Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИлья Соломатин
1 Доклад на заседание рабочей группы «Развитие экономической и гендерной политики», проводимую Европейской Экономической Комиссией 9-10 июля 2007 года в Женеве Докладчик: Токсанова А.Н., д.э.н., профессор, Директор Департамента макроэкономики АО «Институт экономических исследований», г.Астана, Казахстан Тема доклада: Предпринимательство и теневая экономика: гендерные аспекты
2 Определение теневой экономики Теневая экономика – это легальное или нелегальное производство товаров и услуг, а также перераспределение доходов или активов, неучтенное официальной статистикой. Три составляющие теневой экономики доходы и имущество, которые уводятся от налогообложения крупными и средними предприятиями реального сектора. масса не учтенных государством домашних хозяйств все виды преступного бизнеса (наркоторговля, контрабанда, проституция, нелегальное производство алкоголя и сигарет и т. д.), где "вращаются" немалые капиталы.
3 Объективные и субъективные причины роста теневой экономики в странах с переходной экономикой Объективные факторы: быстрый и кардинальный характер экономических и государственных реформ несовершенство правовой и нормативной базы, обусловленное отставанием от темпов реформирования недостаточный опыт работы в условиях переходной экономики, как государственных органов, так и экономических единиц резкое увеличение числа предприятий и индивидуальных предпринимателей, ненадежная финансовая отчетность хозяйствующих субъектов, низкий уровень отчетной дисциплины
4 Субъективные факторы: значительный уровень коррумпированности власти недостаточно энергичные действия по борьбе с ней, а также с организованной преступностью Незаконная (нелегальная) экономическая деятельность включает: производство товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещается законом; производственная деятельность, обычно относящаяся к законной, но в случаях, когда ею занимаются производители, не имеющие на то разрешения (например, оказание медицинских услуг неквалифицированными врачами).
5 Скрытая (или теневая, или подпольная) деятельность в принципе является законной, но при этом объемы ее сознательно скрываются от государственных органов в силу разных причин: во избежание уплаты подоходного налога, налога на добавленную стоимость или других налогов; во избежание уплаты взносов на социальное страхование; в сокрытии нарушений некоторых узаконенных стандартов, например, минимальной заработной платы, максимальной длительности рабочего дня, норм безопасности, санитарных норм и т.п.; избежание определенных административных процедур, таких как заполнение статистических вопросников или других форм отчетности.
6 Потери от теневой экономики снижение налоговых поступлений в бюджет, как в республиканский, так и местный; деформация структуры потребления, так как деньги в теневой экономике направляются прежде всего в те сферы, где можно за счет бесконтрольности со стороны государства, пробелов в законодательстве, за короткий срок при минимальных затратах получать высокие доходы. деятельность в сферах, прямо запрещенных законодательством, таких как незаконный оборот оружия, наркотиков, проституция, торговля людьми и человеческими органами, продажа краденого имущества и других. поскольку теневая экономическая деятельность является противоправной, часть доходов тратится на подкуп государственных служащих, что является одной из причин и важным фактором коррумпированности общества.
7 Определение неформального сектора экономики Неформальным считается производство, осуществляемое в рамках сектора домашних хозяйств или неформального сектора. Определение термина «неформальный сектор» сформулировано МОТ (Международная организация труда) и включает: хозяйственные единицы, производящие товары и услуги преимущественно с целью обеспечения работой и доходов соответствующих лиц; юридически оформленных трудовых отношений не существует, а трудовые отношения основаны на случайной занятости, родственных, личных и социальных связях; на практике значительная часть неформального производства осуществляется для собственного потребления, однако, некоторая часть реализуется на рынке.
8 Методы статистической оценки ненаблюдаемой экономики: Прямые методы Косвенные методы Комбинированные методы. Прямые методы статистической оценки ненаблюдаемой экономики предполагают проведение дополнительных выборочных обследований или использование административных источников с целью уточнения участия домашних хозяйств, отдельных физических лиц и предприятий в формировании ненаблюдаемой экономики.
9 К прямым методам оценки ненаблюдаемой экономики относятся следующие обследования: дополнительные обследования объемов производства в секторе домашних хозяйств; дополнительные обследования деятельности предприятий; дополнительные обследования в точках неорганизованной торговли; обследования использования рабочего времени на предприятиях; изучение результатов налоговых, финансовых и других проверок за соблюдением законности при осуществлении хозяйственной деятельности.
10 Комбинированный метод – это корректное объединение прямых и косвенных методов оценок, а также экспертные оценки. Выбор того или иного конкретного метода для определения параметров ненаблюдаемой деятельности хозяйствующих субъектов (скрытой, неформальной деятельности) в конкретных отраслях зависит от специфики данной отрасли, наличных источников информации, возможности проведения дополнительных обследований и многих других факторов. Источниками информации для определения расходов домашних хозяйств на конечное потребление являются: статистика розничной торговли; обследования бюджетов домашних хозяйств; баланс сельскохозяйственных продуктов.
11 Комбинированный метод – это корректное объединение прямых и косвенных методов оценок, а также экспертные оценки. Выбор того или иного конкретного метода для определения параметров ненаблюдаемой деятельности хозяйствующих субъектов (скрытой, неформальной деятельности) в конкретных отраслях зависит от специфики данной отрасли, наличных источников информации, возможности проведения дополнительных обследований и многих других факторов.
12 Проведенные в разное время Агентством РК по статистике обследований привели к следующим результатам. - крупные и средние организации розничной торговли скрывают примерно 15-18% выручки от общего официально учитываемого объема, малые предприятия торговли – до 30; - реальная оплата труда в отрасли превышает официальную более чем наполовину, в том числе за счет использования неоприходованной выручки - на 20-25%, заключения фиктивных договоров – примерно на 14, использования оплаты труда в натуральной форме - на 4-6%; - наибольшей «популярностью» для сокрытия выручки пользуется схема расчетов наличными деньгами. Второй по масштабам является схема, при которой проводятся манипуляции с ценами. В меньшей степени используется схема продажи товаров без кассового аппарата и различные манипуляции с контрольно-кассовыми аппаратами; - наиболее распространенной формой расчетов в отрасли является наличная (примерно 50-60% платежей);
13 Кроме челноков и наемных продавцов в данном сегменте «челночного» рынка присутствует не менее многочисленный и никем неучтенный рынок труда, состоящий из разнорабочих, грузчиков, охранников, администраторов и других, которых не учитывал старый и не учитывает новый Налоговый Кодекс. Эта категория работников, как правило, не платят ни за разовые талоны, ни другие налоги. Многие из них являются лицами без определенного места жительства и гражданства или числятся на биржах труда безработными. Именно они создают тот самый широко известный всем криминальный фон, сопутствующий рынки
14 В процессе перехода к рыночным отношениям масштабы и виды неформальной само занятости значительно увеличились. Наиболее типичные ее формы: 1. Уличная торговля; 2. Услуги населения по строительству, ремонту и пошиву одежды, обуви, а также мелко товарное производство; 3. Частные услуги – уборка, чистка, стирка, приготовления пищи; 4. Репетиторство, частные уроки; 5. Брокерство, маклерство, посредническая деятельность; 6. Челночный бизнес (торговля на рынках по разовым талонам); 7. Частный извоз, и т.д. Доля экономики, уходящей в тень, зависит от трех параметров: степени государственного регулирования рыночных процессов, уровня налогообложения масштабов коррупции.
15 В развитых странах для оценки теневой экономики используют косвенные методы - например, "метод спроса на наличность", т.е. когда оборот избыточной наличности, который сложно объяснить обычными причинами, сопоставляют с наличием факторов, заставляющих предприятия уходить в тень. В мировой практике считается, что если растет спрос на наличные деньги, значит растет теневой сектор. Австрийский экономист Фридрих Шнайдер (Университет им. И. Кеплера, г. Линц) основывается на предположении, что труд в теневом секторе оплачивается наличными деньгами, в то время как легальный труд - в основном безналичными средствами ("электронными деньгами"). С помощью данных о спросе на наличные деньги можно более-менее точно оценивать объемы и динамику теневой экономики.
16 В развивающихся странах пользуются "методом физических затрат", сравнивая потребление электроэнергии и объем выпуска продукции. "Избыточное" потребление электроэнергии говорит о присутствии в экономике теневого сектора. В таком случае может оказаться, что огромная энергоемкость и материалоемкость отечественной продукции являются результатом недоучета масштабов теневой экономики. Методика расчета объемов ненаблюдаемой экономики Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Объем скрытой экономической деятельности рассчитывается на основании данных о количестве субъектов малого предпринимательства, учтенных в статистическом регистре, фактическом количестве представивших государственную статистическую отчетность субъектов малого предпринимательства и производительности труда на одного занятого на представивших государственную статистическую отчетность субъектах малого предпринимательства (в разрезе отраслей экономики).
17 Анализ теневой экономики в разных странах Теневая экономика в Германии Если в 2003 г. уровень теневой экономики Германии составлял 17,5% от официального ВВП, то в 2004 г. – 16,4%, а в 2005 г. - 15,6%, что ниже чем в 2000 г. Причиной такого изменения тенденции развития являются, по мнению Шнайдера, строгие и действенные меры по расширению регулирования рынка труда, издание законов в рамках реформы рынка труда и занятости (закон о защите от увольнения, закон о рабочем времени, новые правила получения пособий по безработице и т.д.), которые уже в гг. заметно понизили оборот в теневом секторе.
18 Теневая экономика в Австрии. Теневой сектор в Австрии увеличился за гг. на 2,22%. Если иметь в виду, что официальный ВВП Австрии вырос за это время только на 2%, то получается, что теневой сектор рос быстрее, чем официальная экономика. Главной причиной такого роста теневой экономики следует, по мнению Ф. Шнайдера, считать высокий уровень налогов и снижение социальных выплат. Эти меры были приняты австрийскими властями в последние годы для восстановления и пополнения бюджета страны.
19 Теневая экономика в Швейцарии. Уровень теневого сектора экономики Швейцарии повысился за гг. всего на 0,3%. Это значит, что в Швейцарии теневая экономика растет значительно медленнее, чем официальная экономика, рост которой составил 1,5%. С учетом введенных более строгих законодательных мер по борьбе с теневой экономикой и по частичному улучшению условий работы по ведению домашних хозяйств в официальном секторе экономики, объем теневого сектора экономики Швейцарии сократился на 2,3%.
20 Теневая экономика в других странах ОЭСР. Для сравнения размеров теневого сектора экономики в немецкоязычных странах с ситуацией в других странах ОЭСР, Ф. Шнайдер приводит статистические данные об основных тенденциях развития теневой экономики в странах ОЭСР Размеры теневой экономики (в % от официальных размеров ВВП) в 21 стране ОЭСР в 2005 г.
21 Уровень теневой экономики к концу 1990-х гг. в большинстве стран ОЭСР начал снижаться. Средний показатель теневого сектора по странам ОЭСР в 1999/2000 гг. составил 16,8%, а к 2005 г. он уменьшится до 15,6% гг. были периодом, когда размеры теневой экономики в большинстве стран ОЭСР были самыми большими, затем уровень теневой экономики в 18 странах (кроме Германии, Австрии и Швейцарии, в которых рост теневой экономики продолжался) постепенно снижается.
22 Опыт различных стран по разработке и использованию инструментов по снижению объемов теневого сектора в торговле и строительстве, приемлемые для Казахстана Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн. долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику, как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире. Факторы, определяющие масштабы и динамику «теневой» экономики: 1) тяжесть налогообложения; 2) размеры получаемого дохода; 3) продолжительность рабочего времени; 4) масштабы безработицы; 5) роль государственного сектора.
23 Многие западные специалисты считают основной, а то и единственной причиной развития «теневой» экономикой налоговый прессинг. Фактор, думается, не единственный, но весьма существенный. Отсюда можно сформулировать вывод: распространенность "теневой" деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений. Некоторые экономисты считают, что высокие налоги - это не основная причина ухода в тень. Так Джонсон, Кауфман и Шифер считают, что институционные аспекты еще более важны при переходе в теневой сектор. В своих исследованиях менее развитых стран, стран переходного периода и развитых стран они делают вывод, что ключевым детерминантом при переходе в тень является количество регулирующих ограничений. Когда законы и законодательство слабое, представителям власти разрешается принимать решения без какого-либо контроля. Это влечет за собой коррупцию, что, в свою очередь, заставляет бизнес уходить в тень.
24 Отличие теневой экономики Западных и развивающихся стран: в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода в развивающихся странах мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями.
25 Доля теневой экономики в странах Восточной Европы в ВВП, % Источник: информация Евростата
26 Доля теневой экономики в странах Содружества независимых государств (СНГ) и странах Балтии в ВВП, %
27 Доля ненаблюдаемой экономики в ВВП в Республике Казахстан Теневая экономика в Казахстане неравномерно представлена в различных отраслях. По оценкам Агентства РК по статистике, общая доля теневой экономики составляет свыше 20% в ВВП, в том числе строительства – 2,2% 2001 г.2002 г.2003 г.2004 г.2005 г. Доля ненаблюдаемой экономики в ВВП, всего, % в том числе: 23,922,621,620,720,2 неформальной 14,212,811,69,38,7 скрытой 9,79,81011,411,5 Доля ненаблюдаемой экономики строительства в ВВП, % в том числе: 1,8 2,32,42,2 неформальной 1,20,90,60,4 скрытой 0,60,91,721,8
28 Предложения по пресечению теневой экономической деятельности - упрощение; т.е. оптимизация функционирования правовых институтов путем устранения дублирующих и ненужных законов; - децентрализация; т.е. передача законодательной и административной ответственности от центрального к региональным правительствам, с тем чтобы приблизить власти к реальной жизни и насущным проблемам; - дерегулирование; т.е. рост ответственности и возможностей для частных лиц и сужение их для государства. Для будущего необходимо изменить сами процедуры принятия новых законов, с тем, чтобы не повторять ошибки прошлого. Это предполагает: - публикацию законопроектов для их свободного обсуждения; - анализ законопроектов в терминах издержки выгоды, с тем чтобы оказать дисциплинирующее воздействие на правительство и отвергнуть несовершенные законопроекты ещё до их публикации;
29 Градация теневой экономики очень высокий (60-80%), высокий (30-60%), средний (20-30%) низкий (5-20%). Оценка для нашей страны по состоянию на начало 2005 года составила чуть более 20% от ВВП. Основные причины неформальной экономики в Казахстане: - нереально высокая налоговая нагрузка, - несовершенное трудовое законодательство, - проблемы с регистрацией бизнеса, - сложности с получением необходимой официальной информации, - жесткость администрирования и применения законов и правил,
30 Гендерные аспекты неформальной экономики Цель гендерного равенства в экономике – это достижение гендерного равенства, выражающегося в равном доступе к земельным, финансовым и др. ресурсам, повышении конкурентоспособности женщин на рынке труда. В настоящее время женщины быстрее могут найти работу в нерегистрируемом секторе. Торговля, или, так называемое, "самозанятое население", представлено, в основном, женщинами, для которых это единственный источник доходов и существования для всей семьи. Особенно велика доля самозанятости женщин в аграрном секторе, где она достигает 60%.
31 Вынужденных предпринимателей обнаружилось значительно больше среди женщин, чем среди мужчин. вынуждены были заняться предпринимательством 32,7% респондентов - мужчин и 46,9% женщин. По данным других социологических исследований около 70% женщин-предпринимателей готовы отказаться от бизнеса в обмен на ведение домашнего хозяйства в достойно обеспеченной семье или на стабильную и хорошо оплачиваемую наемную работу. Президент BISAM Central Asia Леонид Гуревич)
32 Социальная ответственность женщин в предпринимательстве выше, нежели у мужчин. Вот как оценила соотношение этики и бизнеса в своем интервью 28- летняя предпринимательница из России Гульнара Табакчи, продемонстрировав достаточно типичную случаев для женщин предпринимателей позицию: «Я не хочу украденного капитала. Я могу его сама сделать. У меня никогда не будет такого капитала. Я очень скептически отношусь к случайным деньгам Я даже не пытаюсь так поступать. Потом хуже будет. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь...». Устойчивость и даже известная консервативность принятых этических норм является необходимым условием выживания дела, за которое отвечает женщина-лидер.
33 Весьма парадоксальным является, тот факт, что женщины-предпринимательницы, которые, судя по их ответам, в 8 случаях из 10 пережили в собственной деловой практике такое явление как рэкет, порой связанный с угрозой для жизни, продолжают утверждать, что и в ситуации шантажа и угроз они не склонны менять свои исходные этические стандарты, значимые для них в бизнесе или в личной жизни. Все деловые женщины в ответ на вопрос: «Что Вы предпочтете, высокую прибыль при условии, что Вам придется рисковать этическими принципами, или небольшой, но «честный» доход при условии сохранения Вашего человеческого лица», - имели однозначную позицию: «деловая женщина, чтобы сохранить свой бизнес, не имеет права действовать вразрез с принятыми нормами и стандартами., какие бы прибыли не ожидались в перспективе».
34 Женщины в большей степени, нежели мужчины, ориентированы на длительные стратегии в бизнесе, что также делает выгодным следование этическим нормам, принятым в сложившейся деловой среде. Исследования показывают, что мужчины в большей степени стремятся к наращиванию собственно личностного потенциала, в то время как женщины ориентированы на этические ценности, где честность и ответственность занимают самые высокие позиции в системе инструментальных ценностей личности предпринимателя.
35 Региональное женское предпринимательство в большей степени, чем центральное, вынуждено следовать этическим стандартам из-за другой дистанции общения в бизнесе и невыгодности неэтичных поступков в условиях замкнутого поселения, где масштаб собственного дела и перспективы его выживания зависят от способности следовать этическим нормам. «Бизнес в провинции не может быть обезличен», - утверждает одна из предпринимательниц, и с ней трудно не согласиться. Вклад женского предпринимательства в становление новой этической модели бизнеса очевиден. Этические принципы, действующие в бизнесе, суть разные модели одной культуры. Общие принципы этой модели: - следует избегать неэтических шагов в бизнесе; - гуманный менеджмент надежнее агрессивного менеджмента; - стратегические цели легче достигать ориентируясь на этические принципы.
36 Бюджет является наиболее важным политическим инструментом любой системы управления. Именно с помощью государственного бюджета политическое руководство формирует социальное и экономическое развитие, выстраивает приоритеты и определяет критерии распределения, основанные на потребностях общества. Однако государственные бюджеты не являются гендерно-нейтральными по своему воздействию – они по- разному влияют на жизнь мужчин и женщин, как с точки зрения доходов, так и расходов. Учет гендерного аспекта на всех этапах разработки государственного бюджета – «гендерное бюджетирование» – тем самым становится важным инструментом, дающим возможность оценивать воздействие государственной политики на положение граждан обоего пола и перераспределять доходы и расходы таким образом, чтобы уменьшить социально-экономическое неравенство между мужчинами и женщинами. Применение на практике гендерного бюджетирования становится чрезвычайно важным, с тем чтобы страны, регионы и муниципальные образования смогли преодолеть гендерный нейтралитет своих бюджетов – которые на деле часто являются «гендерно-слепыми», что, пусть и непроизвольно, усугубляет гендерное неравенство.
37 Гендерное бюджетирование обладает дополнительными преимуществами, поскольку способствует повышению ответственности, транспарентности и эффективности. К сожалению, гендерное бюджетирование еще не получило повсеместного распространения: оцениваемое как сугубо технический вопрос теми, кто борется за равенство прав женщин и мужчин, оно не рассматривается в качестве политического приоритета многими из тех, кто фактически занимается разработкой, реализацией и контролем исполнения бюджета.
38 Гендерная стратегия Казахстана В соответствии со Стратегией гендерного равенства Республики Казахстан на годы предполагается дальнейшее развитие предпринимательства и самозанятости среди женщин; профессиональная переподготовка женщин, обучению администрированию и управлению бизнесом. Будут совершенствоваться меры по развитию малого и среднего бизнеса среди женщин путем финансовой поддержки предпринимательства, широкого развития консультационных и маркетинговых услуг. Широкое развитие получит микрокредитование населения. Программы по микрокредитованию населения будут включаться в региональные планы социально-экономического развития.
39 Потребности женщин в труде будут учтены при проведении дальнейших преобразований в экономике. Особое внимание будет уделено развитию женской занятости в сельском хозяйстве, в том числе в сфере переработки сельхозпродукции. Предполагается кардинальное изменение доминирующей направленности государственной экономической политики с учетом гендерных аспектов, что придаст ей характер социально ориентированного предпринимательства.
40 К основным характеристикам социально ориентированного предпринимательства относятся: - усиление гуманитарной мотивации трудовой деятельности и самого бизнеса, инвестиции в "человеческий капитал"; - распространение и развитие укрепляющего институт семьи семейного бизнеса, наиболее перспективного в эпоху глобальной информатизации. Создание широкой сети рабочих мест "на дому" со свободным графиком работы и новыми формами разделения труда, создание "виртуальных семейных фирм"; - вытеснение "силовых" и "командных" методов решения проблем в сфере управления бизнесом экономическими методами с развитием социального партнерства и духа взаимопомощи. В трудовое законодательство будут внесены изменения, предусматривающие замену терминов о запрете на определенные условия труда на термины, предоставляющие женщине возможность самой решать вопросы посильности труда и выбора профессии. Будут также внесены изменения, предусматривающие запрет на применение в рекламных объявлениях необоснованных предпочтений по полу.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.