Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИгорь Шустов
1 Тольятти, 2008 ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Отдел менеджмента качества
2 1 Введение системы точно определенных и сопоставимых степеней (квалификаций); 2 Введение системы двухэтапного высшего образования: базового и последипломного Введение системы двухэтапного высшего образования: базового и последипломного; 4 Стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения для студентов, для преподавателей, исследователей, административного персонала; 5 Наличие системы менеджмента качества; Принятие системы кредитов; 3 Основные требования Болонского процесса 6 LLL.
3 Болонский процесс. Снижение качества подготовки специалистов; Переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений (ОУ); Усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг; Проведение с 2001г. конкурса Рособрнадзора и Рособразования; Актуальность проблем повышения качества образования в России. Аспекты. 4 Cоздание Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования;
4 Обеспечение качества (Берлин, 2003) Необходимость развития общих (общеевропейских) критериев и методологий по обеспечению качества Основная ответственность за обеспечение качества лежит на каждом из вузов
5 Демографические тенденции и образование Общее образование: сокращение числа обучаемых к 2010 г. составит 23%; НПО: к 2010 г. - 36%; СПО: к 2010 г. - 26%; ВПО: до 2006 г. – рост, а после – сокращение к 2010 на 16%
6 Необходимость систем качества Сегодня каждый российский вуз может (и должен) внедрять системы качества для: Сегодня каждый российский вуз может (и должен) внедрять системы качества для: - повышения эффективности своей работы - это способствует благосостоянию вуза; - повышения культуры деятельности вуза (прописываются нормативы и процессы, которые непременно нужно выполнять); - удовлетворения отечественным требованиям комплексных проверок (лицензирование, аккредитация); - вхождения в общее академическое пространство (в частности, европейское).
7 Понятие качества в образовании Качество – (в обобщенном смысле) совокупность свойств объекта (продукции или услуги), относящихся к его способности удовлетворять определенным требованиям и потребностям. Качество образования - совокупность свойств и характеристик образовательного процесса и его результатов, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в знаниях, умениях и навыках (или компетенциях) отдельных граждан, предприятий и организаций, общества и государства в целом. Качество высшего образования - соответствие высшего образования как системы, процесса, как результата целям, потребностям, нормам и требованиям основных потребителей: личности, общества, государства (БГУ). Качество – это степень соответствия уровня образования и подготовки специалиста уровню согласованных требований (ТПУ). Качество обучения - показатель сравнительной высоты уровня технологии передачи знаний, умений и навыков, а также уровня эффективности восприятия этих составляющих педагогического процесса учащимися (РУДН). Качество – это когда возвращается клиент, а не продукт (Крайслер).
8 Три составляющих системы менеджмента качества (СМК) Система менеджмента качества 1. Программа обеспечения качества 2. Модель менеджмента качества 3. Служба обеспечения качества Эффективность деятельности учреждения
9 Программа обеспечения качества Программа обеспечения качестваэто часть стратегического плана (СП), которая должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к СП. Программа обеспечения качества - это часть стратегического плана (СП), которая должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к СП. СП – это, научно разработанные и ясно описанные предложения по комплексу последовательных действий (ключевых фигур учреждения), направленных на наиболее эффективное достижение стратегической цели (СЦ). СП – это, научно разработанные и ясно описанные предложения по комплексу последовательных действий (ключевых фигур учреждения), направленных на наиболее эффективное достижение стратегической цели (СЦ). СЦ – долгосрочное, но определенное изменение к лучшему в данном направлении деятельности учреждения, положительно выделяющее его среди подобных учреждений. СЦ должна обязательно допускать возможности численных оценок (сравнения). СЦ – долгосрочное, но определенное изменение к лучшему в данном направлении деятельности учреждения, положительно выделяющее его среди подобных учреждений. СЦ должна обязательно допускать возможности численных оценок (сравнения). СП – описание продуманного процесса, включающего определение миссии учреждения и его основных ценностей, выделяющего его возможности, стратегии и действия, разработанные на базе честного SWOT-анализа. СП – описание продуманного процесса, включающего определение миссии учреждения и его основных ценностей, выделяющего его возможности, стратегии и действия, разработанные на базе честного SWOT-анализа.
10 Модель менеджмента качества Модель менеджмента качестваинструмент, позволяющий осуществлять менеджмент качества, что предусматривает: Модель менеджмента качества - инструмент, позволяющий осуществлять менеджмент качества, что предусматривает: контроль детализированная оценка достигнутого уровня качества. 1 управление 2 - сравнение показателей со «стандартом»; - разработка мер по коррекции; - конкретные действия по улучшению; - повторный контроль; - коррекция действий.
11 Термины, относящиеся к менеджменту совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Система скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией. Менеджмент система для разработки политики и целей и достижения этих целей. Системаменеджмента система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. Системаменеджментакачества Менеджменткачества скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
12 Служба обеспечения качества Служба обеспечения качестваэто специализированные подразделения учреждения или внешние организации, задача которых состоит исключительно в повышении эффективности деятельности учреждения. Служба обеспечения качества - это специализированные подразделения учреждения или внешние организации, задача которых состоит исключительно в повышении эффективности деятельности учреждения. Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Результативность Эффективность
13 Создание СК ВУЗа: сроки и ресурсы Описание процессов, подготовка документов 6-12 мес. Обучение и внедрение 3-6 мес. Сертификация 4-6 дней 1 – 1,5 года Совершенствование Ресурсы ВСЕ 1,5 3
14 Для чего нужна СМК в ОУ? Требования потребителей; Законодательные требования; Конкуренты; Удовлетворенность персонала; Результативность процессов; Конкурентоспособность продукции.
15 Самые популярные ответы на вопрос: Для повышения качества и производительности Для снижения затрат Для повышения конкурентоспособности Для укрепления экономической стабильности Для ориентации на потребителей Для улучшения производственного климата Для соответствия нормативным актам Для охраны окружающей среды СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Для чего нужна СМК в ОУ?
16 Существующие модели СМК в ОУ Модель СМК в соответствии с требованиями стандартов серии ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО )
17 Существующие модели СМК в ОУ
18 Модель премии Правительства РФ в области качества Существующие модели СМК в ОУ
19 Модель премии конкурса Министерства образования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» 1 Лидирующая роль руководства 2 Политика и стратегия 5 Менеджмент процессов 9 Результаты деятельности вуза 4 Ресурсы и партнеры 3 Менеджмент персонала 6 Удовлетворенность потребителей 8 Влияние вуза на общество 7 Удовлетворенность персонала ВозможностиРезультаты
20 Типовая модель системы качества образовательного учреждения (ОУ) Существующие модели СМК в ОУ
21 Структура типовой модели СК в ОУ Требования к СК в ОУ Требования ИСО 9001:2000 Стандарты и директивыENQA 4.1Структура СК в ОУ 4.2Документация СК в ОУ 5.Деятельность руководства с СК 6.Менеджмент основных процессов СК ОУ 7.Менеджмент ресурсов и вспомогательные процессы СК в ОУ 8.Деятельность ОУ по измерению,анализу и улучшению 9.Информирование общества
22 Преимущества СМК на основе МС ИСО 9001:2000 В МС ИСО 9001:2000 четко определены минимальные системные требования В МС ИСО 9001:2000 четко определены минимальные системные требования !!! МС ИСО 9001:2000 лишь определяет требования к системе менеджмента качества, но не дает рекомендаций по их выполнению Стандарт может служить основой для создания интегрированной системы менеджмента организацией Стандарт может служить основой для создания интегрированной системы менеджмента организацией Создание СМК является отправной точкой для дальнейшего, непрерывного совершенствования всех сфер деятельности организации
23 Мнения участников международного форума «Гарантии качества» о моделях, наиболее полно и четко отражающих специфику качества образования
24 24 Уровень развития системы качества образовательного учреждения в учебных заведениях (В % от количества опрошенных)
25 ISO 9000 Что такое МС ИСО серии 9000 (ISO 9000 ) Стандарты серии ISO 9000 – это добровольный международный эталон для разработки системы управления производством продукции и предоставления услуг Стандарты серии ISO 9000 – это добровольный международный эталон для разработки системы управления производством продукции и предоставления услуг Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization) утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем качества ISO 9000/87 в 1987г. Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization) утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем качества ISO 9000/87 в 1987г. В России сертификация по ISO 9000 началась с 1991 года
26 Обозначение Содержание ИСО 9004 (ГОСТ Р ИСО 9004) Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности ИСО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001) Системы менеджмента качества. Требования Описывает основные положения СМК и устанавливает терминологию для СМК Определяет требования к СМК для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей Содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность СМК. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации, удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон Содержит методические указания по аудиту (проверке) СМК и охраны окружающей среды ИСО 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000) Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ИСО (ГОСТ Р ИСО 19011) Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и охраны окружающей среды Состав, структура и содержание стандартов серии ИСО 9000: 2000
27 Основные направления применения стандартов МС ИСО серии 9000 используются как средство повышения эффективности деятельности предприятия, а затем, по мере необходимости, проводится сертификация внедряются только с целью сертификации системы качества
28 Принципы менеджмента качества в ОУ 1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ ISO 9000: ЛИДЕРСТВО РУКОВОД ИТЕЛЯ 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ 4. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД 5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ 6. ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ 7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ФАКТАХ 8. ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ
29 I Ориентация на потребителя Относитесь к потребителям так, как вы хотите, чтобы относились к вам, когда вы являетесь потребителем.
30 Заинтересованные стороны ВУЗа ВУЗ Федеральные органы Управления образованием Поставщики (школы, Техникумы) Общество Потребители Персонал (преподаватели, сотрудники) Студенты и их родители
31 Надо пытаться предугадать невысказанные желания потребителя и постараться удовлетворить их.
32 Речь идет не о об уменьшении объемов предоставляемых услуг, а об их увеличении благодаря расширению спроса.
33 Применение этого принципа предполагает Понимание всего диапазона потребностей и ожиданий потребителя; Обеспечение сбалансированного подхода к потребностям и ожиданиям потребителей; Доведение этих потребностей и ожиданий до сведения всех в организации; Измерение удовлетворённости потребителя
34 ИНАЧЕ ЗАКЛЮЮТ…
35 Успешное применение первого принципа дает следующие преимущества: Потребности всех заинтересованных сторон становятся понятными персоналу; Достигается взаимосвязь с потребностями и ожиданиями потребителя; Улучшение показателей организации ведет к удовлетворению потребителей; Гарантируется, что персонал знает требования потребителей и умеет их удовлетворять
36 II Лидерство руководителя
37 Применение этого принципа предполагает следующие действия: Принятие во внимание потребностей всех заинтересованных сторон; Формирование ясного видения будущего организации; Создание в организации атмосферы доверия; Предоставление сотрудникам необходимых ресурсов и делегирование им полномочий; Поощрение сотрудников и признание их вклада в постоянное улучшение деятельности организации; Ведение открытого и честного обмена информацией; Непрерывное обучение сотрудников; Постановка достижимых целей и показателей; Умение прогнозировать ситуации и осуществлять руководство; Понимание изменений во внешнем окружении и умение реагировать на них
38 Традиционный стиль руководства Новый стиль руководства Решения принимаются наверхуЗаказчик представляет центр внимания Каждое лицо ответственно только за свою собственную работу Люди работают вместе и делают то, что необходимо, даже если это находится вне их служебных обязанностей Общение медленное и исходит от руководства Полномочия и ответственность коллективная Минимальная связь между подразделениями Изменения и системы связи быстрые и непрерывные Внимание служащего сфокусировано на вершину (начальник) Основное качество служащего знать, как работать с другими людьми Руководство определяет, как выполнять задания Сила исходит из знания, как мотивировать других лиц, а не из иерархической позиции в организации Руководство не ожидает, что его персонал будет в достаточной степени мотивирован Количество уровней управления относительно мало Стили руководства
39 В каждой компании должна быть система лидерства, фундаментом которой являются руководители, связанные между собой должностными отношениями.
40 III Вовлечение персонала
41 Вовлечение работников работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
42 Отличительная черта современности - расширение полномочий на рабочем месте.
43 Применение этого принципа предполагает следующие действия со стороны персонала: принятие ответственности за определенный круг задач и решение возникающих при этом проблем; активный поиск возможностей для улучшений; активный поиск возможностей повышения уровня компетентности, знаний и опыта; свободный обмен знаниями и опытом внутри команд и групп; сосредоточение на создании ценности для потребителей; стремление к улучшению имиджа организации у потребителей; получение удовлетворения от работы; энтузиазм в работе и гордость за принадлежность к своей организации
44 IV Процессный подход как инструмент управления деятельностью вуза Если Вы не можете описать то, что Вы делаете как процесс, Вы не знаете то, что Вы делаете. Э. Деминг
45 Преимущества процессного подхода Получение предсказуемых результатов; Лучшее использование ресурсов; Сокращение цикла производства продукции (услуги); Уменьшение затрат; Оптимизация оперативного управления; Обеспечение прозрачности протекания процессов; Понимание каждым сотрудником его роли в общих процессах организации; Систематизация деятельности по улучшению; Усиление ориентации работ на запросы и интересы потребителей
46 В соответствии со стандартом ИСО 9000:2000 под процессом понимается "совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы". ВходВыход Подпроцесс 1Подпроцесс 2 ПРОЦЕСС Преобразование, добавляющее ценность, включает людские и другие ресурсы Примеры: готовая продукция, услуга, промежуточная продукция, услуга, программный продукт, отчет, информация и т.п. Благоприятные возможности для измерений ВХОД ВЫХОД Разделение процесса на подпроцессы и операции
47 НУ, НАПРИМЕР, ВОТ ТАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ… ВЫХОД: ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
48 Для реализации данного принципа организация должна: Формализовать систему; Понять взаимозависимости между процессами системы; Непрерывно улучшать систему через измерение и оценку. Определить процессы и их описать;
49 Деятельность в рамках процесса производит продукт, соответствующий требованиям потребителей. Процессный подход в управлении ОУ Функциональное управление – реализация формулированной для сотрудника функции, не ориентируясь при этом на потребителя, и отчет только перед своим руководством.
50 Внедрение процессного подхода к управлению Функциональный Процессный подход подход
51 Классификация процессов СМК ОУ КЛИЕНТЫ Процессы менеджмента ПОСТАВЩИКИ Основные процессы Вспомогательные процессы
52 Проект Реестра процессов ТГУ
53 Этапы жизненного цикла продукции в соответствии со стандартами серии ИСО 9000:
54 Жизненный цикл процесса подготовки специалиста Изучение потребности в результатах образования Проектирование ООП Реализация ООП Оценка результатов образования Трудоустройство Оценка удовлетворенности
55 Карта процессов системы менеджмента ТГУ
56 Процессы обеспечения Материально-техническоеФинансовоеКадровоеИнформационное МетодическоеМеждународное СоциальноеХозяйственное Субподрядные процессы Ответственность руководства заинтересованныесторонызаинтересованныестороны заинтересованныесторонызаинтересованныестороны Научная деятельность Производственная деятельность Дополнительные образовательные услуги Образовательная деятельность Основные процессы Измерение Мониторинг Постоянное улучшение требованиятребования удовлетвореноностьудовлетвореноность Процессы управления Маркетинг ПланированиеРазработка, проектированиеМенеджмент ресурсов Внутреннее информирование Процессная модель системы управления качеством в вузе
57 До разработки процессов или их этапов полезно задавать следующий набор систематизированных вопросов "5W +1H" Английс- кий вопрос Русский вопрос Комментарий What?Что?Что именно делается в этом процессе или на этой операции? Why?Зачем?Зачем это делается? Можно ли этого не делать? Where?Где?Где это делается? Не лучше ли делать это в другом месте? When?Когда?Когда это делается? Может быть лучше делать это раньше, или позже? Who?Кто?Кто это делает? Не стоит ли поручить это дело другим людям? How?Как?Как это делается? Всё ли рационально? Нет ли лишних действий?
58 Алгоритм описания процесса Начало Формирование группы Определение видов деятельности Определение процесса Определение последовательности подпроцессов Выявление подпроцессов Графическое изображение процесса и его подпроцессов Составить спецификации на процесс, подпроцесс Провести анализ Придти к соглашению с группой конец Все ли подпроцессы учтены? НЕТ ДА Составить матрицы ответственности
59 Составляющие образовательного процесса Образовательный процесс Оценка удовлетворенности преподавателей и студентов Организация приема Организация учебного процесса Информационное обеспечение Аттестация Выпускников Повышение квалификации преподавателей Мониторинг Учебного процесса Учебно- методическое обеспечение Организация диагностики знаний и умений
60 Процесс. Описание процесса Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. ресурсы, преобразующиеся в ходе процесса в выходы процесса результаты (продукт, услуга) процесса ПРОЦЕСС Вход Выход Механизмы Управление условия выполнения процесса (документация, на основании которой осуществляется выполнение процесса) ресурсы, обеспечивающие выполнение процесса
61 Входы и выходы процесса Входами процесса могут быть выходы другого процесса Материальные Нематериальные - Сырье; - Материалы; - Комплектующие изделия; - Средства технологического оснащения; и др. - Информация (отчеты, журналы регистраций, справки и др.) ; - Требования к процессу и др. ресурсы, преобразующиеся в ходе процесса в выходы процесса Входы результаты (продукт, услуга) процесса Выходы
62 Управление и механизмы процесса Управление Примеры: - Инструкции по выполнению; - ГОСТы; - Должностные инструкции; - Регламенты на выполнение; - План мероприятий; - Приказы, распоряжения; - Методические указания и др. - условия выполнения процесса (документация, на основании которой осуществляется выпол- нение процесса) Механизмы Примеры: - Оборудование; - Производственное помещение; - Финансы; - Персонал организации и др. - ресурсы, обеспечиваю- щие выполнение процесса.
63 Цикл Деминга - PDCA Установление целей и процессов Осуществление запланированных работ Контроль результата, получившегося в ходе процессов Принятие мер по устранению причин отклонений
64 Процесс нулевого уровня «Образовательная деятельность» П О Т Р Е Б И Т Е Л И П О Т Р Е Б И Т Е Л И
65 Идентификация процессов ОУ
67 Регламентирование деятельности в рамках выделенных процессов ОУ
68 Описание процесса Спецификация процесса – документ верхнего уровня, содержащий информацию: Наименование процесса; Цель процесса; Владелец процесса; Входы и выходы процесса и требования к ним; Управляющие документы; Ресурсы; Показатели процесса
69 Спецификация процесса 1. Наименование процесс Научно-исследовательская деятельность (НИД) 2. Цель процессаСоздание условий для реализации научно- исследовательской деятельности студентов и преподавателей 3. Владелец процессаПроректор по научно-исследовательской работе 4. Входы процесса Поставщик входа – процесс(ы), предоставляющий(ие) вход 4.1 Аспиранты, докторанты. Процесс управления докторантуры и аспирантуры 4.2 СоискателиПроцесс управления докторантуры и аспирантуры; Внешний поставщик 4.3 СтудентыУчебный процесс 4.4 Данные маркетинговых исследований (требования потребителей) Маркетинг и планирование набора
70 5. Выходы процесса Потребитель выхода – процесс(ы), использующий(ие) выход 5.1 Статьи, изобретенияУчебный процесс; Отдел интеллектуальной собственности; Процесс управления докторантуры и аспирантуры; Библиотечное и информационное обслуживание; Внешний потребитель и др. 5.2 Дипломы, грантыУчебный процесс, Процесс управления финансовым обеспечением; Внешний потребитель и др. 5.3 Защитившие кандидатские, докторские диссертации Учебный процесс; Научно-исследовательская деятельность; Внешний потребитель и др. 5.4 Научные школыУчебный процесс; Научно-исследовательская деятельность; Внешний потребитель и др. 6. Управляющая документация 6.1 Программа развития подразделения 6.2 Внутренние нормативные документы 6.3 Инструкция по организации научной и научно- технической деятельности, осуществляемой за счет собственных средств ТГУ с приложениями и др. Спецификация процесса
71 Показатели процессов – количественные и/или качественные параметры, характеризующие процесс и его результат. 7. Механизмы процесса 7.1 Персонал 7.2 Финансы 7.3 Орг. техника 7.4 Библиотека и др. 8. Показатели процесса, ед. изм.Норматив Частота измерения Метод расчета показателя 8.1 Процент ППС с учеными степенями и (или) учеными званиями, % Не менее 60ежегодно(Количество ППС с уч.степенями и званиями / Общ. количество ППС)* Процент докторов наук и профессоров, % Не менее 10ежегодно(Кол-во докторов наук и профессоров / Общее количество ППС)* Объем НИР на единицу ППС, тыс. руб.За 5 лет – не менее 18 ежегодно… и др. Спецификация процесса
72 V Системный подход к менеджменту От 85 до 98% проблем с качеством возникает из-за системы менеджмента; 2-15% ошибки исполнителей. (Дж. Джуран и Э. Деминг)
73 Мы должны научиться видеть систему менеджмента, а не отдельно действующих разочарованных и безынициативных людей, находящихся под прессом возможного наказания.
74 П О С Т О Я Н Н О Е У Л У Ч Ш Е Н И Е У Д О В П Л О Е Т Т Р В Е О Б Р И Е Т Н Е Н Л О Е С Й Т Ь ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ, УЛУЧШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА МЕНЕДЖМЕНТ РЕСУРСОВ ВЫХОД ВХОД ТРЕБОВАНИЯПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТРЕБОВАНИЯПОТРЕБИТЕЛЕЙ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОБАВЛЯЮЩАЯ ЦЕНОСТЬ ПОТОК ИНФОРМАЦИИ ЛИДЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРИНЯТИЕ РЕШННИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ФАКТАХ ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ ПРОЦЕССНЫЙ ППОДХОД
75 Применение принципа системного подхода предполагает следующие действия: Формирование системы на основе определения или разработки процессов; Структурирование системы; Понимание взаимозависимостей процессов в системе; Постоянное улучшение системы на основе измерения, анализа процессов и оценки их результатов; Установление ограничений на ресурсы до начала действий
76 Системный подход ведёт к увязыванию задач с миссией организации, её видением, стратегическими целями и Политикой в области качества.
77 Стратегическое планирование и Политика в области качества организации обеспечивают основу для постановки целей в области качества.
78 VI Постоянное улучшение
79 Применение принципа постоянного улучшения предполагает следующие действия: Постоянное улучшение продукции, процессов и системы; Использование периодического оценивания; Постоянное улучшение работоспособности и эффективности всех процессов; Проведение обучения и тренировки каждого члена организации методам и инструментам постоянного улучшения, таким как цикл Шухарта-Деминга; Признание улучшений
80 VII Принятие решений, основанных на фактах
81 Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
82 Применение этого принципа предполагает следующие действия: Измерение и сбор данных и информации; Обеспечение точности и достоверности данных и информации; Проведение анализа данных и информации; Понимание важности использования соответствующих статистических методов ; Принятие решений и осуществление действий
83 VIII Взаимовыгодные отношения с поставщиками
84 Применение этого принципа предполагает следующие действия: Выявление и отбор основных поставщиков; Создание ясного и открытого обмена информацией; Инициирование совместной разработки и совершенствования продукции и процессов; Совместное достижение ясного понимания требований потребителя; Обмен информацией и планами на будущее; Признание улучшений и достижений поставщика
85 Тольятти, 2008 ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Отдел менеджмента качества
86 Документирование СМК. Кажущиеся «минусы» 1 Чрезмерная формализация; 2 Избыточный документооборот или «бумаги ради бумаг» Избыточный документооборот или «бумаги ради бумаг»; 4 Необходимость управления регламентирующими документами и записями тяжело укладывается в общепринятую практику предприятий; 5 СМК предполагает создание работающих документов. Подробная регламентация; 3 Кажущиеся «минусы»: Эффективность системы менеджмента качества (СМК) во многом зависит от того, насколько хорошо она документирована. !
87 Документирование СМК. Вывод Если документы создавались абстрактно, без учета существующей практики ведения бизнеса, то негативное отношение к документам на этапе разработки перерастает в открытое сопротивление на этапе их внедрения Привлекайте к разработке документации наиболее квалифицированных и активных сотрудников, мотивируйте их и не пытайтесь перерабатывать и внедрять у себя доку- ментацию других фирм Что делать?
88 Проверяемость деятельности. Воспроизводимость деятельности; Независимость деятельности от отдельных исполнителей; Ясные ответственность и полномочия; Хранение и передача знаний; Документирование СМК. Выгоды
89 Структура документации СМК Требования ГОСТ Р ИСО (п.4.2.1) Требования ГОСТ Р ИСО (п.4.2.1) Документация системы менеджмента качества должна включать: Документация системы менеджмента качества должна включать: а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; б) руководство по качеству; б) руководство по качеству; в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом; в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом; г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; д) записи, требуемые настоящим стандартом. д) записи, требуемые настоящим стандартом.
90 Структура документации СМК Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Миссия – документ, в котором высшее руководство формулирует смысл существования, роль и значение организации в стране на текущий момент. Видение – это идеал, мечта, представление о том, какой руководство хотело бы видеть свою организацию через лет. Руководство по качеству - основной документ, определяющий систему менеджмента качества ОУ и структуру ее документации, распределение полномочий и ответственности персонала, основные процессы и их взаимодействия, необходимые ресурсы и т.п. Документированные процедуры - документированный установленный способ осуществления деятельности или выполнения определенной работы (процесса). Шесть обязательных документированных процедур: Шесть обязательных документированных процедур: - Управление документацией; - Управление несоответствующей продукцией; - Управление записями; - Корректирующие действия; - Внутренний аудит; - Предупреждающие действия. Записи - документы, содержащие достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности и необходимые для гарантии эффективной работы и управления процессами.
91 Структура документации СМК ЛЭТИ Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
92 Структура документации СМК ТГУ
94 Этапы документирования СМК. Свойства документации СМК 1 Определение состава документов для описываемого процесса; 2 Разработка документированных процедур для процесса; Определение форм записей. 3 Основные этапы документирования СМК: 1 Системность; 2Адресность; 4Актуальность; 5 Эффективность. Доступность; 3 Свойства документации СМК
95 Препятствия на пути внедрения системы качества Не развита культура регулярного менеджмента; Недостаточно отлажено обеспечение прозрачности деятельности ОУ; Стратегия ориентации на запросы потребителя находится на этапе освоения (или вообще не используется); Непонимание высшим руководством, что такое качество, и как улучшение качества влияет на эффективность работы организации в целом; Сопротивление работников любым изменениям, происходящим в организации; Рассмотрение процесса совершенствования управления качеством как очередной программы, имеющей свое начало и конец
96 Благодарим за внимание! Пример не учит ничему, пока он не излагается с помощью теории. Без знания теории копировать успешно работающую фирму, значит накликать на себя беду… Э. Деминг
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.