Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлиса Рудалева
1 Подходы к организации работы экспертной группы по направлению «Повышение эффективности государственных инвестиций» 4 март а 2011
2 В действующем законодательстве отсутствует четкое определение государственных инвестиций. Бюджетный кодекс использует более узкий термин «бюджетные инвестиции», значение которого также не дано в общих понятиях, содержащихся в ст. 6. И нвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество…, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (Ф З «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» ) Государственные инвестиции можно определить как процесс создания государственного имущества (за счет бюджетных и внебюджетных источников) для выполнения функций государства.
3 1.Традиционные функции государства, имеющие наибольший вклад в экономический рост: институциональная среда, формирующая основы бесперебойного функционирования рыночной экономики (защита прав собственности, принуждение к исполнению контрактов и разрешение конфликтов посредством суда); финансовая стабильность, поскольку благодаря такой стабильности предприниматели могут планировать свои операции на длительный срок; обеспечение общественными благами (дороги, канализация, связь, охрана окружающей среды) ; инвестиции в человека (образование, здравоохранение). 2. Наблюдаемый рост государственных расходов отражает существенное расширение границ государства, вышедшее далеко за рамки его традиционных функций.
4 Выполнение традиционных функций государства Отраслев ые инвестиции Территориально е инвестирование
5 В странах ОЭСР объем государственных инвестиций стабилен на уровне 2,9- 3,1%ВВП. Доля госинвестиций в ВВП развивающихся стран составляет около 6-10%. Источник: ОЭСР
6 Повышения эффективности госинвестиций можно достичь через: 1) Пересмотр объемов и направлений инвестирования бюджетных средств. Выбор инвестиционных программ (проектов) с наивысшими эффектами 2) Совершенствование процедур и инструментов управления бюджетными инвестиционными расходами 3) Изменение организационной модели инвестирования бюджетных средств
7 1) Какая норма накопления в долях ВВП должны быть к 2020 г.? 2) Каким должно быть отношение в динамике частных и государственных инвестиций до 2020 г., чтобы достичь эту норму? 3) Куда должны быть направлены государственные инвестиции – обоснование отраслевого выбора, изменение самих подходов к целеполаганию? 4) Какие последствия реализации этих решений (экономические, финансовые, социальные, организационные)? И т.д. Ограничения o бюджетные (основной ориентир на сбалансированность федерального бюджета и бюджетной системы в целом, т.е. не НАРАЩИВАНИЕ, а ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ); o политические (возможность приступить к началу реализации мер не раньше 2013 г.); o сохранение существующего уровня развития общественного сознания (правосознания), т.е. по-прежнему высоки коррупционные риски, слабая институциональная среда, низкие стимулы к эффективному использованию бюджетных ресурсов
8 Бюджет развития объединение всех программных и непрограммных инвестиций для планирования инвестиционных расходов и прозрачности их отражения Целевые программы с разбивкой на проекты (1 задание = 1 проект) привязка финансирования к конечным результатам Инструменты бюджетной поддержки выбор наиболее адекватного целям инвестирования конкретного бюджетного инструмента В основе должен лежать программно-целевой подход на всех уровнях управления госинвестициями
9 1. Объединение всех инвестиционных расходов в рамках Бюджета развития (ФАИП, Инвестфонд Российской Федерации, непрограммные инвестиции, расходы на НИОКР в сфере естественных и технических наук, взносы в уставной капитал, инвестиционные бюджетные кредиты и госгарантии). Альтернатива: Совершенствования процедур формирования и исполнения адресной инвестиционной программы бюджета, которая должна представлять собой свод всех прямых бюджетных инвестиций и мер бюджетной поддержки инвестиционных проектов других инвесторов. 2. Для обеспечения финансовой самостоятельности Бюджета развития следует рассмотреть перспективу закрепления собственных источников финансирования госинвестиций (часть сырьевой ренты + поступления по налогу на прибыль, зачисляемые в федеральный бюджет).
10 1. Совершенствование методического сопровождения процедур программно-целевого планирования предложения по структуре и взаимосвязи используемых программных инструментов, минимизация количества программных документов до оправданной с управленческой точки зрения величины; совершенствование системы предварительного и последующего аудита эффективности программных инвестиций; внедрение правил перераспределения бюджетных средств между программами; развитие системы мотиваций лиц, участвующих в реализации программ; обеспечение информационной прозрачности процессов разработки и реализации программных инвестиций (проектного состава программы, публичной отчетности об итогах ее реализации и т.п. У каждой программы должен быть свой сайт с системой отчетности, жалоб, голосований, форумом и т.д.) 2. Включение в правила принятия решения о подготовке и реализации непрограммных инвестиций элементов оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в целях повышения требований к обоснованности непрограммных инвестиций
11 Нет чёткого определения инвестиций, однако есть развёрнутый перечень инструментов бюджетного инвестирования. Хотя все инструменты в различной степени задействованы при реализации инвестиционной политики государства, и до сих пор не сформированы общие подходы к определению масштабов и сферы их использования. Что следует предпринять: Оптимизация системы инструментов бюджетного инвестирования с определением границ и сфер их применения Снятие существующих ограничений бюджетного характера на применение инвестиционных инструментов
13 Бюджетная сеть Инвестиционн ая субсидия Бюдж. кредит Взносы в УК Тарифное регулирование Бюдж. кредиты Инвест. субсидия Закон о бюджете Бюджет развития ОИВ(ГРБС) Профильные программы - проекты Институты развития Госкомпании (ОАО) Программа развития Инвестпрограм мы и проекты Инвестпрог раммы
15 Создание системы стимулов к обеспечению эффективного использования переданного бюджетным и автономных учреждениям государственного имущества 1) введение самостоятельной субсидии на содержание имущества бюджетных и автономных учреждений, не зависящей от величины государственного задания; 2) повышение качества процедур разработки и реализации программ развития путем: внесение изменений и дополнений в законодательство (нормативную правовую базу), согласно которым выделение государственных инвестиций бюджетным учреждениям производится только на основе их программ развития, утвержденных учредителем (органом, выполняющим функции учредителя); разработка типовых программ развития для бюджетных и автономных учреждений соответственно с учетом профиля учреждений (для образования, здравоохранения, культуры, науки и т.п.); разработка процедуры отбора программ развития для финансирования учредителем (органом, выполняющим функции учредителя); определение условий и обязательств по софинансированию программ развития со стороны самих бюджетных и автономных учреждений.
16 Обеспечение комплексной поддержки инвестиционных инициатив инновационного бизнеса через систему взаимосвязанных институтов развития 1) Выстраивание взаимосогласованной системы ИР: четкое определение целей функционирования каждого; оптимизация системы институтов за счет сокращения (перепрофилирования) их общего числа, повышения координации между ними; оптимизация штата сотрудников институтов развития и сокращение административно-управленческих расходов (регламентирование процедуры определения пороговой величины таких расходов); нормативное урегулирование вопроса о порядке формирования и использования инновационного лифта 2) Отделение отбора и мониторинга реализации проектов от осуществления финансирования 3) Вовлечение госбанков в коммерциализацию инноваций 4) Создание специализированного агентства оценки результатов исследований и деятельности инновационных предприятий с ведением единого информационного портала, объединяющего ресурсы институтов развития, субъектов инфраструктуры поддержки, научно-исследовательских и инновационных организаций.
17 17 Подготовка экспертами предложений: - по уточнению предметной области деятельности экспертной группы - по концептуальным подходам в рамках предложенных и «новых» направлений - по конкретным «точечным» мерам. Ваши предложения, пожалуйста, направляйте в адрес ответственного секретаря группы или на сайт.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.