Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВиктория Скопинцева
1 Омонимия вводных слов и членов предложения. Урок русского языка в 11 классе. Подготовила О.В. Шкунова, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ «Горки – Х».
2 Лексическая разминка Игра «Собери пару» 1.Конструктивный1.Неприятный 2.Антипатичный2.Вывод 3.Апатичный3.Хандра 4.Резюме4.Отрицание 5.Меланхолия5.Терпимость 6.Нигилизм6.Плодотворный 7.Толерантность7.Безразличный
3 Вводные слова. Вводные слова это слова, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь. Несмотря на то, что вводные слова синтаксически не связаны с членами предложения, они могут являться частью его структуры. Противительные Разделительные впрочем может Уступительные правда
4 Вводные конструкции. Вводные конструкции это слова, словосочетания или предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Это отношение может быть различным: уверенностью, предположением, сомнением, ссылкой на чьё-либо мнение, сожалением по какому-либо поводу и т. п. Примеры: может быть, на моё счастье, по- моему, следовательно, по совести говоря и тд.
5 А.М. Пешковский. Александр Матвеевич Пешковский (11 августа 1878, Томск 27 марта 1933, Москва) российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка.
6 Главный труд – Русский синтаксис в научном освещении (1914). Книга, написанная в доступной форме, и сейчас остается одним из наиболее детальных и содержательных исследований русского синтаксиса и грамматики.Не отказываясь от представления о лингвистике как исторической науке, Пешковский уделял много внимания изучению современного языка. Он совмещал в своих работах психологический и формальный подходы к языку, стремился выработать четкие критерии выделения единиц языка, в частности слова (О понятии отдельного слова).
7 «Семантичность» синтаксиса. К основным идеям Пешковского принадлежит характерное и для последующей русской традиции представление о «семантичности» синтаксиса, то есть стремление выделить значения, выражаемые синтаксическими конструкциями, а не простое формальное описание этих конструкций. Александр Матвеевич вводные конструкции считает инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению».
8 В.В.Виноградов Ви́ктор Влади́мирович Виногра́дов (31 декабря 1894 (12 января 1895), Зарайск 4 октября 1969, Москва) русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951).
9 Виноградов автор ряда заметных работ по истории русского языкознания, таких как «Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова)» (1958), «Русская наука о русском литературном языке» (1946), «Русский язык. Грамматическое учение о слове». В последней большое внимание автор уделил разделу «Об омонимии в русской лексикографической традиции».
10 Проанализируйте предложения На месте каких цифр должны, по-вашему, стоять знаки препинания?
11 Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике под рекой, или (1) наконец (2) на хорошо знакомом утёсе, слепой слушал лишь шелест листьев.(В.Г. Короленко) Быстро ушли все наличные деньги, бриллианты жены (3) наконец (4) и большая часть приданого дочери. (И.А. Гончаров).
12 ТЕМА УРОКА: «Омонимия вводных слов и членов предложения».
13 Вводное… Вводное ? Вводное!!! наконецзначитоднакоглавным образом образом
14 Омонимия вводных слов и членов предложения Слово является вводнымСлово вводным не является Наконец Указывает на связь мыслей, порядок их изложения (= и ещё), завершает собой перечисление: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту. Выполняет функцию обстоятельства (= и под конец, напоследок, после всего, в результате всего): Мы поднимались всё выше и наконец достигли вершины. В этом значении можно добавить частицу –то.
15 Однако Если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, будь осторожен. Сколько хлопот, однако. Если стоит в начале предложения (части СП) или связывает однородные члены (= но): Мы не надеялись встретиться, однако судьба распорядилась иначе.
16 Значит Если синонимично словам стало быть, следовательно: Значит, сегодня Вы не сможете прийти? Если находится между придаточным и главным предложениями: Если весна, значит, будет тепло. Если находится между частями БСП: Прозвенел звонок, значит, урок начинается. Если близко по смыслу к слову означает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём. Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться – значит победить.
17 Главным образом Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки: Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом. (Главным образом = самое главное) Если имеет значение в первую очередь, больше всего: Он добился успехом главным образом благодаря своему трудолюбию.
22 Вывод: Итак, при определении вводности слов необходимо учитывать совокупность критериев-признаков: 1.Интонация. 2.Приём «выбрасывания». 3.Вопрос. 4.Отсутствие грамматической связи.
23 Итог урока Я достиг цели, так как … Я не достиг цели, так как …
24 Спасибо за сотрудничество!
25 Литература 1.В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 2.И.С.Тургенев «Певцы». 3.Н.В.Гоголь «Мёртвые души». 4.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 5.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.