Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВера Лошкомоева
2 Цели исследовательской работы: I.Составить речевой портрет врача- стоматолога. II.Выявить особенности речи: употребление профессионализмов; употребление устойчивых словосочетаний; психотерапевтическое воздействие на пациента.
3 Хороший врач- это не только профессионализм, энциклопедические знания, взвешенные решения и совершенное владение технической медицинской манипуляцией, но и умение говорить с больным.
4 Что такое языковой портрет Речевой (языковой)портрет – это воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности; портрет отражает особенности речи определенной общественной среды, представителем которой является «портретируемый». Ряд ученых полагают, что «функциональная модель языковой личности (т.е. ее речевой портрет)» должна включать следующие три уровня: 1)Лексикон языковой личности – уровень, который отражает владение человеком лексико-грамматическим фондом языка. 2)Тезаурус языковой личности – это языковая картина мира, которая при описании речевого портрета этого уровня отражается в использовании излюбленных разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, по которым мы узнаем личность. 3)Прагматика языковой личности – система коммуникативных ролей, мотивов, целей, которые руководят личностью в процессе коммуникации.
5 фильм «Хирургия »(1939)
6 Профессия врача предполагает в той или иной степени интенсивное и продолжительное общение с больными, их родственниками, медицинским персоналом – всё это и создаёт языковой портрет врача.
7 В языковом портрете врача, как и у любого другого специалиста, выделяется несколько типов коммуникативных барьеров: фонетический, семантический, стилистический. Фонетический барьер: врач говорит быстро, невыразительно, имеет дефекты речи и дикции. Семантический (смысловой) барьер - специфический лексикон, свойственный людям определенных возрастных групп, профессий или социального статуса. Стилистический барьер – несоответствие стиля речи и ситуации общения.
8 Медицинский работник не должен сам провоцировать возникновение смыслового барьера у пациента, используя специфический и профессиональные термины. При первой встрече решающую роль играет поведение врача, его манера говорить и держаться. Опытный специалист излагает мысли так, чтобы они были доступны, не порождали тревогу.
9 Диалог врача с пациентом: а) говорить ясно( давать четкие инструкции); б) лаконично; в) не отвлекаться от темы; г) доступным языком; д) не порождать у пациента тревогу; е) учитывать возрастную группу, профессию и социальный статус пациента; ж) как можно меньше использовать профессионализмов, избегать двусмысленности; з) не обещать невозможного; и) интонация общения - доброжелательная.
10 Речь врача должна быть особенной: доверительной, властной или спокойной, с уверенной интонацией, плавной, хорошо поставленной, которая повышает степень доверия к полученной информации и вызывает уверенность в профессиональной компетентности врача.
11 Профессиональная деятельность врача сопровождается его речевой деятельностью, которая оказывает психотерапевти- ческое воздействие на пациента.
12 Специфика профессиональной речи врача обуславливается ее составляющими: интерпрофессиональной речью( общение между специалистами разных профессий); интрапрофессиональной(общение между специалистами одной профессии), которая выражаются в терминологичности, использовании профессионализмов; эвфемизации (эвфемизм - нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений); смягчении информации и употреблении лексики сниженного стиля.
13 В основе профессиональной речи врача лежит вербальное общение, которое осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь.
15 Имя существительноеГлаголыНаречия 1) Креслице1) Не бойся1) Небольно 2) Зубы2) Успокойся2) Недолго 3) Лекарство3) Лечить3) Немного 4) Пломба4) Терпеть4) Чуть-чуть 5) Рот5) Открой5) Тихо 6) Налет6) Садись6) Тщательно 7) Кариес7) Чистить7) Терпимо 8) Щетка8) Не кричи8) Хорошо 9) Малыш9) Проходи9) Шире 10) Заморозка10) Беспокоит10) Отлично 11) Брекеты11) Рассказывай 12) Молодец12) Сверлить 13) Умница13) Не переживай 14) Обезболивающее
16 а) Потерпи, сейчас комарик укусит (укол). б) Ротик широко не открывай, а то муха залетит. в) Держись, казак, атаманом будешь. г) Что хвостик поджал, как зайчонок? д) Как воды в рот набрал. е) Надулся как мышь на крупу.
20 Как показал анализ интервью, взятого у врача-стоматолога, а также наблюдение за его речевым поведением, тематический диапазон лексики, активно употребляемой врачом, достаточно широк и разнообразен.
21 Доминирующие лексические группы слов лекарство направление диагностика диагноз рецепт консультация осложнение абсцесс анализ
22 С точки зрения грамматических категорий следует отметить, что в речи врачей по части употребления лидируют такие морфологические группы слов, как имена существительные и глаголы. Наименее частыми морфологическими классами слов являются наречия, имена прилагательные и местоимения.
23 Грамматическая категория времени в речи врачей реализуется в прошедшем, настоящем и будущем временах.
24 Вывод: I. Речевой портрет врача-стоматолога отличается широким тематическим диапазоном лексики, активно употребляемым, энциклопедичностью знаний. II. Особенности речи: употребление профессионализмов; употребление устойчивых словосочетаний, что способствует хорошему психологическому состоянию пациента.
25 Использованная литература(источники): Китайгородская М.В. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия / Караулов Ю.Н. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю.Н. Караулов // Язык и личность. – М., Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания / Т.М. Николаева // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. – М., 1991.
26 Спасибо за внимание! Данную презентацию подготовили ученики 8 «В» класса ГБОУ СОШ 1194: Гарнева Ольга, Кузнецов Дмитрий под руководством учителя русского языка и литературы Зверевой Ольги Григорьевны.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.