Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЭдуард Зотов
1 Методологические аспекты науки на уроках биологии Методологические аспекты науки на уроках биологии Догадина Татьяна Владимировна, учитель биологии высшей категории МОУСОШ15 г.Пензы Догадина Татьяна Владимировна, учитель биологии высшей категории МОУСОШ15 г.Пензы
2 Методология – наука о способах получения знаний Явления – событие окружающей действительности Законы – основа для формулировки научных теорий Теория – структура, состоящая из элементов - видов научного знания наблюдениягипотезаэксперимент Важнейшая характеристикой научной теории является ее прогностическая функция Научное знание формулируется на языке терминов и понятий
3 вода наземно-воздушная почва тела организмов Теория Ч. Дарвина позволила предсказать и объяснить механизмы возникновения разнообразных приспособлений у живых существ Пример
4 Логика построения школьного курса биологии определяется рядом условий, которые должны быть учтены учителем отражение в содержании учебного предмета истории возникновения и развития науки - биологии наличие содержательных средств для формирования знаний о методах биологической науки и способах их применения отражение в содержании учебного предмета способов познания научных закономерностей и законов (методология науки) знакомство с основными биологическими концепциями (теориями) Условия Учет этих условий позволяет учителю представить биологические знания, как развивающую систему от момента ее возникновения до современного уровня развития и перспектив биологии как науки
5 Творческая задача учителя Преобразование учебного материала в систему научных знаний и умений, которые могут быть усвоены школьником определенного возраста, уровня развития, способностей и склонностей Формирование системности знаний и умений требует от учителя проведения ряда процедур
6 Примерная схема формирования научного мировоззренияформирования научного мировоззрения и научного биологического знания
7 В начальной школе и основной школе развертывается биологическая картина мира и ее связь с миром неживой и живой природынеживой и живой природы зависимость жизни растения от других растений или животных, грибов и бактерий влияние совокупности растений на неживой и живой окружающий мир задания учащимся на прогнозирование результатов выпадения того или иного элемента из системы Такой подход к преподаванию позволит варьировать индуктивными и дедуктивными методами в зависимости от содержания материала и других педагогических реалий изучение окружающего мира должно строится на раскрытии связей изучаемого объекта с другими
8 Постановка проблемы Выдвижение гипотезы Предсказание возможных результатов эксперимента Выработка у домашних животных условных рефлексов В начальной школе можно ставить простые эксперименты по выращиванию растений в различных условиях и обучать методам наукиэксперименты по выращиванию растений
9 В старшей школе формирование методологических знаний и умений продолжается на материале основных биологических теорийосновных биологических теорий развитие представлений о методах научных исследований формируется методологический понятийный аппарат даются полные определения понятий: закон, научная теория изучение теории сопровождается системой заданий на выявление объект изучения теории формулировку основных положений теории следствия из этой теории система заданийна постановку проблем обнаружения противоречий, сравнение анализ гипотез Образованность и познавательная самостоятельность школьников создает предпосылки для возникновения цивилизованного государства
10 1.Зорина Л.Я.Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников.-М., Зорина Л.Я.Системность –качество знаний.-М Комиссаров Б.Д.Методологические проблемы школьного биологического образования- М.Просвещение Краевский В.В. Методология педагогики. М., Лернер И.Я. Качество знаний учащихся.М Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М: Либроком, Методология науки. 8.Методология науки 9.Методологические основы биологического образования 8.Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения Сруктура научного знания О живой и неживой природе Формирование умений и навыков у учащихся второго класса при изучении комнатных растений Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии Список источников информации
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.