Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнгелина Мишанина
1 Совещание с заместителями деканов/директоров по учебной работе г. Материалы информационно-методического семинара для учебных заведений высшего профессионального образования Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, посвященный обсуждению результатов мониторинга эффективности внедрения ФГОС.
2 ОБЩИЕ ВЫВОДЫ из мониторинга учреждений ВПО В целом в большинстве учреждений ВПО созданы стартовые условия и инициированы процессы обновления структуры и содержания образовательных программ. Однако, мониторинг выявил целый ряд проблем в нормативно-правовом, организационно- методическом и ресурсном обеспечении внедрения ФГОС (как вузовского, так и федерального уровней) В целом в большинстве учреждений ВПО созданы стартовые условия и инициированы процессы обновления структуры и содержания образовательных программ. Однако, мониторинг выявил целый ряд проблем в нормативно-правовом, организационно- методическом и ресурсном обеспечении внедрения ФГОС (как вузовского, так и федерального уровней)
3 Выявленные проблемы по реализации Задачи 1 Вузовского уровня: Большая часть вузов не готова эффективно реализовать полученную «свободу» (более 90 % вузов за основу своих ООП взяли ПООП; профили редко связаны с потребностями рынка труда, в лучшем случае профили бакалавров - это бывшие «специальности», в основном профили сделаны «от достигнутого» - под имеющиеся структуры: кафедры и т.д.) Вузовского уровня: Большая часть вузов не готова эффективно реализовать полученную «свободу» (более 90 % вузов за основу своих ООП взяли ПООП; профили редко связаны с потребностями рынка труда, в лучшем случае профили бакалавров - это бывшие «специальности», в основном профили сделаны «от достигнутого» - под имеющиеся структуры: кафедры и т.д.)
4 Выявленные проблемы по реализации Задачи 1 Вузовского уровня: Переход от моноподготовки специалистов к подготовке по уровням ВПО в большинстве вузов осуществлен формально (старые 5-летние программы специалистов «втиснуты» в 4-летние программы бакалавриата, многие вузы не готовы «осознанно» развивать магистратуру) Вузовского уровня: Переход от моноподготовки специалистов к подготовке по уровням ВПО в большинстве вузов осуществлен формально (старые 5-летние программы специалистов «втиснуты» в 4-летние программы бакалавриата, многие вузы не готовы «осознанно» развивать магистратуру)
5 Выявленные проблемы по реализации Задачи 1 Федерального уровня : Выход нормативных документов, обеспечивающих введение новых ФГОС, опаздывал на всех этапах, многие ФГОС были введены уже после объявления приема на них 1 февраля 2011 года Проведенные внешняя экспертиза и «редакция» проектов ФГОС не имели единых принципов и обоснованных подходов, что привело к плохому качеству многих ФГОС и к наличию ошибок, не позволяющих вузам разработать качественные и непротиворечивые ООП. Федерального уровня : Выход нормативных документов, обеспечивающих введение новых ФГОС, опаздывал на всех этапах, многие ФГОС были введены уже после объявления приема на них 1 февраля 2011 года Проведенные внешняя экспертиза и «редакция» проектов ФГОС не имели единых принципов и обоснованных подходов, что привело к плохому качеству многих ФГОС и к наличию ошибок, не позволяющих вузам разработать качественные и непротиворечивые ООП.
6 Выявленные проблемы по реализации Задачи 1 Федерального уровня : уже начальный этап разработки и реализации ООП на основе ФГОС обнаружил несовершенство ряда принципов и подходов, заложенных в сам макет (техническое задание) ФГОС ВПО, что привело к ограничению реальных «свобод» вуза в формировании своих ООП и подвергло вузы опасности санкций со стороны контрольно- надзорных органов и органов государственной аккредитации Федерального уровня : уже начальный этап разработки и реализации ООП на основе ФГОС обнаружил несовершенство ряда принципов и подходов, заложенных в сам макет (техническое задание) ФГОС ВПО, что привело к ограничению реальных «свобод» вуза в формировании своих ООП и подвергло вузы опасности санкций со стороны контрольно- надзорных органов и органов государственной аккредитации
7 Выявленные «системные» недостатки ФГОС ВПО 1)Отсутствие единых методологических принципов формирования перечней компетенций при разработке разных ФГОС привело в итоге к : отсутствию единообразия в перечнях ОК- компетенций по разным направлениям, даже в рамках одной УГНС, «не технологичным» формулировкам компетенций, с которыми вузы практически не могут работать, существенно различающемуся количеству компетенций в разных ФГОС одного уровня ВПО 1)Отсутствие единых методологических принципов формирования перечней компетенций при разработке разных ФГОС привело в итоге к : отсутствию единообразия в перечнях ОК- компетенций по разным направлениям, даже в рамках одной УГНС, «не технологичным» формулировкам компетенций, с которыми вузы практически не могут работать, существенно различающемуся количеству компетенций в разных ФГОС одного уровня ВПО
8 Выявленные «системные» недостатки ФГОС ВПО 2) Нечеткая формулировка ФГОС о праве вуза самостоятельно выбирать виды деятельности выпускников для разработки конкретной профильной ООП (из числа заданных во ФГОС видов деятельности - до 6 и более в одном направлении подготовки бакалавра) и неадекватная структура таблицы 2 (результаты обучения по циклам не соотносятся с заявленными в программе компетенциями) привели к проблемам с государственной аккредитацией.
9 Бакалавр по направлению подготовки Психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно- исследовательской, педагогической, организационно- управленческой Бакалавр по направлению подготовки Психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно- исследовательской, педагогической, организационно- управленческой Бакалавр по направлению подготовки Экономика готовится к следующим видам профессиональной деятельности: расчетно-экономическая; аналитическая, научно- исследовательская; организационно- управленческая; педагогическая Бакалавр по направлению подготовки Экономика готовится к следующим видам профессиональной деятельности: расчетно-экономическая; аналитическая, научно- исследовательская; организационно- управленческая; педагогическая.
10 Выявленные «системные» недостатки ФГОС ВПО 3) Во всех ФГОС имеется большое количество требований и формулировок, позволяющих неоднозначное толкование. Следствие – уже имеющиеся «предписания» вузам от Управления надзора и контроля за невыполнение требований «ФГОС» в случаях, когда требования ФГОС не нарушены. 4) Очень многие ФГОС отклонились от требований макета ФГОС (объемы циклов даны без «вилок» зачетных единиц, указаны объемы в ЗЕ для конкретных дисциплин, в том числе в вариативной части, дробные значения ЗЕ во ФГОС и др.) 3) Во всех ФГОС имеется большое количество требований и формулировок, позволяющих неоднозначное толкование. Следствие – уже имеющиеся «предписания» вузам от Управления надзора и контроля за невыполнение требований «ФГОС» в случаях, когда требования ФГОС не нарушены. 4) Очень многие ФГОС отклонились от требований макета ФГОС (объемы циклов даны без «вилок» зачетных единиц, указаны объемы в ЗЕ для конкретных дисциплин, в том числе в вариативной части, дробные значения ЗЕ во ФГОС и др.)
11 Выявленные «системные» недостатки ФГОС ВПО 5) Цикловая (горизонтальная) структура ФГОС не дает возможность разработки «вертикальных» модулей, формирующих как базовые знания так и специализированные знания и умения 6) Бессистемное распределение количества зачетных единиц по циклам и разделам ОП, не позволяет вузу спроектировать модульные программы в формате ECTS (кратные заданному числу кредитов), зачастую не позволяет реализовать Практику и ГИА целым число недель и т.д. 5) Цикловая (горизонтальная) структура ФГОС не дает возможность разработки «вертикальных» модулей, формирующих как базовые знания так и специализированные знания и умения 6) Бессистемное распределение количества зачетных единиц по циклам и разделам ОП, не позволяет вузу спроектировать модульные программы в формате ECTS (кратные заданному числу кредитов), зачастую не позволяет реализовать Практику и ГИА целым число недель и т.д.
12 Выявленные проблемы по реализации Задачи 1 Федерального уровня : Неготовность организаций и экспертов, уполномоченных осуществлять процедуры надзора и контроля и государственной аккредитации по новым ФГОС, работать в идеологии «рамочных» стандартов, основанных на компетенциях (проверяется наличие в учебных планах всех дисциплин, приведенных во ФГОС в качестве примерных, концепция процедуры оценивания уровня сформированности компетенций до сих пор находится в стадии разработки) Федерального уровня : Неготовность организаций и экспертов, уполномоченных осуществлять процедуры надзора и контроля и государственной аккредитации по новым ФГОС, работать в идеологии «рамочных» стандартов, основанных на компетенциях (проверяется наличие в учебных планах всех дисциплин, приведенных во ФГОС в качестве примерных, концепция процедуры оценивания уровня сформированности компетенций до сих пор находится в стадии разработки)
13 Общекультурные Профессиональные ПК ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к результатам освоения ОП – компетенциям ПК Общепрофесси ональные Направленности (профили) подготовки «Ядро» направления подготовки Виды деятельности Единые на уровень ВО (перечень ОК-компетенций рекомендован разработчикам ФГОС) Единые на уровень ВО (перечень ОК-компетенций рекомендован разработчикам ФГОС)
14 Структура ОП Базовая часть ОП, объем в ЗЕ Базовая часть ОП, объем в ЗЕ ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к структуре ОП Приведение к норме ФЗ-273, переработка таблицы 2 Часть формируемая участниками образовательных отношений, объем в ЗЕ Часть формируемая участниками образовательных отношений, объем в ЗЕ
15 ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к структуре ОП Наименование элемента программы Объем в зачетных единицах Блок 1 Дисциплины (модули) Базовая часть Вариативная часть Блок 2 Практики 3-6 Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9 Всего:240
16 ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к условиям реализации ОП 1)Нормы, единые для всех ФГОС, вынесены в «Порядок организации образовательной деятельности по программам Б, М и С », отменяющий типовое положение о ВУЗе (ПП 71 от ) 2)Дано четкое разграничение и определение понятий «компетенции» и «результаты обучения» (Порядок) 3)Дан ясный принцип выделения «базовой» части программы и «вариативной» части программы. 4)Сняты нормы максимальной еженедельной общей нагрузки обучающегося (54 часа) и его аудиторной нагрузки (27-32 часа) 1)Нормы, единые для всех ФГОС, вынесены в «Порядок организации образовательной деятельности по программам Б, М и С », отменяющий типовое положение о ВУЗе (ПП 71 от ) 2)Дано четкое разграничение и определение понятий «компетенции» и «результаты обучения» (Порядок) 3)Дан ясный принцип выделения «базовой» части программы и «вариативной» части программы. 4)Сняты нормы максимальной еженедельной общей нагрузки обучающегося (54 часа) и его аудиторной нагрузки (27-32 часа)
17 ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Требования к условиям реализации ОП Устранена неправильная шкала: Аудиторная работа Внеаудиторная работа Внеаудиторная работа Работа во взаимодействии с преподавателем (контактная работа) Самостоятельная работа
18 ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ФГОС Введение новых норм, заданных 273-ФЗ Возможные формы получения образования и формы обучения Сроки обучения для всех форм обучения Объем образовательной программы в зачетных единицах Возможности электронного обучения, возможности сетевой формы реализации программ Требования инклюзивного образования и др. Возможные формы получения образования и формы обучения Сроки обучения для всех форм обучения Объем образовательной программы в зачетных единицах Возможности электронного обучения, возможности сетевой формы реализации программ Требования инклюзивного образования и др.
19 Спасибо за внимание.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.