Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТатьяна Рындина
1 Индивидуальные и коллективные права коренных малочисленных народов Севера России Неустроев Николай Студент ЮФ Якутск, 2012
2 В Российской Федерации признается наличие специальных прав коренных малочисленных народов Севера, как в демократическом, правовом и социальном государстве, исторически сложившимся как многонациональное государство. Это отражается в нормах Конституции Российской Федерации, в ее законодательстве, в законодательстве ее субъектов, а также в ратифицированных Российской Федерацией международно-правовых актах.
3 В этой связи в науке российского права констатируется, что в России сформировалось (и продолжает развиваться) законодательство о коренных малочисленных народах Севера как специфичный многоотраслевой сегмент российского законодательства. В свою очередь, данные права подразделяются на две основные группы: индивидуальные права и коллективные права.
4 В настоящее время всеми учеными-правоведами разделяется мнение о естественной (то есть независимой от воли государства) природе индивидуальных прав. Эта идея положена в основу современного международного (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и т.д.) и российского права (Конституция Российской Федерации 1993 года). Коллективные права не являются естественными, поскольку формулируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива.
5 Из-за их природы, коллективные права нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку "человеческим измерением" правами индивида.
7 Коллективные права никогда не должны игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны.
8 Говоря о природе индивидуальных прав коренных малочисленных народов Севера, необходимо подчеркнуть тот факт, что они не являются «дополнительными» правами, которые могли бы «возвысить» представителей этих народов над остальными людьми, а являются толкуемыми и конкретизируемыми правами человека вообще в контексте объективной, реальной необходимости уделения особого внимания проблемам данных народов. В итоге мы можем утверждать, что система прав коренных малочисленных народов является совокупностью двух групп прав, имеющих разную природу, но неразрывно связанных между собой.
9 Конституция Российской Федерации, высший нормативно- правовой акт Российской Федерации, содержит нормы о коллективных правах коренных малочисленных народов: Статья 69 Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статья В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
10 Однако Конституция Российской Федерации не содержит индивидуальных прав граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам. Это можно объяснить тем, что индивидуальные права представителей этих народов являются частными случаями прав и свобод человека и гражданина, которым полностью посвящена глава 2 Конституции Российской Федерации.
11 Как отмечает В.А. Кряжков, идея сочетания коллективных и индивидуальных прав получила непосредственное отражение в Федеральном законе о гарантиях прав малочисленных народов. В ст. 8 данного Закона, которая именуется «Права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов», имеется две части: в первой закрепляются права малочисленных народов и их объединений, а во второй права лиц, относящихся к этим народам. Перечень названных прав дополняется также некоторыми другими правами лиц, относящихся к малочисленным народам, их объединений (ст. 914 указанного Закона).
13 Помимо вышеупомянутого закона, нормативно-правовая база обеспечения коллективных и индивидуальных прав коренных малочисленных народов Севера состоит также из Федеральных законов: a)Федеральный закон от N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"; b)Федеральный закон от N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"; c)Федеральный закон от N 21-ФЗ "О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации".
14 В силу федеративного устройства России и соответствующих положений ее Конституции (ст. 71, 72, 76), помимо федерального законодательства, в систему законодательства о правах коренных народов Севера входят нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
15 a)Конституция Республики Саха (Якутия) b)Закон Республики Саха (Якутия) от З N 121-III "О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)" (вместе с "Перечнем местностей (территорий) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия)", "Перечнем возрождаемых населенных пунктов и территорий в пределах границ землепользования кочевых родовых общин") c)Закон Республики Саха (Якутия) от З N 243-III "О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" d)Закон Республики Саха (Якутия) от З N 419-III "О статусе национального административно-территориального образования в местностях (на территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)"
16 e)Закон Республики Саха (Якутия) от З N 755- III "О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" f)Закон Республики Саха (Якутия) от З N 537- IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" g)Закон Республики Саха (Якутия) от З N 715- IV "О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)"
18 К сожалению, Российская Федерация до сих пор не ратифицировала многие международно-правовые акты об индивидуальных и коллективных правах коренных народов, такие как: a)Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов 2007 года; b)Конвенция Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1957 ( 107); c)Конвенция Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 ( 169). Но скорее всего, это объясняется не злонамеренным отрицанием этих документов, а спорадичностью, бесплановостью, и может быть даже сумбурностью нормотворчества в этой сфере, что, конечно же, является отдельной проблемой, требующей разрешения.
19 В качестве вывода можно сказать, что хотя и российское законодательство в сфере индивидуальных и коллективных прав коренных малочисленных народов Севера нуждается в доработке и совершенствовании, в целом наша страна движется в верном направлении развития данного сегмента российского права.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.