Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлексей Ратников
1 Р АЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ О БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Л.В.З АНКОВА «Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок подражающий актам других». Б.Асафьев
2 ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Одной из основных целевых установок современного российского образования является формирование установки на творческую деятельность. Российское педагогическое сообщество отчетливо осознало необходимость ежедневной кропотливой работы по выращиванию в учениках личностных качеств, без которых вхождение в реальную жизнь сильно затруднено. Лишь тот человек может успешно и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания.
3 В КАКОЙ ПРОГРАММЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ ? Решение поставленной задачи требует внедрения в образовательный процесс новых Образовательных программ, методологические принципы которых предполагают включение ребенка в творческий процесс. В частности это реализуется в системе Л.В.Занкова, Психологическое пространство учебника литературного чтения в системе Л.В.Занкова отличается уважением к индивидуальности ребенка, оно побуждает к творчеству, активизирует фантазию, учитывает различные интересы учащихся. Ребенок начинает творить. А творчество – это созидание нового и прекрасного. Оно наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в знаниях, работу мысли, вводит ребенка в атмосферу вечного поиска. Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека.
4 Цель: * формирование творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовать цели, выходящие за рамки стандартной учебной ситуации; * формирование личности способной активизировать свой творческий потенциал, анализировать и разрешать возникающие проблемы. Методы: * Анализ психолого-педагогической, методической учебной литературы по теме; * Анализ, систематизация, обобщение педагогического опыта; * Наблюдение; * Педагогический эксперимент. ЦЕЛЬ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
5 Ч ТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО ? Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Это субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребенком, имеет важное развивающее и образовательное значение - через нее ребенок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.
6 Ч ТЕНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА – ЭТО … удовольствие новые открытия творчество труд
7 Т ВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЗАНА : с развитием индивидуальных задатков познавательной активности способности самостоятельно решать нестандартные задачи
8 З АДАЧИ УЧИТЕЛЯ : замечать любые творческие проявления учеников создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе
9 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ познавательные творческие задания должны строится на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей ; творческие задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, а затем и к собственно творческим; система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы ;
10 Э ТАПЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 1 Подготовительный ПодражаниеНакопление эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества. Освоение этапов творческой деятельности, технологий, средств, способов. 2 Основной Преобразования Применение освоенных эталонов и их преобразование в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями. 3 Завершающий АльтернативИндивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля.
11 Т ЕХНОЛОГИИ Технология проблемно-диалогического обучения – дети не боятся свободно высказывать свое мнение, даже если оно неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, - наиболее прочные. Урок рефлексии. Урок общеметодологической направленности. Урок развивающего контроля Уроки «открытия» нового знания
12 ПРИЕМЫ 1) Кластер («гроздь») – графический прием систематизации материала. Кластеры могут быть «предварительными», т.е. выясняются те знания, которые уже имеются у детей, и оформляются в виде грозди. В процессе работы схема дополняется новыми сведениями, устанавливаются причинно- следственные связи. Кластеры могут быть обобщающими, когда оформляется уже известная информация. В ходе каждого урока понятие уточняется и кластер дополняется. 2)Прием «Чтение с остановками». После чтения каждой смысловой части текста задаются вопросы на понимание, разъясняются непонятные слова, комментируются события. 3 ) «Толстые» и «тонкие» вопросы. Толстые («открытые») вопросы предполагают несколько вариантов ответов или ответы подробные и развернутые. Тонкие («закрытые») вопросы требуют простых однозначных ответов.
13 4)Прием «Обложка». Этот прием работы с текстом помогает обобщить знания о произведении и его героях. Суть его заключается в том, что дети изготавливают нечто вроде макета книжки. Такие обложки дети чаще всего делают дома, но можно их делать и в классе, индивидуально или в группах. Обложки позволяют каждому ученику, и «сильному» и «слабому», получить положительную оценку. 5)прием «Паспорт» используется на этапе обобщения знаний. Дети создают паспорт-характеристику героя изученного произведения, что является итогом работы. Паспорт каждый раз составляется немного по-разному, т.к. учитывает художественные задачи текста, поведенческие черты героя.
14 В ИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1)Придумывание рифмы И встарь, и в наши времена Имеют люди…(имена) 2)сочинение стихотворений Кто радость дарит каждый день? И кто снимает с сердца тень? Кому заботиться не лень? Конечно мама! Кто нас крошек пеленал? И подгузники менял? Распашонки одевал? Кто учил нас убирать? Маме с папой помогать? Конечно мама!
15 3)иллюстрирование отрывков из произведений – эту работу считаю интересной для детей и важной для понимания содержания текста. Ребенок думает, что это просто: надо всего лишь нарисовать и подписать то, что нарисовал, не понимая при этом, что для выполнения этой творческой работы надо хорошо знать содержание текста, выбрать подходящий отрывок, продумать рисунок, а затем найти наиболее подходящее предложение, чтобы иллюстрацию подписать. С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно и на них рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник- читатель».
16 4)создание диафильма по произведению
17 Р ОЛЕВАЯ ИГРА Интерес младших школьников к ролевой игре позволяет широко использовать на уроках различные формы инсценировок. В процессе обучения инсценировка играет огромную роль в овладении навыками коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция – это не только умение в нужной ситуации воспользоваться тем или иным речевым образцом. Коммуникативная компетентность включает в себя ряд аспектов: Лингвистический Включает в себя лексику, грамматику, произношение Социолингвистический отвечает за правильное применение речевых образцов Социокультурный – умение вступить в разговор, продолжить его либо прекратить Стратегический – владение невербальной передачей информации (жесты Дискурсный – отвечает за связанность речи (интонация) Социальный – желание общаться, мотивацию к общению
18 И ГРЫ - ДРАМАТИЗАЦИИ Продуктивным приемом развития творческой активности на уроках литературного чтения являются игры – драматизации. Ребенку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжение известных сказок. Разыграв сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире. На уроках литературного чтения использую следующие формы драматизации: кукольный театр костюмиров анные представлен ия по известным сказкам и рассказам музыкальн ые исценировк и сказок и рассказов драматиза ции сказок
19 Р ЕКВИЗИТЫ – ЭТО ОПОРА ДЛЯ ВОССОЗДАЮЩЕГО ВООБРАЖЕНИЯ, ПОНИМАНИЯ ХАРАКТЕРА ПЕРСОНАЖА, ПРЕДПОСЫЛКА К РАСКРЕПОЩЕНИЮ ЧУВСТВ, ДВИЖЕНИЙ, К СВОБОДЕ РЕЧИ.
20 И ГРЫ Мои ученики также очень любят игру «Редактор». У доски ставится парта с табличкой «РЕДАКЦИЯ». Из каждого ряда выбирается по одному ученику. Они выступают в роли редакторов. Их цель – выбрать самое интересное, образное, красивое предложение, стихотворение на заданную тему. Тему предлагает учитель, а иногда и ученики, в зависимости от цели урока. Услышав интересные, понравившиеся высказывания, ребенок откладывает их в свой речевой багаж, а затем использует этот запас при написании сочинения или просто в устной речи.
21 Л.С.Выготский решительно возражал против того, что творчество является уделом избранных. Великий психолог говорил: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».
22 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.