Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕвгений Петрищев
1 Анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС России Исполнитель: Надежда Шаравская Москва, 2008
2 Введение Продуктовыми границами рынка являются услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Географическими границами рынка являются административные границы муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Продавцами на рынке выступают аптечные учреждения и хозяйствующие субъекты всех форм собственности, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и осуществляющие розничную реализацию лекарственных средств «Аптечная сеть» - два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой В проведении исследования приняли участие 79 территориальных органов ФАС России.
3 Введение Всего в 2007 году продано медицинских, химико- фармацевтических и лекарственных средств на сумму более чем 310 млрд. рублей (по данным Росстата) Физические объемы реализации медикаментов и лекарственных средств в стране продолжают расти, начиная с 1995 года, причем с 2003 года повышаются темпы их роста.
4 Введение Реализация медикаментов и лекарственных средств по итогам 2007 года занимает в товарной структуре оборота российской розничной торговли 2,9%. Для сравнения, в 1992 году эта доля была равна 0,2%, а в 1995 г. – 1,3%. График 2. Изменение доли медикаментов и лек.средств в товарной структуре оборота розничной торговли, %
5 Количество аптечных учреждений по формам собственности На конец 2007 года в России[1] насчитывалось 32,3 тыс. аптечных учреждений (аптек и аптечных пунктов).[1] 26,5% аптечных учреждений относятся к государственной и муниципальной форме собственности. 73,5% аптечных учреждений являются частными. [1][1] За исключением Республики Северная Осетия, Чеченской и Ингушской Республик
6 Количество аптечных учреждений по формам собственности За 2007 год появилось 2227 аптечных учреждений, а ушло с рынка 859. Прирост количества аптечных учреждений произошел исключительно за счет частных аптек (их количество в исследуемых регионах выросло на 1697 единиц). Количество государственных и муниципальных аптечных учреждений в 2007 году, напротив, сократилось на 329 единиц.
7 Количество аптечных учреждений по формам собственности С 2005 г. по 2007 г. прирост доли частных предприятий по отношению к государственным составил 7%. Это превышает аналогичный показатель за предыдущие пять лет: с 2001 г. по 2005 г. доля частных аптек увеличилась на 6,5%
8 Количество аптечных учреждений по формам собственности Частные предприятия преобладают над государственными и муниципальными в большинстве регионов РФ. В 11 регионах государственные и муниципальные аптечные учреждения составляют менее 10% от общего числа аптек. Вместе с тем, в 12 регионах доля аптечных учреждений государственной и муниципальной форм собственности преобладает над долей частных.
9 Количество аптечных учреждений по формам собственности В 2001 году увеличение численности частных аптечных учреждений имело место в 85% регионов, к 2005 году число таких регионов сократилось до 57%, но в 2007 г. число таких регионов вновь немного выросло и составило 60%
10 Конкурентная среда В городах- миллионерах действует примерно в 4 раза больше хозяйствующих субъектов, чем в больших городах, и в 18 раз больше, чем в маленьких городах
11 Конкурентная среда В городах с численностью более 500 тыс. жителей уровень концентрации рынка умеренный В городах с населением от 100 до 500 тыс. человек рынок умеренно концентрированный, тяготеющий к высококонцентрированному. В небольших городах, в том числе столичных, уровень концентрации еще выше. Налицо прямая зависимость между величиной муниципального образования по численности населения и уровнем концентрации рынка. График 7. Средний уровень концентрации рынка в муниципальных образованиях различной величины
12 Конкурентная среда Муниципальные образования, где действует только одно аптечное учреждение – чаще всего районы с низкой численностью населения и низким уровнем платежеспособного спроса. В анализируемых регионах 423 таких муниципальных образований. Как правило, монополистами в отдаленных и малочисленных районах становятся ГУПы и МУПы.
13 Конкурентная среда В 37% рассматриваемых городов с численностью более 100 тыс. человек рынок имеет высокий уровень концентрации. В большинстве городов и муниципальных районов имеются хозяйствующие субъекты с признаками доминирования. Если в небольших муниципальных образованиях это чаще всего связано с недостатком аптечных учреждений из-за невысокой рентабельности бизнеса, то в городах, где аптек много, доминирующими становятся крупные аптечные сети. Характерной особенностью для рынка в городах от 100 тыс. человек является развитие по олигопольному признаку.
14 Конкурентная среда Хозяйствующие субъекты, занимающие долю свыше 35%, имеются в половине больших городов - в 51,8%, в 34,8% крупных городов и в 45,5% городов- миллионеров. Соотношение доминирующих государственных аптечных учреждений к частным выше, чем соотношение всех государственных и муниципальных аптек к частным. График 9. Наличие хозяйствующих субъектов с признаками доминирования (доля выше 35%) в городах с численностью населения свыше 100 тыс.чел.
15 Конкурентная среда Конкуренция на рынке услуг по розничной продаже лекарственных средств развивается как среди крупных национальных аптечных сетей, так и среди региональных сетей. Доля одиночных аптек, не входящих в аптечные сети, является незначительной.
16 Обеспечение населения аптечными услугами Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений – 3-5 тыс.чел. на 1 аптеку. Между тем, в ряде регионов на 1 аптеку в среднем приходится 6-8 тыс. человек, а в некоторых случаях 9 и 10 тыс. человек. Даже в больших городах зачастую соотношение количества аптек к проживающему в городе населению крайне мало. Высокая плотность аптечных учреждений не может свидетельствовать о высокой степени развития конкуренции, так как часть аптечных учреждений объединена в аптечные сети, и количество действующих на рынке хозяйствующих субъектов (сетей и одиночных аптечных учреждений) может значительно отличаться от общего числа аптек в городе.
17 Произошедшие на рынке аптечных услуг изменения К положительным тенденциям можно отнести рост количества аптечных учреждений и расширение ассортимента лекарственных средств. К негативным явлениям чаще всего относят постоянный рост цен на лекарства и ухудшение обеспечения населения лекарственными средствами, в том числе это касается льготных категорий граждан.
18 Барьеры входа на рынок Большая часть барьеров входа на рынок являются существенными для небольших субъектов рынка и касается в основном одиночных частных аптечных учреждений. Эти проблемы заслуживают особенного внимания, так как именно увеличение количества предприятий малого бизнеса способствует снижению концентрации рынка.
19 Барьеры входа на рынок
20 Для государственных и муниципальных аптечных учреждений проблемы недостатка оборотных средств, низкой рентабельности деятельности из-за высоких издержек на выполнение социальных функций (производство лекарственных препаратов, отпуск по льготным ценам и пр.) являются основным барьером для развития, и это объясняет тенденцию постепенного их ухода с рынка. Проблемы низкой платежеспособности населения, особенно в сельских районах и основной массы потребителей лекарств (пожилых людей, инвалидов и др.), ограниченность спроса из-за низкой численности жителей в небольших сельскохозяйственных и отдаленных от региональных центров муниципальных образованиях являются универсальными для любых хозяйствующих субъектов
21 Основные выводы Общее количество аптек в регионах России растет, в основном за счет частного сектора аптечного бизнеса. Тенденция замещения государственных и муниципальных аптечных учреждений частными в большинстве регионов не только продолжается, но и усиливается. Сокращение числа государственных и муниципальных аптек ведет к ухудшению обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан. Для выправления ситуации представляется целесообразным обеспечение сохранения ассортиментной матрицы и социальных функций государственных и муниципальных аптечных учреждений при их приватизации.
22 Основные выводы Существует прямая зависимость между величиной муниципального образования по численности населения и уровнем концентрации рынка: в городах с численностью более 500 тыс. жителей средний уровень концентрации рынка умеренный, в городах с населением от 100 до 500 тыс. чел. рынок, в основном, умеренно концентрированный, тяготеющий к высококонцентрированному, а в муниципальных образованиях с численностью менее 100 тыс. чел. уровень концентрации рынка как правило высокий. Почти в четверти муниципальных образований с численностью менее 100 тысяч человек действует только одна аптека, то есть рынок аптечных услуг в таких муниципальных образованиях монополизирован. Это чаще всего районы с низкой численностью населения и низким уровнем платежеспособного спроса, поэтому монополистами здесь выступают государственные или муниципальные аптечные учреждения.
23 Основные выводы Более чем в трети городов с численностью более 100 тыс. человек рынок имеет высокий уровень концентрации. Низкий уровень концентрации рынка и развитую конкурентную среду имеет менее 15% таких городов, причем только несколько из них являются провинциальными, остальные – региональные центры. В большинстве российских городов и муниципальных районов на рынке имеются хозяйствующие субъекты с признаками доминирования. Если в небольших муниципальных образованиях это чаще всего связано с недостатком аптечных учреждений из-за невысокой рентабельности бизнеса, то в городах, где аптек много, доминирующими становятся крупные аптечные сети. Для контроля и предупреждения нарушений антимонопольного законодательства необходимо поручить территориальным органам ФАС России включить в региональные Реестры хозяйствующих субъектов, занимающих на рассматриваемых рынках (муниципальных районов и городских округов) долю более 35%.
24 Основные выводы Почти в четверти городов от 100 тыс.жителей действует недостаточное количество аптечных учреждений (соотношение численности населения и количества аптек значительно превышает норму) Низкий уровень обеспеченности аптеками может означать, что на данной территории имеются серьезные барьеры для входа на рынок. Необходимо внимательно изучить ситуацию в регионах, где соотношение превышает норму, обратив особое внимание на «проблемные» в этом смысле муниципальные образования.
25 Основные выводы Большая часть из существующих барьеров входа на рынок услуг по розничной продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения являются существенными, прежде всего, для небольших субъектов рынка. Для государственных и муниципальных аптечных учреждений основными барьерами для развития являются проблемы недостатка оборотных средств и высоких издержек на выполнение социальных функций, и это во многом объясняет тенденцию постепенного их ухода с рынка. Существуют барьеры, универсальные для любых хозяйствующих субъектов, включая крупных «сетевиков». К ним относятся низкая платежеспособность населения, ограниченность спроса из-за низкой численности жителей в небольших сельскохозяйственных и отдаленных от региональных центров муниципальных образованиях.
26 Основные выводы По причине убыточности на рынке наблюдается процесс сокращения мелких аптечных учреждений (киосков и аптечных пунктов), а также производственных аптек и сельских аптечных пунктов. Это объясняет усиливающуюся тенденцию к формированию крупных сетей, усилению их влияния на региональных рынках и постепенному уходу одиночных аптечных учреждений. Вероятнее всего, тенденция к формированию крупных аптечных сетей, которые будут включать в себя или вытеснять одиночные аптечные учреждения, будет продолжаться и в будущем.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.