Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТамара Чубарова
1 Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Тема: «Философия в античной культуре. Этапы развития античной философии».
2 Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных идеях античной философии.
3 План лекции: 1. Зарождение древнегреческой философии. 2. Основные школы досократовской философии.
4 1-й проблемный вопрос: Почему космогонические проблемы, а в частности, поиски первоначала мира (архэ) были так актуальны для ранней древнегреческой философии?
5 Фалес первый поставил основной вопрос греческой философии начального периода: «Что есть все?». Опираясь на знания, очевидно, полученные от вавилонских жрецов, он предсказал солнечное затмение, первый начал доказывать геометрические теоремы, разделил год на 365 дней и на времена года. Он утверждал, что души бессмертны, а космос одушевлен, измерил египетские пирамиды, сравнивая их полуденную тень с тенью предмета известной высоты. К сожалению, его сочинения не сохранились. Фалес полагал, что началом всех вещей (архэ) является вода. Дело в том, что вода может принимать любую форму и присутствует всюду. Благодаря свойствам воды, таким как кристаллизация и испарение, из нее могут образовываться твердые тела или воздух. Испарения воды, согласно Фалесу, питают небесные огни Солнце и другие светила. Во время дождя вода опять возвращается в землю в виде речных отложений, подземных ключей, тумана, росы и т.д. Вода, по Фалесу, самодвижущееся и одушевленное начало. Значение учения Фалеса состоит, прежде всего в том, что он первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира. Анаксимандр. По некоторым данным, учеником Фалеса был Анаксимандр (ок до н.э.), который также проживал в Милете. Сохранились некоторые фрагменты из его сочинений. Его трактат «О природе» впервые в истории западной философской традиции был написан как научное сочинение в прозе. Считается, что он первый переложил представления о мире того времени на карту, создал общий очерк геометрии и предложил ряд принципиально важных идей в астрономии, например то, что Луна сияет отраженным солнечным светом. Анаксимандр называет первоначалом апейрон. «А» отрицание, «пейрон» граница. Таким образом, апейрон это то, что не имеет пределов, безграничное. Анаксимандр считает, что первоначало не должно походить ни на какие земные конкретные формы. В архэ-воде Фалеса он усматривает уже нечто производное и полагает, что первоначало должно быть бесконечным, безграничным и неопределенным. Апейрон божественное начало, ибо оно бессмертно и неразрушимо. Оно не умирает, но и не рождается. В процессе вращательного движения алейрона из него образуются уже и вода, и земля, и воздух, и огонь. Все вещи - считал мыслитель возникают путем выделения из первоначала и противоположны друг другу: воздух холоден, огонь горяч, вода влажна. «Апейрон» как бы соединяет в себе все эти противоположности, выделение которых и обусловливает все развитие в различных формах. Это движение вещей вечно, и через вечное движение происходит бесконечная смена мироздания. Анаксимен. Считается, что Анаксимен (ок до н.э.) был учеником Анаксимандра. Он предложил свой вариант первоначала воздух. Анаксимен попытался соединить мысли Фалеса о материальной стихии в качестве первоосновы и Анаксимандра о бесконечности первоначала. Воздух, по его мнению, отвечает этим требованиям, так как это самая бескачественная, бесконечная, но в то же время материальная стихия. Воздух сгущается при охлаждении в воду, а при дальнейшем охлаждении в лед и землю. При нагревании воздух разжижается и становится огнем. Процессы «сгущения» и «разжижения» это новшество Анаксимена, которого до него не существовало. Можно сказать, что он создал первую теорию перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Таковым было наивно-материалистическое мировоззрение ионийских мудрецов, которое Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» определил как первоначальный стихийный материализм, отметив при этом, что мышление философов античной Греции было диалектическим.
6 2-й проблемный вопрос: За что Гераклита Эфесского называют стихийным диалектиком?
7 Гераклит Эфесский: многообразие истины и познаний. Гераклит ( до н.э.) родился в Ионии, в Малой Азии, в греческом городе-государстве Эфесе, расположенном недалеко от Милета. Он происходил из царского рода, но жил отшельником. Его изречения в форме противоречивых метафор зачастую были неясны современникам, за что он получил прозвище «Темный». Одна из важнейших идей Гераклита в том, что все относительно. Иллюстрировать это положение можно следующими его изречениями: «Прекраснейшая обезьяна безобразна среди рода человеческого»; «Морская вода и чистейшая, и грязнейшая: для рыб она спасительна, для людей же вредна и гибельна». Природа вещей внутренне противоречива и представляет собой единство противоположностей. Это положение раскрывается на примере еще одного известного изречения Гераклита: «В одну и ту же реку входим и не входим, мы есть и нас нет». Одно и то же действие может нести в себе различные, порой противоположные характеристики в зависимости от того, с какой точки зрения его оценивать. Например, врачи одновременно и лечат больных, и причиняют им боль. У высшего существа, Бога, все противоположности становятся совершенно условными: Бог гармонически воплощает в себе все противоположности. Для понимания идей Гераклита большое значение имеет его высказывание: «Все течет». Мысль философа заключается в том, что всеобщий мировой поток представляет собой одновременный процесс возникновения и исчезновения, рождения и гибели вещей. То, что возникает, в то же время погибает, а то, что существует, в то же время не существует. Например, рождение человека означает начало его движения к смерти. Гераклит предлагает свой вариант первоначала огонь. Огонь подвижное, живое, динамичное начало, подчиняющееся внутреннему закону Логосу. Логос разумное начало, всеобщий мировой закон необходимости, или судьбы. Некоторые исследователи считают, что Гераклит именно Логос, а не огонь считал истинной первоосновой всех вещей. Значение учения Гераклита состоит в том, что он выявил много образность истины и познания. Нельзя доверять чувствам. Истина постигается лишь умом. Таким образом, наивный материализм Гераклита сочетается со стихийной диалектикой. Он утверждал, что «все течет, все изменяется», нет ничего неподвижного. Изменения в природе Гераклит рассматривал как результат борьбы противоположностей, считал, что противоположности взаимосвязаны, взаимополагают и переходят друг в друга. Гераклит признавал познаваемость мира, полагал, что познание внешнего мира осуществляется посредством органов чувств и мышления.
8 Литература Основная: Адо П. Что такое античная философия? М., Асмус В.Ф. Античная философия. М., Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М., Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., Лурье С.Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. Л., Фрагменты ранних греческих философов/Под ред. А.В. Лебедева.Ч. 1. М., Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., Дополнительная: 1.Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты, Сократ, Платон. М., Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., Трубецкой СП. Курс истории древней философии. М, Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., Контрольные вопросы (обратная связь). Назовите основные школы античности. Почему проблемы космологии и внешнего мира так важны для древнего грека? Основные проблемы античной философии.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.