Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБорис Фиронов
1 Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Школы древнегреческой философии
2 Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных школах античной философии..
3 План лекции: 1. Основные идеи классиков античной философии Сократа, Платона, Аристотеля. 2. Поздние античные школы.
4 1-й проблемный вопрос: Отчего Сократ свой метод философствования называл «майевтикой» – повивальным искусством?
5 Главной целью своей жизни Сократ полагал обучение человека мышлению и умению находить в себе глубинное духовное начало. Сам Сократ назвал свой метод преподавания майевтикой - «повивальным искусством». Объяснял он это следующим образом: подобно тому, как повивальная бабка помогает роженице, так и он не сообщал своим ученикам никакого знания, помогая лишь им сделать ясными те мысли, которыми «беременны» их головы. Сократ считал, что истинное знание прирожденно человеку, приобретено его душой, когда она еще не воплотилась в тело. Это истинное знание сохраняется в душе в виде воспоминаний об истинном бытии, которые пробуждаются в человеке при напряженной работе мысли. Рационалистическая этика. Сократ давал человеку практическую ориентацию в жизни: надо руководствоваться совестью, справедливостью и гражданским долгом. Этика философа базировалась на представлении, что разум и нравственность в своей основе тождественны, а счастье ~ это осознанная добродетель. Добродетель, по Сократу, то, что делает душу благой и совершенной, а это может дать только познание. Порок это отсутствие знаний, т.е. невежество. Сократ считал, что никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию, т.е. невежеству. Добро так прекрасно, что если человек знает, что есть добро, то не может делать зла. Этика Сократа получила наименование рационалистической (лат. ratio «счет», «мера»). Таким образом, главное место в сократовской философии принадлежит учению о знании и этике. Сократ полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов: 1) метода выделения общего из ряда частных случаев, и 2) метода выявления признаков, упущенных при общем анализе. Деятельность Сократа послужила основанием для формирования ряда этических школ Древней Греции. Наиболее значимыми из них были гедоническая и киническая.
6 2-й проблемный вопрос: Почему по мнению Платона душа человека мучается в собственном теле как в темнице?
7 Тело же является «темницей души» и мешает человеческому восхождению к совершенству. Учение Платона об идеях и особенно о «мире идей» вызывало неоднозначное мнение у многих поколений мыслителей. С одной стороны, представляется проблематичным существование идеального мира в качестве образца материального. С другой стороны, нельзя не признать, что всякая вещь и вообще все, что существует на свете, имеет некий образец и в этом смысле идею. Идеи позволяют нам отличить одно от другого. Идея это совокупность всех существенных свойств вещи. Существенные свойства это состав, строение, назначение и смысл вещи. Если мы не понимаем устройства или назначения того или иного предмета, то у нас нет представления об идее этого предмета. Например, если бы мы не понимали устройства и назначения стола, не могли бы отличить стол от стула или от стен комнаты, в которой находится стол. Кроме того, можно привести примеры объективного существования идей самих по себе вне их связи с вещами. Ярким примером таких щей являются числа и таблица умножения. Если число еще как-то можно выразить через определённый набор предметов (4 яблока, стульев и т.п.), то таблица умножения не имеет чувственных свойств поскольку невозможно перемножать предметы на предметы). Теория познания. Познание Платон отождествляет с процессом (припоминания», что непосредственно связано с его учением об «идеях». Наша душа до вселения в тело находится в мире идей, так как сама идеальна. Она созерцает в идеальном мире идеи вещей. При рождении мы все забываем, но, встречая в земном мире вещи, подобные идеям «верхнего мира», вспоминаем эти идеи. В качестве доказательства правильности своей точки зрения Платон приводит в пример человеческую способность решать геометрические задачи. При этом человек имеет дело с идеальными фигурами: треугольниками, окружностями, параллелограммами, хотя в окружающей природе в чистом виде их не существует. Теория познания Платона основана на вере в бессмертие человеческой души и посмертное переселение душ.
8 Литература Основная: Адо П. Что такое античная философия? М., Асмус В.Ф. Античная философия. М., Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М., Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., Лурье С.Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. Л., Фрагменты ранних греческих философов/Под ред. А.В. Лебедева.Ч. 1. М., Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., Дополнительная: 1.Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты, Сократ, Платон. М., Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., Платон. Федон // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., Платон. Гиппий Больший // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., Трубецкой СП. Курс истории древней философии. М, Аристотель, Соч.: В 4 т. М., Зубов В.П. Аристотель. М., Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. Серия «ЖЗЛ» (в соавторстве с А.А. Тахо-Годи). М., Лосев А.Ф. Аристотель. Жизнь и смысл (в соавторстве с А.А. Тахо-Годи). М, Бородулин Ф.Р. Лекции по истории медицины. М., Казаченко В.И., Петленко В.П. История философии и медицина. СПб., Ковнер С.Г. История медицины. Киев, Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней! Античность. СПб., Чикин С.Я. Врачи-философы. М., Контрольные вопросы (обратная связь) Назовите основные школы античности. В чем абсолютная философичность метода майевтики Сократа? Значение философии Платона при последующем формировании средневековой философии. Силлогистика Аристотеля.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.