Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНина Щеглова
1 Профилактика суицида в учебно- воспитательном процессе ГУ «Комплекс школа- гимназия- детский сад 2»
2 А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
3 А.А. Султанов, изучая причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.
4 Типология суицидов Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда выглядит довольно неожиданным. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Скрытый суицид (косвенное убийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат.
5 Психологический портрет суицидента. Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это чувствительный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличает высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному мышлению. Также отмечаются трудность волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.
6 Характерные черты суицидальных личностей: - настойчивые или повторные мысли о суициде; - депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна; - возможно присутствие сильной зависимости от наркотиков или алкоголя; - чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки; - утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников; - ощущение безнадежности и беспомощности; - неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности; - в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности; - «туннельное» зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации; - амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.
7 Одна из классификаций выделяет четыре основные причины самоубийства: изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя); безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего); чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
8 Понятие иммунитета: «Иммунитет - это способ защиты организма от тел и веществ, несущих признаки генетически чужеродной информации» (Петров ). Иммунитет (лат. immunitas освобождение, избавление от чего-либо) невосприимчивость организма к различным инфекционным агентам (вирусам, бактериям, грибкам, простейшим, гельминтам) и продуктам их жизнедеятельности, а также к тканям и веществам (например, ядам растительного и животного происхождения), обладающим чужеродными антигенными свойствами.
9 Педагогическая профилактика суицидальной активности будет эффективной, если реализуется следующий комплекс педагогических условий: - в педагогическом процессе школы будет организована психолого-педагогическая работа, направленная на оказании помощи подросткам в осмыслении ими жизни как главной ценности и на активизацию самопознания учащихся путем организации их психологического просвещения; - взаимодействие структур системы превенции будет направлено на позитивное изменение внешней среды кризисных подростков, способное повлечь за собой внутренние изменения их личности в сторону самоукрепления и самостабилизации, и им будет оказываться системная поддержка в развитии, включающая в себя диагностику и индивидуальную работу; - будет организована работа, направленная на обогащение специальной компетентности педагогов и родителей в развитии иммунитета к суициду.
10 Основным направлением профилактики самоубийств среди учащихся является просвещение педагогов, родителей и самих учащихся учреждений образования, в результате которого необходимо нацеливать взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся - на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни.
11 Алгоритм исследования: 1.Исследование психологической атмосферы в семье, изучение личных дел учащихся, диагностическое исследование психологической атмосферы в семье, посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно обратить внимание на: - несправедливое отношение со стороны родителей; - развод (или супружеские измены) в семье учащегося; - потерю одного из членов семьи; - неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями; - одиночество; - недостаток внимания и заботы со стороны окружающих.
12 Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья, изучение личных дел и медицинских карт учащихся, особенно обратить внимание на: - реальные конфликты и мотивы его участников; - патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости); - соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических средств.
13 3. Взаимодействие в социуме, изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог», выявление референтных групп, особенно обратить внимание на: - отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства и др.; - несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников; - несправедливые требования к учащемуся; - принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправы за разрыв отношений с ними; - страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.
14 4. Дезадаптирующие условия: - снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам; - своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения; - неадекватную самооценку личностных возможностей; - утрату понимания ценности жизни; - потерю любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства; - отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство (этим частично объясняются "эпидемии самоубийств"); - состояние переутомления; - паническую боязнь будущего.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.