Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕкатерина Шерстобитова
1 Финансовые аспекты российского федерализма Региональная политика и межбюджетные отношения
2 Региональная политика Региональная политика – это политика, направленная на устранение значительных несоответствий показателей безработицы или дохода на душу населения в разных регионах.
3 Под межбюджетными отношениями в субъекте РФ понимаются финансовые отношения между органами власти субъекта РФ и муниципальных образований. Планирование, исполнение и отчетность в части межбюджетных отношений являются частью бюджетного процесса, но в силу особой социально- экономической и политической важности обычно выделяются в особую область диагностики.
4 Типы экономического развития и структурной перестройки хозяйства регионов. 1. «Добродетельный круг», когда рост производительности не вызывает снижения занятости. 2. Реконверсия, или перераспределение производственного аппарата, использовавшегося ранее в отсталых отраслях, - передовым, с сохранением общего количества занятых. 3. Структурная перестройка, или технологическое и организационное переустройство существующих производств за счет инноваций, как технологических, так и организационных. 4. Прекращение или перемещение производств или устаревших технологических процессов, что сопровождается ростом безработицы и падением ВРП. 5. «Деиндустриализация», порождающая замкнутый круг (низкий уровень внедрения достижений НТП, снижение конкурентоспособности, стагнация, безработица, недоиспользование региональных ресурсов). 6. «Промышленный консерватизм» проявляется там, где поддерживается занятость в ущерб росту производительности труда. 7. Развитие трудоемких производств, что свойственно периферийным и удаленным районам.
5 Цели региональной политики в сглаживании чрезмерной дифференциации уровней социально-экономического развития, вызываемой объективными причинами; в последовательных институциональных преобразованиях с целью снижения неоправданных перетоков ресурсов, прежде всего финансовых, которые приводят к чрезмерной дифференциации уровней социально-экономического развития; координации политики на федеральном и региональном уровнях, включая совершенствование законодательства и бюджетной политики.
6 Региональная политика фиксирует: цели и приоритеты пространственного развития; территории, требующие специальной поддержки (объекты региональной политики); набор инструментов региональной политики
7 Цели совершенствования МБО в соответствии с Программой правительства РФ. стимулировать региональные (и муниципальные) власти на проведение структурных реформ; установить четкое разделение расходных полномочий между уровнями властей; отказаться от расщепления налоговых поступлений между бюджетами разных уровней и перейти к системе один бюджет – один налог; разделить финансовую помощь нижестоящим бюджетам на текущую, инвестиционную и реформостимулирующую составляющие; в перспективе ликвидировать такие инструменты финансовой помощи как бюджетные ссуды и средства, передаваемые по взаиморасчетам.
8 Цели совершенствования МБО в соответствии с Программой правительства РФ. децентрализация доходной базы и укрепление финансовой базы муниципального самоуправления; сокращение межуровневых финансовых потоков; стимулирование укрепления налогового потенциала территорий; стимулирование проведения экономических и социальных реформ на субфедеральном и муниципальном уровнях; установление единого подхода к распределению финансовой помощи муниципальным образованиям и повышение прозрачности методики расчета трансфертов.
9 Тенденции развития МБО на субфедеральном уровне. Более четкое распределение расходных полномочий Централизация части расходов на территории. муниципальных образований и консолидация их в бюджете субъекта РФ. Среднесрочное закрепление доходных полномочий за муниципальными бюджетами. Повышение требований к сбалансированности и прозрачности бюджетов муниципальных образований. Расширение использования субвенций, бюджетных ссуд, долевого участия вышестоящих бюджетов в инвестиционных проектах на территории муниципальных образований.
10 Межбюджетные отношения в регионе полное соответствие требованиям федерального законодательства, а также Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г. и Временным методическим рекомендациям субъектам РФ по регулированию межбюджетных отношений, утвержденных Минфином РФ; наличие в планах и программах четкой формулировки целей межбюджетных отношений и критериев их достижения, в частности, обоснована ли политика централизации или децентрализации доходов и расходов бюджетной системы; закрепление в региональном законодательстве и реализация на практике четкого разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы при минимизации полномочий совместного ведения и соблюдении принципа компенсации муниципальным бюджетам выпадающих доходов или дополнительных расходов в результате решений региональных органов власти; устойчивость доходной базы муниципальных образований и наличие стимулов для ее роста, в частности, законодательное закрепление выбранной модели межбюджетных отношений, системы финансовых нормативов и соблюдение их на практике.
11 Анализ системы МБО в регионе. Особенности организации власти в регионе. Распределение доходных и расходных полномочий между уровнями власти и управления. Закрепление налоговых доходов. Распределение неналоговых доходов. Сбалансированность доходов и расходов каждого уровня бюджета. Стабильность основных параметров системы.
12 Структура общественных финансов
13 Финансовые потоки в бюджетной системе РФ.
14 Принципы бюджетного федерализма четкое распределение прав и ответственности при управлении каждым фондом; устойчивость отношений по управлению общественными финансами; наличие системы координации и согласования политики по управлению общественными финансами; ответственный менеджмент как принцип управления общественными финансами; четкое определение целей социально-экономической и финансовой политик и их согласование; прозрачность управления общественными финансами.
15 Бюджетный федерализм, по общему убеждению, может быть эффективным, если: Выгоды от децентрализованно принимаемых решений, относящиеся к поставке общественных благ, в основном локализуются на данной территории; Локализацию выгод можно в основном совместить с территориальной локализацией издержек, что означает определенную степень согласия жителей региона платить за получаемые блага; Предпочтения в отношении локальных общественных благ менее дифференцированы внутри регионов, чем среди населения страны в целом.
16 Финансовая помощь (в % к консолидированному бюджету) Действующее законодательствоВ результате реализации программы Федер. Субъкт ы РФ РегионалМестныеФедер.Субъкт ы РФ Регионал.Местные Доходы до передачи финансовой помощи 56,956,943,128,614,557,043,026,216,8 Расходы без финансовой помощи 45,354,729,525,349,950,126,223,9 Финансовая помощь (-) переданная (+) полученная - 11,6+11,6+ 0,9+ 10,7- 7,1+ 7,10 Доходы с учетом финансовой помощи 45,354,729,525,349,950,126,124,0
17 Цели совершенствования МБО в соответствии со среднесрочной программой Правительства РФ экономическая эффективность - создание долгосрочных институциональных стимулов для региональных и местных органов власти по расширению налогооблагаемой базы, поддержанию конкурентной среды, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; бюджетная ответственность - управление общественными финансами, при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий, прозрачность и подотчетность налогово-бюджетной политики; субсидиарность - закрепление на постоянной основе за каждым уровнем бюджетной системы доходных источников, соответствующих закреплённым расходным полномочиям; социальная справедливость - обеспечение равного доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, вне зависимости от места их проживания; политическая консолидация - достижение общественного согласия по вопросам закрепления за уровнями бюджетной системы и регионами финансовых ресурсов, создание условий для эффективного выполнения региональными и местными властями своих полномочий в рамках гражданского общества.
18 Цели региональной политики в соответствии со среднесрочной программой Правительства РФ единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы; разграничения компетенции между уровнями государственной власти, соответствия ресурсов полномочиям; согласованного формирования и осуществления единой экономической политики Российской Федерации и ее субъектами; создания равных условий экономического развития субъектов федерации и равных условий в конкурентной среде и получении государственной помощи; транспарентности отношений; снижения дифференциации уровней социально-экономического развития регионов; развития экономических основ местного самоуправления; перехода от принципа выравнивания уровней социально-экономического развития регионов, дестимулирующего региональное развитие, к обеспечению целевого финансирования единых федеральных стандартов услуг на всей территории Российской Федерации; ориентации «на сильных» - формирование федеральной социально- экономической политики исходя из интересов и опыта регионов, имеющих объективно лучшие показатели динамики социально-экономического развития, в целях поддержания региональных «точек роста», стимулирования регионального экономического развития.
19 Цели развития местного самоуправления в соответствии со среднесрочной программой Правительства РФ помощь в создании системы подготовки управленческих кадров для муниципалитетов, разработка модельных законов для субъектов Российской Федерации; подготовка модельных правовых актов по организации местного самоуправления для органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, пилотная реализация положений закона на отдельных территориях; разработка и принятие федеральной программы «Реформирование муниципальной службы Российской Федерации»; обеспечение необходимой информационной поддержки реформы местного самоуправления.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.