Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТатьяна Лякова
1 КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ВОЙТИК ИРИНА МИХАЙЛОВНА канд. психол. наук, доцент
2 1. Основные вехи и логика изучения рефлексии в социально-гуманитарном знании 2. Отечественные классические школы психологии рефлексии 3. Определения понятия рефлексия и механизм функционирования 4. Типология рефлексивного мышления 5. Гуманизация образования 6. Развитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании: экспериментальные прикладные исследования 7. Перспективные направления исследования 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии
3 1. Философия (от античности до новейшего времени) 2. Психология (вторая половина XX века)
4 Философские трактовки рефлексии АНТИЧНОСТЬ СРЕДНИЕ ВЕКА Сократ учил «Познай самого себя!»; Платон разрабатывал вопросы сознания и самосознания; Аристотель выделил, по сути, интеллектуальную рефлексию, различая «мышление о мышлении» Феноменология личностной рефлексии представлена в «Исповеди» Августина (IV в.) и «Истории моих бедствий» П.Абеляра (XII в.)
5 Философские трактовки ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Само латинское слово «рефлексия» начинает специфически использоваться в Италии на рубеже Средневековья и Возрождения в связи с обозначением эффекта большего усиления волн в середине бухты, по сравнению с волнением в открытом море. Отсюда термин «рефлексия» генетически связан со своим социокультурным прототипом, обозначающим эффект усиления (интенсификации) вследствие возвратного (ретроспекции) взаимоотражения волн. как напряженная работа духа посредством ретроспективного созерцания и рационалистического анализа И.Г. Фихте «Факты сознания», Гегель «Феноменология духа»
6 ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Дж. Локк как наблюдение души за своими собственными состояниями В. Вундт проблематика рефлексии изначально связана с интроспекцией
7 ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ Вюрцбургская школа О. Кюльпе была осуществлена конструктивная попытка объективировать самонаблюдение в ходе мыслительного поиска решения задач. Им было положено начало экспериментальному изучению интеллектуальной рефлексии в процессе дискурсивного мышления. Д. Дьюи в «Психологии и педагогике мышления» показал роль рефлексии в интеллектуальном развитии А. Буземан в 1920-е годы начал изучать экспериментально личностную рефлексию на материале эмпирического исследования самосознания подростков Дж. Флейвелл в 1970-е годы работы по метакогнитивизму – интеллектуальная рефлексия
8 ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ Ж. Пиаже в конце своей научной деятельности также обратился к экспериментальному изучению рефлексии на материале умозаключений и рассуждений В 1980-е годы американские психологи А. Мезиров, О. Шён и др. обращаются к практическому освоению рефлексии теоретико- экспериментальное изучение которой в США продолжил эмигрировавший из СССР В.А. Лефевр Австрия США
9 П.П.Блонский Р.М.Фрумкина, Г.И. Богин 2. ЛИНГВИСТИКА 4. СОЦИОЛОГИЯ 1. КУЛЬТУРА Ф.Э. Шперк - литературный критик и философ (1871–1897) публикует первые в России книги о рефлексии (Р): 1. «Мысль и рефлексия» (1895) – интел-ая Р. 2. «Книга о духе моем» (1896) – духовная Р. 3. «Философия индивидуальности» (1895) – личностная Р. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ 3. ПЕДАГОГИКА Л.Г.Ионин 5. ПСИХОЛОГИЯ М.К.Мамардашвили В.Ф.Асмус 6. ФИЛОСОФИЯ Г.М.Андреева Л.А.Петровская
10 1. Информационно-кибернетический и логико- математический подход (И.С. Ладенко, В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян) 2. Нормативно-деятельностный и системно- структурный подход (Н.Г. Алексеев, В.В.Давыдов, Г.П. Щедровицкий) 3. Личностно-деятельностный подход (трансформировавшийся затем в экзистенциально-культуральный) (И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов)
11 1. Алексеев Н.Г., 1968; 2. Давыдов В.В., 1978; 3. Лефевр В.А., 1965; 4. Семёнов И.Н., 1973, 1985, 2005; 5. Анисимов О.С., 1982; 6. Лепский В.Е., 1988; 7. Степанов С.Ю., 1985; 8. Слободчиков В.И.; 9. Карпов А.В.
12 3. Определения понятия В современных психологических исследованиях рефлексия рассматривается в нескольких аспектах: как уровень функционирования и особое состояние сознания (Ф.Е.Василюк, Е.В.Улыбина, M.Y.Brown, D.Elkins и др.); как важнейший механизм самопознания и саморегуляции (Н.И.Гуткина, А.В.Захарова, И.С.Кон, В.И.Слободчиков, В.В.Столин, Х.Хекхаузен, M.Y.Brown и др.);
13 3. Определения понятия как принцип существования индивидуального сознания и условие развития зрелой личности (Б.В.Зейгарник, Е.С.Мазур, В.И.Слободчиков, А.Б.Холмогорова, SJourard, C.Rogers и др.); как особая организованность мыследеятельности, связанная с порождением нового содержания (Н.Х.Алексеев, В.В.Давыдов, А.З.Зак, В.К.Зарецкий, И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов, Е.В.Улыбина и др.)
14 3. Определения понятия и механизм функционирования РЕФЛЕКСИЯ понимается как переосмысление человеком культурно- детерминированных и индивидуально-переживаемых содержаний своего сознания в процессе разрешения личностью проблемно-конфликтных ситуаций в контексте осуществляемой жизнедеятельности; это концентрированное отражение в сознании различных смыслов; это движение в смыслах; это мышление о мышлении
15 3. Механизм работы рефлексии подобен механизму работы рефлектора – отражаясь с зеркальной поверхности, лучи концентрируются в одной точке и распространяют тепло по всей комнате, обогревая её
16 интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, регулятивная, культуральная, экзистенциальная, духовная Субъект может рефлексировать: 1. свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии); 2. знания об объекте и способы действия с ним (интеллектуальный тип рефлексии); 3. представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков (коммуникативный тип);
17 4. знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия (кооперативный тип); 5. представления о планировании, организации профессиональной деятельности, её целей, задач (регулятивный тип рефлексии); 6. целостный образ, личностные основания, смыслы существования (экзистенциальный тип рефлексии)
18 На современном этапе в нашей стране существуют разные концепции содержания образования, которые объясняют его как: 1) педагогически ориентированные основы наук; 2) совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены обучающимися; 3) гуманистически ориентированные теории и технологии, предполагающие творческую активность личности.
19 Содержание образования Каждая из вышеперечисленных концепций связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и в обществе. Социальный смысл концепций состоит в ответе на вопрос: Человек - цель или средство, он живет для государства или государство существует для него?
20 Содержание образования В психологии также обозначился переход от ответа на вопрос «Как обращаться с обучающимся, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» к ответу на вопрос «Каким должно быть содержание образования, чтобы обучающийся плодотворно развивался?»
21 1. Роль рефлексии в развитии профессиональных и личностных компетенций 2. Технологии развития рефлексивного мышления: игромоделирование, моделирование проблемных ситуаций, тренинги, коучинг, рефлепрактикум 3. Методы развития: игрорефлексика, проблемно- поисковые задания и упражнения, диалог, полилог, позициональная дискуссия, самонаблюдение, эссе…
22 1. Исследования И. Н. Семёнова (1976) эксперимент на материале задачи «Цепь» 2. Исследования развития рефлексивного мышления государственных гражданских служащих в профессиональном образовании (И. М. Войтик, ). 2. Исследование типов рефлексивного мышления (Ю. Ю. Кушнерова, А. О. Самсонова) эксперимент на рефлексию личностного типа
23 1. Сформированность личных ценностей и принципов 2. Наличие чётких личных целей 3. Стремление к постоянному саморазвитию 4. Способность управлять собой 5. Изобретательность, творческий подход к профессиональной деятельности 6. Способность руководить 7. Умение решать проблемы 8. Знание современных управленческих подходов 9. Высокая способность влиять на окружающих 10. Умение обучать и развивать подчинённых 11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы
24 7. Перспективные направления исследований 1. Экзистенциальный тип рефлексии как фактор развития сознания лидеров Мищенко Диана Юрьевна, зав. лаб. личностного и профессионального развития 2. Интеллектуальный тип рефлексии в профессиональном обучении Самсонова Анастасия Олеговна, преподаватель
25 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии 1). Войтик, И.М. Психологическая культура госслужащих: рефлексивные технологии развития персонала / И. М. Войтик. // Международная научно-практическая конференция « Стратегическое планирование в системе государственного управления », Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, – 0,2 а.л. 2). Войтик, И.М. Развитие рефлексивного мышления руководителей органов власти в принятии решений // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VП Международного симпозиума октября 2009г., Москва / под ред. В. Е. Лепского. – М.: Когито-Центр, С ). Войтик, И.М. Технология формирования рефлексивного мышления в последипломном образовании государственных и муниципальных служащих Сибирского федерального округа / И. М. Войтик. // Инновационные технологии обучения в высшей школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Сочи: Издательство Черноморской гуманитарной академии Ч. 1. – С. 326 – ). Войтик И.М. Психология лидерства: рефлексивный подход в оценке личностного потенциала кадрового резерва на руководящие должности государственной службы // Сборник статей VI Международного научно-практического симпозиума « Рефлексивные процессы и управление ». – М. : Институт философии РАН, Институт психологии РАН, ). Войтик И.М. Рефлексивно-гуманистический подход в исследовании, обучении и психологической оценке личностного потенциала резерва кадров // Научные записки « Интеллектуальный потенциал СибАГС. - Подсекция « Управление ». – Новосибирск: СибАГС, С
26 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии 1) В ойтюк Д.К. Возможности использования рефлексивного практикума в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума « Рефлексивные процессы и управление », октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, – www. reflexion.ru 2)Войтюк Д.К. Культура рефлексии как показатель адекватного профессионального становления практического психолога / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума « Рефлексивные процессы и управление », октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, – www. reflexion.ru 3) Войтюк Д.К. Особенности рискового поведения у подростков с разным уровнем рефлексивности / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», октября 2005, г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, – www. reflexion.ru
27 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии 1) Кушнерова Ю.Ю. Философские категории в рамках рефлексивного подхода / Ю.Ю.Кушнерова. // Философия образования. – – РЕФЕРИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ 2). Кушнерова Ю.Ю. Влияние развития рефлексии у менеджеров на эффективность принятия управленческих решений // Международная научно-практическая конференция «Стратегическое планирование в системе государственного управления», Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, ). Кушнерова Ю.Ю. Особенности развития кооперативного типа рефлексии у студентов-менеджеров и работающих специалистов // Международная научно-практическая Интернет-конференция «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании2009» с 21 по 28 декабря 2009 г. – Украина, г. Одесса, 2009.
28 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии 1. Самсонова, А.О. Развитие интеллектуального типа рефлексии в профессиональном обучении / А. О. Самсонова. // Материалы XLVIII Международной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», апреля 2010 г. : Управление. – Новосибирск: СибАГС, – С. 153 – 154.
29 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.