Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДанила Яшенькин
1 Михаил Дмитриев, Президент Центра стратегических разработок Красная Поляна30 мая 2013 года Оценка экономических эффектов от развития ВСМ в свете международного опыта ФОРУМ 1520 Секция «Развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения»
2 Экономические эффекты от инвестиций в создание ВСМ 2 Традиционные экономические оценки инвестпроектов учитывают в основном прямые эффекты, но для проектов развития скоростного пассажирского движения в стране, решающую роль играют внешние общие экономические эффекты Методология оценки некоторых наиболее значимых общеэкономических эффектов до недавнего времени отсутствовала. Это вело к систематической недооценке реальной эффективности проектов. С учетом внешних эффектов, оценка Государством многих проектов на железнодорожном транспорте, включая проекты ВСМ, должна кардинально поменяться Анализ эффективности должен проводиться не только по отдельным проектам ВСМ, но и в общесетевом масштабе, с учетом системных эффектов от развития скоростного и высокоскоростного движения ЦСР в настоящее время разрабатывает методику такого анализа с участием ведущих научных учреждений страны
3 Динамика прироста пассажиропотока на ВСМ и ценовая эластичность переключения между различными видами транспорта % 20-40% 4-7% Азия Европа Прирост пассажиропотока на ВСМ в Европе и Азии Структура прироста пассажиропотока на ВСМ Класс поездки БизнесСтандарт Париж - Марсель1,772,63 Мадрид - Севилья1,291,81 Франкфурт - Гамбург1,432,17 Рим - Милан2,322 Отношение стоимости поездки самолетом и ВСМ Ценовая эластичность переключения пассажиропотока между видами транспорта (европейский опыт) Традиционные авиаперевозки - ВСМ С ВСМ на авиаС авиа на ВСМ 0,5281,224 Бюджетные авиаперевозки - ВСМ С ВСМ на авиаС авиа на ВСМ 0,5280,6 Источник: Gines de Rus. Economic Analysis of HSR in Europe Источник: IATA Источник: International Union of Railways
4 Максимальная привлекательность ВСМ для пассажиров в Европе – расстояния км. В России на ВСМ переключится значительная часть пассажиропотока на таких маршрутах как Москва – Казань, Москва – Воронеж, Ростов – Краснодар и др. Создание ВСМ в России приведет не только к «переключениям» пассажиропотока с одного вида транспорта на другой, но и обеспечит прирост пассажиропотока в том числе и на авиационном транспорте за счет прохождения ВСМ через крупнейшие аэропорты страны ВСМ обеспечит максимальный комфорт путешествий и повысит пространственную мобильность жителей России Сегмент максимальной конкурентоспособности ВСМ для пассажиров Зависимость времени в пути от расстояния для разных видов транспорта в Европе и Японии До ВСМ (1980)После ВСМ Париж – Лион (1997) Авто29%21% ЖД40%3% ВСМ0%70% Авиа31%6% Мадрид – Севилья (2002) Авто44%30% ЖД16%1% ВСМ0%61% Авиа40%8% Гамбург - Франкфурт-на-Майне (2000) Авто67%45% ЖД23%3% ВСМ0%48% Авиа10%4% Изменение структуры пассажиропотока на различных видах транспорта в связи с появлением ВСМ 4 Источник: Gines de Rus. Economic Analysis of HSR in Europe
5 Австрия Бельгия Франция Германия Италия Япония Корея Нидерланды Испания Тайвань млн на 1 км Стоимость строительства и эксплуатации ВСМ (европейский опыт) кмБельгияФранцияИталияИспания Обслуживание пути13,843,7%19,1467,3%5,9446,0%13,5340,4% Элекстрификация2,588,1%4,2114,8%2,4619,0%2,998,9% Система безопасности3,2510,3%5,0717,8%4,5235,0%8,6525,9% Телекоммуникации1,203,8%00,0%0 5,6416,8% Прочее10,8234,2%00,0%0 2,657,9% Всего32100%28100%13100%33100% Источник: International Union of Railways Затраты на создание 1 км новой ветки ВСМ (разброс между максимальным и минимальным значениями Эксплуатационные затраты на ВСМ, тыс. на 1 км
6 Прямые и косвенные бюджетные расходы на обеспечение работы различных видов транспорта (опыт Евросоюза) Внешние издержки различных видов транспорта (опыт Евросоюза) ВСМ – путь к снижению совокупных бюджетных расходов на транспорт Помимо прямых затрат на поддержание инфраструктуры государство несет косвенные затраты или терпит убытки, связанные с : Дополнительными расходами на здравоохранение в связи с ухудшением состояния окружающей среды Потерями в производительности труда в результате транспортных аварий, потери времени в пробках Деградацией городской среды в связи с отчуждением территории для нужд транспорта Косвенные затраты бюджета, связанные с эксплуатацией ВСМ ниже, чем у автомобильного и железнодорожного транспорта 6 Источник: INFRAS/IWW, 2004; EAA, 2007
7 Прямые и внешние эффекты развития железных дорог 7
8 ОПТИМИЗАЦИЯ АВИАЦИОННЫХ И ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ ПО ВСЕЙ СЕТИ С УЧЕТОМ ПРОЕКТОВ ВСМ ТРАССА ВСМ АВТОТРАССЫ ПОДВОЗ АВТОМОБИЛЬНЫ М ТРАНСПОРТОМ ПОДВОЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕСТНОЙ АВИАЦИЕЙ СТЫКОВКА ВСМ С КРУПНЕЙШИМИ АЭРОПОРТАМИ РОСТ ПАССАЖИРОПОТОКА МЕЖДУ ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ СТАНЦИЯМИ ВСМ ПОДВОЗ ПРИГОРОДНЫМИ ПОЕЗДАМИ К ХАБАМ ВСМС ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ УСКОРЕНИЕ ПРИГОРОДНОГО СООБЩЕНИЯ УСКОРЕННЫЕ КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ НА ВСМ КРУПНЫЙ ГОРОД 1 КРУПНЫЙ ГОРОД 2 РАЗГРУЗКА АВТОДОРОГ РАЗГРУЗКА ГРУЗОВЫХ МАГИСТРАЛЕЙ И ОПТИМИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК Общесетевые и мультимодальные эффекты развития ВСМ 8
9 Сценарий минимальных инвестиций: ВСМ соединяет Лондон и густонаселенный район Вестерн Мидленд с конечной станцией в Бирмингеме Сценарий максимальных эффектов: ВСМ соединяет Лондон и Бирмингем, далее через Лидс и восточное побережье доходит до Эдинбурга и Глазго. Также строится ответвление на Манчестер Экономическая эффективность ВСМ с учетом прямых и косвенных выгод (на примере проектируемой ВСМ в Великобритании Сценарии создания ВСМ в Великобритании Рассчитанные эффекты от создания ВСМ (млрд £) Сценарий 1Сценарий 2 Чистый доход4,920,6 Положительные внешние эффекты22,764,4 Высвобождение пропускной способности транспортной системы24,8 Совокупный доход29,689,8 Капитальные затраты8,627,7 Чистые операционные затраты5,716,3 Совокупные издержки14,344 NPV15,345,8 Источник: International Union of Railways Оценка сэкономленного времени – один из подходов к расчету внешних эффектов ВСМ тип пассажира £ чел в час Туристы4,46 Транзитные5,04 Командировочные39,96
10 ВСМ - новый драйвер экономического роста регионов России (на основании зарубежного опыта) Создание высоко производительных рабочих мест в промышленности и бизнес- услугах Децентрализация офисов крупных компаний Привлечение частных инвестиций в развитие территорий вокруг станций ВСМ, формирование в городах новых центров экономического роста Прирост туристического потока Информационные технологии12,4% Бизнес-услуги6% Туризм5,5% Промышленность1,7% Строительство1,6% Превышение темпов роста различных отраслей в экономике над средними по стране в городах, через которые проходят ВСМ Ускорение темпов экономического роста крупнейших городов Выравнивание зарплат между крупнейшими городами и соединенными ВСМ соседними региональными центрами Выравнивание зарплат между центральными и периферийными муниципальными образованиями в границах агломераций Бэк или фронт офисы крупных компаний, выведенные из Парижа в провинциальные города Франции, соединенные ВСМ (суммарная площадь офисных помещений по 5 крупнейшим городам) 10 Источник: INFRAS/IWW, 2004; EAA, 2007 Источник: International Union of Railways
11 Экономические эффекты развития агломераций за счет создания ВСМ 11 В результате создания ВСМ несколько крупных городов могут стать одной агломерацией, если время в пути между ними составит не более 1,5 часов. Международный опыт показывает, что это приведет к следующим эффектам: 1. Эффект масштаба Увеличение численности населения агломерации в 2 раза за счет роста транспортной связности приводит к росту производительности труда на 3,4% Удвоение объемов промышленного производства приведет к росту производительности в промышленности на 4,5% 2. Эффект плотности Источник: World Bank; Henderson, Nakamura, 2005 – по эмпирическим данным городов Японии и Бразилии Двукратный рост плотности занятости в сфере услуг (на 1 кв. км) в результате комплексного развития прилегающей к станции ВСМ территории, приводит к приросту производительности на 5% в США и на 4,5% - в странах ЕС 3. Эффект диверсификации Рост индекса диверсификации структуры экономики за счет включения в агломерацию новых субцентров приводит к увеличению числа создаваемых фирм и росту выпуска в высокотехнологическом секторе Glaeser et al (1992) and Henderson et al (1995) Источник: Ciccone (2002)
12 Изменение системы расселения России в результате создания ВСМ Основные гипотезы исследования Ускорятся темпы экономического роста регионов, в которых расположены крупнейшие агломерации, и рост их вклада в ВВП страны в целом за счет эффектов масштаба и роста пропускной способности транспортной сети Наибольший импульс к развитию получат отрасли экономики, связанные с интенсивным информационным обменом, в первую очередь, в частности, бизнес-услуги Ускорится рост численности населения регионов, в которых расположены крупнейшие агломерации на трассе ВСМ, а внутри агломераций – рост численности населения субцентров и пригородов Создание ВСМ приведет к формированию 4 конурбаций с населением более 2 млн. чел 12
13 Исследование влияния ВСМ на развитие агломераций Межрег. миграции Маятниковые миграции в агломерациях Субурба- низация Анализ заруб. опыта влияния ВСМ на расселение Снижение транспортных издержек Расширение рынков труда, поставщиков и потребителей Оценка влияния ВСМ на расселение Доступность Москвы Анализ заруб. опыта влияния ВСМ на экономику агломераций Оценка влияния ВСМ на экономику Прогноз общего роста и пространственного выравнивания зарплат в агломерациях Прогноз изменения системы расселения в агломерациях Влияние на инвестиционную привлека- тельность Влияние на производи- тельность труда и объем выпуска Регио- нальный «дрейф» бэк- офисов Прогноз прироста ВРП, инвестиций, рабочих мест, бюджетных поступлений Прогноз изменения системы расселения 13
14 Предполагаемые методы сбора информации по агломерациям Полевые наблюдения автотранспорта в агломерациях Анализ пригородных Ж/Д перевозок Опросы населения в агломерациях Анализ СТП и космических снимков Анализ зарубежного опыта Интервьюирова ние малого бизнеса Анализ межрегиональн ых миграций по данным переписи Интервьюирова ние крупного и среднего бизнеса, в т.ч. иностранных инвесторов Анализ автомобильных грузопотоков и логистики Анализ динамики и структуры экономики муниципальных образований ИЭРТ ЦЭФИР Геофак МГУ Деловая Россия ОПОРА России Европейско-Азиатская логистическая ассоциация 14
15 - ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ОТ РАСШИВКИ УЗКИХ МЕСТ - БЮДЖЕТНЫЕ ЭФФЕКТЫ - МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО СПРОСА МЕЖОТРАСЛЕВАЯ БАЛАНСОВАЯ МОДЕЛЬ С РАЗБИВКОЙ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ МОДЕЛЬ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ С РАЗБИВКОЙ ПО ОКРУГАМ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МИРОВАЯ МОДЕЛЬ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК - ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ИЗДЕРЖЕК НА РОСТ ВВП - ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕХОДА К RAB ТАРИФАМ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА - ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКРЕТНЫХ ПРОЕКТОВ -ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТОВ ВСМ НА РОСТ ИНВЕСТИЦИЙ -ВЛИЯНИЕ УСКОРЕНИЯ ПРИГОРОДНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ АГЛОМЕРАЦИЙ - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ - РОСТ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНТЕЙНЕРНОГО ТРАНЗИТА 15 Экономико-математический инструментарий, который будет применяться для оценки внешних эффектов развития ВСМ Работы, проводившиеся по заказу РЖД в г.г. при участии ряда ведущих аналитических центров значительно расширили возможности количественной оценки существенных внешних эффектов
16 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.