Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОксана Завадовская
1 Конкурентность политических рынков: плюсы и минусы в условиях кризиса Х Ежегодная конференция «Леонтьевские чтения» 18 февраля 2011 г. С.А.Афонцев Институт мировой экономики и международных отношений РАН
2 Определение 1 Институты политического рынка = Правила и процедуры выработки политических решений в процессе взаимодействия субъектов, предъявляющих спрос на эти решения, и субъектов, ответственных за их принятие. Институты политического рынка
3 Каналы влияния политических институтов на экономическую эффективность Схема I: Институты политического рынка Экономическая политика Экономическая эффективность Схема II: Институты политического рынка Правовые и социальные институты Защита прав собственности Экономическая эффективность Институты политического рынка
4 Ц елям экономического развития отвечают институты политического рынка, которые обеспечивают высокую эффективность проводимой экономической политики при данном раскладе сил спроса и предложения на политическом рынке поддерживают систему правовых и социальных институтов, обеспечивающих высокую степень защиты прав собственности; не требуют высоких «технологических» издержек, связанных с поддержанием собственного функционирования; подрывают стимулы к изысканию политической ренты. Институты политического рынка
5 Определение 2 Трансакционные издержки политического рынка = Издержки, вносимые в экономику неоптимальностью результатов функционирования институтов политических рынков ввиду неоптимальной экономической политики, неоптимальной защиты прав собственности; расходом ресурсов на поддержание функционирования институтов политических рынков, на изыскание политической ренты. Институты политического рынка
6 Эффективность институтов политических рынков определяется минимизацией совокупного уровня трансакционных издержек политических рынков, а не какого- либо одного (или нескольких) их видов: Экономическая политика может быть оптимальна, но при высоких расходах противоборствующих групп на лоббирование («черные дыры экономического регулирования»); Экономическая политика может быть оптимальна, расходы на лоббирование нулевые, но ценой высоких «функциональных» издержек. Институты политического рынка
7 Уровень конкурентности политических рынков определяется институтами политических рынков, регулирующими «доступ на рынок» субъектов «политического спроса» и «политического предложения». Являются ли институты, отвечающие конкурентной структуре спроса и предложения на политических рынках, более эффективными в условиях кризиса? Структура политических рынков
8 Проблема «демократия и экономика» традиционно популярна, НО за вопросом о роли демократических институтов скрывается более широкий вопрос о связи между структурой политических рынков и характерным для них уровнем трансакционных издержек Структура политических рынков
9 Аргумент: « Политическая конкуренция ведет к повышению эффективности проводимой экономической политики и минимизации потерь, связанных с изысканием политической ренты» Возражения: Итоговое значение переменной экономической политики может отвечать максимизации общеэкономической эффективности, однако в процессе определения экономической политики может быть затрачено чрезмерное количество ресурсов. При сильном неравенстве доходов неизбежен популизм. «Демократический оптимизм»
10 Аргумент: Автономия субъектов принятия политических решений позволяет избежать вмешательства групп интересов в экономическую политику и излишних затрат времени при принятии решений Возражения: «Короли-философы» вырождаются в волюнтаристов Ликвидировать влияние особых интересов нереально Отсутствие каналов обратной связи для адекватной оценки результатов экономической политики и потребностей в ее изменении «Автократический оптимизм»
11 «Неконкурентные» механизмы: оперативное принятие решений свобода бюджетного маневра социальная политика как «политический демпфер» НО работа в режиме «пожарной команды» высокая инерционность экономической политики из-за отсутствия «обратных связей» отсутствие адекватной оценки издержек и выгод Что мы имеем в ходе кризиса?
12 Преимущества неконкурентных механизмов максимальны в контексте быстрого реагирования на кризисные вызовы Иллюстрация: Спасение финансового сектора В демократических странах максимальный эффект был обеспечен благодаря вмешательству центральных банков (эффект автономии денежных властей) В менее демократических странах максимальный эффект дали оперативные дискреционные решения по вливанию ресурсов в финансовый сектор Что мы имеем в ходе кризиса?
13 Конкурентные механизмы: стратегический подход к антикризисной политике высокий эффект бюджетных стимулов эффективные «обратные связи» НО решения принимаются недостаточно оперативно значительное влияние широких общественных групп высокие издержки пересмотра принятых решений Что мы имеем в ходе кризиса?
14 Преимущества конкурентных механизмов максимальны в контексте стимулирующих мер, затрагивающих интересы большинства населения Иллюстрация: Изменение отчислений на социальное страхование Приоритет стимулирования занятости в странах ЕС Фискальные приоритеты в России Что мы имеем в ходе кризиса?
15 Снижение отчислений на социальное страхование На временной основе: Германия (в отношении отчислений как работодателей, так и работников); Ирландия (освобождение работодателя на 1 год от социальных платежей за вновь нанятого работника, если перед этим он был безработным более полугода); Португалия (полное освобождение работодателя на 2 года от социальных платежей за вновь нанятого работника, если ему меньше 35 лет или если перед этим он был безработным, и освобождение на 50% - если новому работнику больше 40 лет); Франция и Австрия (для отдельных категорий малого бизнеса). Что мы имеем в ходе кризиса?
16 Снижение отчислений на социальное страхование На постоянной основе: Венгрия (сокращение нормативов социальных отчислений с 32% до 27%); Словения (возврат работодателям социальных платежей за вновь нанятых работников в возрасте моложе 26 и старше 55 лет); Польша (полное освобождение работодателя на 1 год от социальных платежей за вновь нанятого работника, если ему 50 лет и более). Что мы имеем в ходе кризиса?
17 Снижение отчислений на социальное страхование в странах ЕС как один из наиболее эффективных стимулов для работодателей к расширению занятости VERSUS повышение социальных отчислений в России: «Only budget matters…» Что мы имеем в ходе кризиса?
18 ВЫВОДЫ Чем острее краткосрочные вызовы кризиса, тем выше преимущества неконкурентных механизмов политических рынков. По мере затухания остроты кризиса и перехода к экономическому оживлению растет потребность в использовании конкурентных механизмов. Что мы имеем в ходе кризиса?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.