Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерия Карпушкина
1 МОУ «Старокакерлинская средняя школа Дрожжановского района Республики Татарстан»
2 Имя Пушкина тесно связано с выработкой общерусской национальной языковой нормы современного русского литературного языка.
3 «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, - писал Гоголь. – В нём, как будто в лексиконе, заключалось всё его богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство ».
4 Княжна с постели соскочила, Седого карлу за колпак Рукою быстрой ухватила, Дрожащий занесла кулак И в страхе завизжала так, Что всех арапов оглушила… «Руслан и Людмила» 1820.
5 Но витязь знаменитый, Услыша грубые слова, Воскликнул с важностью сердитой: "Молчи, пустая голова! Слыхал я истину бывало: Хоть лоб широк, да мозгу мало! Я еду, еду, не свищу, А как приеду, не спущу! «Руслан и Людмила».
6 Литературные права обретает множество народно-разговорных слов и выражений: бедняга, бедняк, былой, буянить, вдоволь, визгливый, вполне, завизжать, гладь, грохотать, ерошить, жадный, карабкаться, комкать, назло, навеселе, назойливый, надоедать, пачкать, толковать и т.д.
7 Важной отличительной чертой синтаксиса пушкинской художественной речи стала краткость предложений, включавших не более семи девяти членов, что создавало «прелесть нагой простоты». В отличие от простых, легких, но однообразных синтаксических конструкций Карамзина, у Пушкина мы находим логическую стройность и разнообразие структур как в поэзии, так и в прозе. Встает заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк... («Евгений Онегин»). Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлей. Стекла трещали, сыпались, пылающие бревна стали падать, раздался жалобный вопль... В сию минуту приказные показались в окно, стараясь выломать двойные рамы. Но тут кровля с треском рухнула, и вопли утихли («Дубровский»).
8 Широко употребляются характерные для разговорной речи сжатые, неразвёрнутые конструкции: - односоставные - присоединительные - нераспространённые - эллиптические - неполные - эмоциональные предложения - ситуационные высказывания с простым перечислением предметов, явлений.
9 Проблема места и роли архаизмов и славянизмов также по-новому была решена А.С. Пушкиным. Начиная с поэмы «Руслан и Людмила», он уже руководствовался понятием народности и в употреблении архаизмов и славянизмов – принципом «соразмерности и сообразительности» с содержанием и художественностью произведения реалистического направления. Постепенно славянизмы теряли традиционную окраску риторичности, слова живой речи обретали права литературности.
10 Проблема заимствований в языке. А.С. Пушкин, выступая против засорения русского языка иностранными словами и выражениями, считал, что нельзя безотчетно отвергать любое заимствование только потому, что оно иностранное. Разделяя по этому вопросу взгляды Ломоносова и декабристов, он утверждал, что необходимо заимствовать лишь то, что не имеет семантических параллелей в русском языке, что обогащает русский литературный язык. ( Шкляревский Г.И. История рус. литер. языка).
11 Национально-литературные нормы и стилистическая система языка чётко отразились в творчестве Пушкина. 1. Закреплялись и распространялись разговорные и книжно-отвлечённые слова: остолбенеть, смиренница, существенность. 2. Формы и цельные выражения: - формы им.п. мн.ч. существительных муж. рода на – а: берега, дома, доктора. - формы род.п. ед.числа на –а, -у: края, краю. - предложного падежа м.р. ед.числа на –е, -у: лесе, лесу. - формы превос. степени прил. с суф. –айш-(-ейш-): глубочайший, усерднейший; - страд. причастия на –ем-, -им-; - действительные причастия на –ший, -вший от любого глагола; - выражения валиться со смеху, любил хлебнуть, на цыпочках.
12 В творчестве Пушкина функциональные стили продолжают своё развитие на новой основе – на основе единых норм для литературно-книжной и литературно-разговорной разновидностей языка, на базе единого пласта стилистически нейтральных языковых средств.
13 Творчество А. С. Пушкина этап в развитии русского национального литературного языка. В процессе этого творчества происходит: освобождение языка от многих условностей; утверждается единая народная основа языка; закрепляются единые национальные литературные нормы; открывается свободный доступ к богатствам народного языка; народный язык синтезируется с книжными средствами; развивается функционально- стилевое многообразие литературного выражения. Всё это является характерной чертой современного литературного языка.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.