Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКонстантин Щавелев
1 ИКТО как средство предупреждения умственного переутомления Одесская национальная академия связи им. А. С. Попова Василенко О. А. доцент кафедры высшей математики
2 Актуальность темы Активизация индивидуальных внутренних процессов человека в темпе деятельности современного технического устройства с искусственным интеллектом. Скорость механизмов качественного восприятия, хранения, преобразования, обработки и обобщения информации человеком – показатель высокоинтеллектуального развития личности.
3 ИКТ в образовании ИКТ ПсихологическийТехнический…ОтраслевойПедагогический
4 Мозг – это основной фокус любого обучения, и не зная, как он работает, мы все будем неэффективными учителями и учениками (Итиэль Дрор)
5 Возможности человеческого мозга 11 млрд. бит сенсорной информации от глаз, ушей, запаха, вкуса, осязания и балансировки.
6 Человек обрабатывает в среднем 16 бит информации в секунду Верхний предел возможностей 50 бит информации в секунду НО всё очень быстро забывает…
7 Одно из решений Обоснованное внедрении ИКТ в учебно-воспитательный процесс.
8 ИКТ позволяют сэкономить время на формирование умений и навыков учащихся. ИКТ являются инструментом повышения мотивации обучения, воспитания и развития мышления личности. ИКТ обучения позволяет со значительно меньшими умственными нагрузками и в ограниченные сроки получить более высокий уровень усвоения информации.
9 Преимущества 1. Альтернативные перспективы 2. Активное участие 3. Ускоренное обучение 4. Запоминание и применение знаний 5. Навыки решения проблем и принятия решений 6. Системное понимание 7. Мышление высшего порядка 8. Автономность и внимательность 9. Управление темпом и информационными последовательностями 10. Доступ к информации для поcтоянной поддержки
10 Умственная усталость – это процесс временного снижения работоспособности человека в результате длительной или непосильной интеллектуальной деятельности. Умственное переутомления процесс более опасен для человека, ведь негативно влияет на отдельные показатели организма и приносит вред здоровью.
11 Основные методы измерения уровня умственной усталости в начале ХХ века метод диктовок (И. Сикорский), проверенный исследованиями Л. Гепфнера и В. Фридриха; метод арифметических вычислений (И. Бургерштейн); эстезиометрический метод, предусматривающий использование циркуля В. Вебера для измерения чувствительности кожи на лице человека перед умственными занятиями и после них; метод контроля скорости заполнения слагов, пропущенных в заданном тексте (Г.Эббингауз); метод измерения латентного периода процесса ощущения, то есть времени между раздражением рецептора и волевым импульсом организма (Беттман).
12 Метод вторичной задачи не требует особого дорогостоящего оборудования и много времени. Его суть заключается в том, что студенты одновременно выполняются две задачи, одна из которых является учебной (основной, сознательной), а результат второй (вторичной) помогает зафиксировать изменения в скорости реакции студента на посторонний сигнал. В процессе выполнения основной задачи умственная нагрузка возрастает, что приводит к увеличению времени на решение второй задачи.
13 Метод вторичной задачи Основную учебную задачу мы обозначили как "усвоения материала и выработки практических навыков его использования". Вторичная задача заключалась в: 1) необходимости нажимать клавишу «Enter» в случае появления на экране буквы «О», при этом фиксировалось время между появлением буквы и нажатием клавиши; 2) возможности поднять правую руку, когда звучит звук «О» и левую - когда "Е".
14 Решение основной задачи для первой группы студентов происходило в форме привычного практического занятия с использованием словесных и наглядных методов объяснения материала. После короткого повторения и обобщения теоретических знаний произошло формирование практических умений и навыков путем решения тематических задач. В процессе решения задач студентам необходимо было реагировать на посторонние "раздражение", связанные с вторичной задачей. Скорость реакции правильного выполнения вторичной задачи фиксировалась и записывалась для дальнейшего анализа. Практическое занятие для второй группы студентов проводилось с использованием средств ИКТН: персональные компьютеры, информационно-коммуникационная сеть, мультимедийная доска. Повторение и обобщение теоретических знаний произошло путем минитестування и взаимопроверки студентов. Для закрепления изученных формул и формирование практических умений и навыков первой тематическое задание решалось традиционным способом, все последующие с использованием средств ИКТН. При этом студенты выполняли требования, связанные с вторичной задачей. Время на выполнение условий вторичной задачи фиксировался для дальнейшего сравнительного анализа. Решение основной задачи для первой группы студентов происходило в форме привычного практического занятия с использованием словесных и наглядных методов объяснения материала. После короткого повторения и обобщения теоретических знаний произошло формирование практических умений и навыков путем решения тематических задач. В процессе решения задач студентам необходимо было реагировать на посторонние "раздражение", связанные с вторичной задачей. Скорость реакции правильного выполнения вторичной задачи фиксировалась и записывалась для дальнейшего анализа. Практическое занятие для второй группы студентов проводилось с использованием средств ИКТН: персональные компьютеры, информационно-коммуникационная сеть, мультимедийная доска. Повторение и обобщение теоретических знаний произошло путем минитестування и взаимопроверки студентов. Для закрепления изученных формул и формирование практических умений и навыков первой тематическое задание решалось традиционным способом, все последующие с использованием средств ИКТН. При этом студенты выполняли требования, связанные с вторичной задачей. Время на выполнение условий вторичной задачи фиксировался для дальнейшего сравнительного анализа.
16 Итоги После завершения занятий у студентов обеих групп был проведен контрольный срез знаний, удовлетворительные результаты которого подтвердили достаточный уровень знаний студентов по изученной теме. Анализируя проведенные занятия, стоит отметить существенные различия в организации практических занятий и в объеме обработанного материала двух групп. Запланированный учебный материал практического занятия студентами второй группы был усвоен вдвое быстрее, чем студентами первой группы, о чем свидетельствует количество выполненных заданий: четвёртой первой группе, восьмой второй. Итоговые данные повторных использований метода вторичной задачи на других занятиях по высшей математике в указанных группах дают основания утверждать, что замедленная скорость реакции на выполнение вторичной задачи студентами первой группы подтверждает статистически значимую и достаточное разницу умственной нагрузки личности на занятии без использования средств ИКТН и с активным внедрением ИКТ в учебный процесс.
17 Итоги Исследование предупреждения переутомления студентов в процессе интенсивного умственной нагрузки средствами ИКТН является перспективным для совершенствования новых технологий и методик преподавания дисциплин, определения их эффективности, создание благоприятных условий взаимодействия участников учебного процесса в системе инновационного образования. Кроме того, эмпирические результаты методов измерения уровня умственной усталости личности можно считать основой для определения дополнительного критерия эффективности внедрения ИКТ в учебный процесс.
18 Перспективные направления исследования: Сочетание теории и практики в процессе совершенствования и организации мероприятий по предупреждению умственного переутомления студентов; Анализ и разработка практического инструментария для измерения уровня усталости участников учебно- воспитательного процесса; Расширение основных критериев эффективности и показателей качества внедрения ИКТ в учебный процесс.
19 Василенко Оксана Анатольевна доцент кафедры высшей математики ОНАС им. А. С. Попова (067) Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.