ребёнка от неё, спокойно реагируйте на слёзы ребёнка, не расспрашивайте, лучше обнять малыша, побыть с ним, попробовать отвлечь его и успокоить сиюминутными делами или посторонними вопросами. Если вы решили избавить ребёнка от страха перед собаками, сходите с малышом на птичий рынок, где продают собак, понаблюдайте за игрой и поведением щенков, поспрашивайте, кто ему больше понравился; сходите к знакомым или друзьям, у которых есть собака, и вместе с ребёнком поиграйте с ней, но не настаивайте на быстром контакте с животным.
3 В дошкольном возрасте дети впервые осознают факт конечности человеческого бытия. Они узнают, что такое смерть – как что-то непонятное, потому особенно пугающее. Думать о том, что-то когда-то на земле не будет мамы, папы и других близких людей, очень страшно, даже когда человеку давно перевалило за пять лет. В дошкольном же возрасте мысли эти тягостно не выносимы. Ребёнок обращается за помощью к родителям, но и те не могут сообщить ему ничего утешительного. И непонятная неизбежность преобразуется воображением детей в образы страшилищ, чудовищ, злобных существ, лишённых лица и тела. Пока малыши бодрствуют, мир вокруг них наполнен светом, звуками и запахами, а мозг их занят неотложными делами. Страхи как будто уходят, прячутся в подсознании. Но с наступлением темноты они опять оживают. Поэтому в моменты засыпания многих дошкольников начинают преследовать различные навязчивые видения и образы. Дети судорожно сжимаются у себя в кроватках, прижимая к груди своих любимых кукол, мишек и собачек, но игрушки мало помогают в этом случае. В состоянии физического покоя сознание и, в частности, воображение детей увеличивает свою активность. Оно-то, воображение, и порождает пугающие ребёнка переживания. Даже если по опыту ребёнок знает, что за занавеской никого нет, под кроватью никто не прячется, а Бабка Яга и Кощей – литературные герои, страх, порождённый фантазией, абсолютно реален. Уговоры родителей их уверения не дают положительных результатов. Если в состоянии бодрствования дети могут убежать от чего-то пугающего, позвать на помощь или как-то защитить себя, то во сне они лишаются этой возможности. Именно бессилие перед лицом опасности заставляет детей кричать во сне, беспричинно плакать, метаться в кроватках. Лучше оставить гореть ночник, кому-то из взрослых спать в детской. Часто для того, чтобы прогнать страх, бывает достаточно подержать руку на лобике ребёнка, погладить его по спинке, прилечь с ним рядом, если это позволяют условия. Нельзя будить ребёнка, внезапное пробуждение может стать источником дополнительных переживаний, а если это делать постоянно, то могут возникнуть стойкие расстройства психики. Ночные страхи – явление возрастное и достаточно распространённое. По прошествии трёх – пяти месяцев, иногда полугода они проходят сами собой. Нужно запастись терпением. Преувеличенно внимание к страхам может сформировать у ребёнка комплекс вины или чувство собственной ущербности.
4 Боязнь чужих – ещё одна типичная форма дезадаптивного поведения дошкольников. Именно в этот период девочки и мальчики нуждаются в семье, близком окружении. Семейная атмосфера обеспечивает им психологическую защиту, позволяет достаточно легко справляться с возникающими проблемами. Их мир пока замкнут стенами дома, границами двора или детсадовского участка. Появление всякого нового лица вызывает реакцию настороженности, которая может выразиться в навязчивом любопытстве или, наоборот, затаивании, страхе обнаружить своё присутствие. Если посторонний человек ведёт себя безобидно с точки зрения ребёнка, например, не требует, чтобы родители срочно продемонстрировали своих наследников, не трогает руками их игрушки, не оценивает поделки, не хватает в охапку и не хлопает по спине их пап и мам, тон настороженность быстро проходит, и малыш продолжает вести себя естественно. В противном случае чувство тревоги нарастает и может перейти в страх, как временное состояние, или даже стойкую фобию. Страх чужих обычно исчезает поступления ребёнка в школу, когда сфера его социального взаимодействия резко расширяется. Возможно, это произойдёт и гораздо раньше. Однако возрастной, типичный для дошкольников страх перед чужими людьми следует отличать от наведённого состояния. Порой страх родителей или воспитателей за благополучие ребёнка, побуждает их рассказывать детям поучительные истории, приукрашенные жутковатыми подробностями. Как после такого наставления не шарахаться малышам от случайных прохожих. По ночам у детей появляется расстройство сна. Общая рекомендация же такая: не пытайтесь преодолеть страх ребёнка собственными волевыми усилиями, но и не доводите детей до панического испуга живописующими историями. Да, жестокость существует, но из страха перед ней калечить психику ребёнка – по меньшей мере не разумно.
5 Предъявляйте ребёнку разумные требования, соответствующие его возрасту. Прежде, чем обвинить ребёнка в упрямстве, подумайте, не упрямитесь ли вы сами. Чаще ставьте себя на место ребёнка и смотрите на мир (хотя это и очень сложно) его глазами. Предоставляйте ребёнку право выбора. Старайтесь не создавать ситуации, в которых может проявиться упрямство. Не используйте силовые методы – это только усугубит упрямство. Не соглашайтесь с ребёнком только для того, чтобы он «отстал». Не забывайте хвалить ребёнка. Не ведите «борьбу» с ребёнком: взрослый и физически, и психически крепче, так что ребёнок будет в проигрыше в любом случае; выстраивайте с ним разумное взаимодействие. Посвящайте ребёнку больше времени и внимания, чаще играйте с ним. Помните: здоровый ребёнок не может везде и всюду подчиняться родителям!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.