Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлена Челищева
1 Постмодернизм как методология гуманитарного знания
2 Постмодернизм Задачи: Описать (пресловутую критическую релятивистскую) ситуацию Посмотреть, какое (гуманитарное) знание в ней все- таки возможно План лекции 1. Оговорки о трудностях определения п/м. 2. Кластеры постмодернистской теории. 3. Понятие «постмодернистской чувствительности» 4. Постмодернизм (идеология) и постмодерн (ситуация)
3 Трудности определения постмодернизма. I. П/м и «модерн» Отношение постмодерна и современности. А) продолжение модерна (радикальный модерн); Б)разрыв с модерном; В) начало новой эры. Постмодерн М о д е р н П о с т м о дерн
4 Трудности определения постмодернизма. II. Степень и безальтернативность постмодернизма Когда понятие постмодерн употребляют в расширительном смысле, одни имеют в виду действительно все общество, а другие - ровно его постмодерновую часть. Плюрализм культур Общество, в котором находит себе место плюрализм культур
5 Трудности определения постмодернизма. III. Идеология плюрализма Отсутствие идеологии, терпимость и радикальный плюрализм делают поиск определения ненужным. Тем более с учетом Разнородности составных частей. Склонности к апофатическим (негативным) определениям. «Очень сложно определить реальное содержание учения, которое отрицает саму реальность!» Уэбстер Ф. Теории информационного общества, М., 2004, стр. 311 Данные оговорки о трудностях определения п/м - уже следствие определенного его понимания.
6 Разные радиусы постмодернизма Кластеры постмодернист- ской идеологии Постмодернистская чувствительность Постмодерное и непостмодерное (не принадлежащее к п/м или решительно несогласное с ним?)
7 Кластеры постмодернистской теории I. Американское деконструктивистское литературоведение (П. де Ман, Дж. Миллер). Интерпретация текста - плод перемножения восприятий, возникающих в едином интертекстуальном пространстве (Текст рассказывает историю аллегорий своего непонимания). II. Французская постмодернистская философия (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ф. Гваттари). Кризисы и дифференциация ХХ века привели к разрушению метанарративов (универсальных и оправдывающих способов осмысления: допустим, «технический прогресс», «герменевтика смысла», «освобождение человечества»). Знание должно стать критическим (сопоставлением маленьких концепций, которые знают, что им придется спорить/сосуществовать друг с другом).
8 Отступление: работа Делёза «Платон и симулякр» как пример постмодернистской философии Логика рассуждения Делёза. 1. (Платоновское и аристотелевское) «деление» не работает – оно ангажировано (ср. постструктурализм) и нелогично. 2. Исходная мотивация платонизма: отделение сущности от явления, - неудовлетворительно поскольку смешиваются различия перемещается между двумя типами образов: копиями (попытками воспроизвести тождество) и симулякрами (мнимыми претендентами на тождество, «подобие без образа»). («Поставить предел становлению, упорядочить его согласно Тому же Самому, загнать его в рамки сходства, - а ту часть, которая остается непокорной, затолкать как можно глубже, замуровать в пещере на дне Океана - вот цель платонизма, стремящегося обеспечить триумф икон над симулякрами»). 3. Философия – служанка Иконологии, знания «Того же самого» 4. Онтология симулякров. Смыслы и резонансы (фантазмы), возникающие на сгибах гетерогенных серий. «Итак, существует два разных прочтения мира: одно призывает нас мыслить различие с точки зрения изначального подобия и тождественности; другое же, напротив, призывает мыслить подобие и даже тождество в качестве продукта глубокой разнородности». На самом деле копий, оригиналов, моделей и репродукций нет, а есть только симулякры. Соответственно, симуляция не есть иллюзия; «маска» свидетельствует (в первую очередь) о процессе лицедейства. Ср. Рорти – о найденном и сделанном 5. (Ср. 3) Подлинное искусство ради воцарения созидающего хаоса.
9 Отступление: работа Делёза «Платон и симулякр» как пример постмодернистской философии Прагматика рассуждения Делёза. Рорти – оспаривает платоновскую претензию знать то, как на самом деле. Делез - оспаривает платоновскую претензию превозносить один из способов знания (основанный на модели подлинности (претендента)) над другими. Например, мы, делезианцы, смотрим кино. После сеанса у нас будет не знание о кино (о кино, или о себе – в данном случае не принципиально), а знание о незнании. И существенное отличие – мы знали это, когда начинали смотреть кино. Итак, какой тип знания мы получаем? Проблему, которую поставил Кант (каким образом получается опознать этих птиц как «черных лебедей»), мы не решаем (хотя и не сталкиваемся с ней – это не черные лебеди). Но, когда мы начинаем отношения или устраиваемся на работу, такая степень открытости новым данным, может быть полезна – в конечном счете, эффективность, моральность и истинность конструктивизма зависят от меры совпадения с ожиданиями окружающих (тем более, если, как у Делеза и Бодрийара, онтологии симулякров все-таки делегируется существование, а не просто гносеологическая проблематичность как у Рорти).
10 Постмодернистская чувствительность. Значимость эстетических характеристик для описания п/м В ситуации лишь относительного доверия знанию и уверенности в возможности множественных интерпретаций… 1. Содержание концепции начинает играть меньшую роль, чем стилистика (если сравнивать с модернистскими теориями) 2. Искусство (переставшее слепо подчиняться идеологии) озабочено поиском собственных правил (Лиотар) и все больше становится рефлексией. Результат: сближение в постмодернизме философии и эстетики (системы осознаваемых (но произвольных) предпочтений)
11 Возможный набор свойств п/м чувствительности 1.Ирония - недоверие предлагаемым (в том числе и самостоятельно) смыслам. 2.В ситуации сомнения в возможности последовательного выражения истины/субъективности/нового смысла – опора на чужое наследие - бесплодность?, всеядность?, терпимость?, плюрализм?. 2,5. Цитатность, пастиш («с паршивой овцы хоть шерсти клок»), множественное кодирование (пример: Имя Розы У. Эко и Возвращение Мартина Герра Н.З. Дэвис – заранее нацелены на то, чтобы разные читатели получили разное). 3.Положительное и трезвое отношение к кризису старой культуры. Не планируя революционного продолжения старой культуры, п/м не оплакивает также потерю тех ценностей, которые имели смысл только из ее перспективы.
12 Постмодерное общество Постиндустриальное – информационное, глобализованное, бесклассовое. Бесконфликтное - всеобщая принадлежность к массовой культуре и высокая степень свободы индивида. При мультикультурности и множестве мелких идентичностей - нет потребности в их иерархии и в воспроизводстве основополагающих, серьезных мифов о себе.
13 Постмодерная наука Слабая форма - пора критического очищения. Показать, как содержание предыдущих (или даже современных) научных концепций находится в зависимости от формы их выражения, от условий языка, власти и культуры. Разоблачительный пафос постмодерной науки: оттеснить господствующий дискурс (мужской, западноевропейский, буржуазный … ) при помощи маргинальных дискурсов. Сильная форма - безответственная наука: из относительности критериев научности делается вывод об их ненужности – то, что компрометирует п/м больше всего.
14 Трудность – с чьей точки зрения говорится. Отсутствие иерархии, отсутствие идентичности – потери или приобретения. Возможность об этом думать – по-моему, безусловное приобретение.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.