Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТамара Стрепетова
1 Лингвистическая модель для компьютерного анализа тональности публикаций СМИ Ермаков А.Е., Киселев С.Л. ООО Гарант-Парк-Интернет и партнеры (
2 Компьютерный анализ тональности публикаций СМИ Исходная постановка задачи: определить, позитивный или негативный образ объекта хочет сформировать у читателя автор публикации СМИ. Способы выражения тональности Тональные элементы текста (слова, синтагмы) - несут в себе оценочную семантику: превосходный, бессовестно, робкие действия, медлительность, олигарх, режим, бюрократизация, наглеть. Эмоционально-коннотативные элементы текста - при восприятии вызывают эмоциональную реакцию вида хорошо/плохо. Это синтагмы, содержащие в себе событийный предикат с его распространителем: борьба с преступностью, повышение цен, пенсионеры голодают. Конструктивная постановка задачи 1. Распознавание всех упоминаний о целевом объекте в тексте; 2. Отсев и синтаксический разбор тех конструкций, в которых отражаются все ситуации (события и признаки), связанные с целевым объектом; 3. Выделение тех пропозиций, в которых явно выражается тональность, и тех пропозиций, которые описывают эмоционально-коннотативные ситуации; 4. Для каждой пропозиции принятие решения о тональности позитив/негатив с учетом тех мест, которые занимают в ее составе эмоционально-коннотативные, тональные и нейтральные слова, средства выражения отрицания; 5. Утилизация результатов анализа отдельных пропозиций.
3 Компьютерный анализ тональности публикаций СМИ Классификация пропозиций, значимых для оценки тональности Отбор пропозиций – синтаксический анализ предложения, поиск в сети синтактико- семантических отношений всех подсетей, изоморфных заданным лингвистических схемам. Типовые пропозиции для выражения явной тональной характеристики 1. Логическая пропозиция полная или свернутая: Петров – плохой руководитель; власть становится защитницей преступности; циничность власти. Тональность выражается именной группой, образуемой существительным. 3. Логическая пропозиция свернутая с прилагательным: нерешительный президент; президент нерешителен. Тональность выражается прилагательным. 4. Свернутая логическая пропозиция в составе событийной, отражающая оценку события, в котором целевой объект выступает в роли протагониста: Петров бездумно согласился; президент принял авантюрное решение; власть обнаглела. Тональность может выражаться наречием при глаголе, прилагательным при событийном существительном, самим глаголом.
4 Компьютерный анализ тональности публикаций СМИ Типовые пропозиции для выражения эмоционально-коннотативной характеристики 1. Событийная пропозиция полная или свернутая, в которой роль Протагониста занимает целевой объект: власть борется с олигархами; президент ведет борьбу с коррупцией, борьба президента за права народа. Тональность складывается из семантики именной группы в роли Объекта и семантики Предиката по принципу положительное отношение к положительному - позитив и наоборот. Если эмоциональный коннотат Объекта или Предиката не определен, тональность нейтральна (президент встретился с олигархами, Иванов борется с сорняками на даче). 2. Событийная пропозиция полная или свернутая, в которой роль Объекта занимает целевой объект: олигархи испугались президента, страна выражает недоверие к власти, ненависть преступников к власти. Если семантика Протагониста имеет положительный эмоциональный коннотат, общая тональность складывается по тому же принципу, что и в (1). Если же семантика Субъекта имеет отрицательный коннотат, то общая тональность не определена: олигархи полюбили президента (да мало ли за что?). Классификация пропозиций, значимых для оценки тональности
5 Компьютерный анализ тональности публикаций СМИ Методика принятия решения о тональности Проблема: участник пропозиции, семантику которого необходимо оценить, может выражаться другой свернутой пропозицией или содержать показатели отрицания: президент якобы успешно борется не с плохими олигархами. Какова тональность? Принцип доминанты негатива: При наличии хотя бы одного слова с негативной тональностью общая тональность участника негативна; иначе общая тональность позитивна, если присутствует хотя бы одно слово с позитивной тональностью. Пример: плохой руководитель, гениальный авантюрист – негатив, хороший руководитель, гениальный человек – позитив. Учет отрицания Показатели отрицания – частицы, наречия, глаголы: власть слишком медленно пытается укрепиться, президент якобы не отказался повысить пенсии. Четное количество показателей отрицания на слове эквивалентно отсутствию такового (якобы мало борется = борется), а нечетное есть отрицание (якобы не безуспешно борется = безуспешно борется). При наличии показателя инверсии на целевом объекте – инверсия тональности всей пропозиции (не президент разоряет пенсионеров)
6 Компьютерный анализ тональности публикаций СМИ Выводы 1.Негатив выделяется достаточно достоверно. 2.Позитив выделяется плохо - часто оказывается скрытым негативом, иронией, особенно при анализе текстов из желтой прессы. В целом по тексту один негатив обычно перечеркивает весь позитив. 3.Предложенная лингвистическая модель в основном полна. Ошибки оценки тональности в большей степени определяются ошибками синтаксического разбора текста, нежели неучтенными в рамках модели факторами. 4.За рамками модели остались способы выражения тональности, не поддающиеся формализации: Между масками Ельцина и Путина выступает Смерть с косой - символ этих десяти лет. 5.Основной утилитарный результат - не подсчет соотношения хвалят/ругают, а формирование частотного портрета всех позитивных и негативных событий, связываемых в тексте (прямо или ассоциативно) с объектом. Не столь важно узнать, где и как хвалят или ругают, важнее узнать - за что?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.