Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОльга Федянина
1 ОБ ОДНОМ СПОСОБЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ДЕРИВАЦИИ МЕЖДУ ЗНАЧЕНИЯМИ Р.И. Розина (Институт русского языка РАН)
2 Подходы к исследованиям отношений между значениями
3 Отношения семантической деривации подобны словообразовательным отношениям: из двух связанных значений производным является то, которое сложнее (Haspelmath 1993, Levin, Rappaport 1995, Melchuk, Zholkovskij 1984); Семантическая деривация может сопровождаться уменьшением количества актантов и тем самым выветриванием значения слова (Кустова 2004, Падучева 2004: 312, Pustejovky 1998). Иногда вопрос о направлении семантической деривации остается без ответа (Падучева 2004: 28, , 279, Copestake, Briscoe 1997).
4 Синтаксический критерий: из двух значений слова основным является то, в котором у слова меньше ограничений на сочетаемость (Levin 1993) Критерий относительной частотности: из двух в равной степени допустимых деривационных моделей основная - та, которая позволяет описать большее количество примеров (Падучева).
5 Деривационные отношения между значениями могут быть установлены с помощью дистрибутивного анализа.
6 Материал исследования - глаголы с приставкой раз-.
7 Sakhno 1998: значения распространения или расширения (растолстеть, расширить), разделения (разделить) рассеяние и удаления (разбросать); общее значение центробежного движения.
8 Рахилина 2003: Два типа ситуаций в зависимости от способности Субъекта к самостоятельному перемещению. Тип I: Муравьи расползлись по углам; Тип 2: Сыпь расползлась по всему телу. Нитки расползлись, Швы расползлись, Ткань расползлась, Слухи расползаются, Болезни расползаются.
9 Анна А. Зализняк 2002: значения приставки раз- (1)занятие большего по сравнению с некоторой нормой пространства, (2)рассредоточенность (3)уничтожение путем рассеяния
10 С. Линднер: Группа I. траектор – человек или предмет, ориентир – вместилище (She went out of the room; He ironed out a wrinkle in his shirt ). Группа II: Траектор и ориентир совпадают; траектор перемещается относительно собственных границ (Наnd out the brochures; She fills out that dress). Группа III: ориентир – точка или ось, траектор – человек или часть тела (He set out for Nepal ; He reached out to grab it),
11 Модели деривации значений глаголов движения с приставкой раз-
12 Глаголы движения с приставкой раз- могут иметь следующие значения: a. перемещая(сь) от начальной точки в одну или разные стороны, отделить(ся); b. (каузировать) занять бóльшее, по сравнению с исходным, пространство; c. (каузировать) понизить концентрацию; d. ослабеть / ослабить; e. прекратить существование (чего-либо).
13 Подкласс I. развести abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Развести часовых по местам Развести водку водой Развести кого-то на деньги Развести супругов
14 Подкласс II. расползтись abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Расползтись во все стороны Пятно расползлось (о зритель- ном образе) Буквы расползлись Швы расползлись
15 Подкласс III. разложить abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Разложить вещи Разложить карту на столе Разложить армию (метафора)
16 Подкласс IY. развалить : abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Развалить бревна Развалить сруб /экономику (метафора)
17 Подкласс Y. развезти abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Развезти письма Дорогу развезло Пьяного развезло
18 Подкласс YI. разбежаться abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Разбежаться по местам Круги по воде разбежались
19 Подкласс YII. Моносемия abcde Перемещаясь от начальной точки, отделиться Занять большее пространство Понизить концентрацию Ослабить / ослабеть Нарушить функциониро вание Разбрестись по полю Пятно расползлось (о зритель- ном образе) Буквы расползлись Швы расползлись
20 Типы сочетаний значений: acde, abde, bd, abe, ae, ad, ab, a.
21 Семантическая сеть а. Перемещаясь от начальной точки в разные стороны, b. Распространить(ся) на большее пространство с. Понизить концентрацию e. Нарушить функционирование вплоть до прекращения существования d. Ослабеть / ослабить
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.