Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТимофей Максаков
1 Тема: «Политические технологии. Политическое прогнозирование».
2 Цель лекции: познакомить студентов с содержанием понятий «политические технологии», «политическое прогнозирование», раскрыть новые информационные технологии в политической практике, стратегию и тактику информационных кампаний.
4 Проблема 1: Как новые политически технологии влияют на политический процесс. Проблема PR-технологий.
5 Современные политтехнологи совсем недавно отказались от приемов «жесткой» политической пропаганды, предполагающей выраженную агрессивную тональность комментариев; хлесткие замечания в адрес оппонентов; откровенные технологии упрощения информации; «вдалбливающие» повторения. Все эти грубые «геббельсовские» приемы в условиях демократии недостаточно эффективны.
6 Использование «мягких» технологий предполагает прежде всего формирование информационной повестки дня (ИПД).
7 Теория ИПД появилась в 1950-е гг. Американский социолог Бернард Берелсон ( ) сформулировал основную идею этой концепции весьма однозначно: определенные виды коммуникации, привлекая внимание аудитории к определенным темам, способны оказывать определенное информационное воздействие.
8 Действительно, установление ИПД никогда не бывает сознательным волевым актом: оно возникает на пересечении усилий различных СМИ, государства, других политических институтов и подвержено воздействию неконтролируемых событий и внезапных кризисов. Первоначально кампания по подготовке ИПД порождает волну ожиданий общественности, но позитивная направленность этой волны может исчезнуть при любой неудаче. Поэтому сегодня установление ИПД понимается прежде всего как конкуренция СМИ за внимание аудитории с помощью правильно установленной сетки вещания.
9 Несмотря на «мягкость» новых информационных технологий, они, несомненно, используют прием манипуляции общественным сознанием.
10 Политтехнологи подчеркивают, что вся публичная политика строится преимущественно на эмоциях, именно возбужденные эмоции являются проводником большинства манипулятивных воздействий. Наиболее часто эксплуатируются политиками такие эмоции, как потребность в любви и одобрении; чувство опасности; страх перед неопределенностью; престижные ценности; сексуальные инстинкты; чувство долга и справедливости; чувство вины.
11 Следует подчеркнуть, что манипуляция это скрытое воздействие, которое не должно быть замечено: если попытка манипулирования вскрывается, становится известной, манипуляция обычно прекращается. Природа манипуляции раскрывается через двойное воздействие: вместе с посылаемым открыто сообщением манипулятор отправляет адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании определенные эмоционально окрашенные образы, которые нужны манипулятору.
12 В механизме манипулирования с помощью СМИ выделяют три основных этапа информационного воздействия. На первом этапе формируется несистематизированный и масштабный информационный поток (так называемый «информационный вал»), регулярно направляемый на избранные целевые аудитории.
13 На втором этапе, когда доверие к разнообразным информационным материалам становится ощутимым, информация начинает носить выборочный, дозированный характер (происходит «сегментирование информационного потока»).
14 На третьем этапе осуществляется расширенный обмен информацией со «своими» субъектами информационного поля и ограничивается информационный поток для «чужих» («информационное партнерство», «информационная закрытость»).
15 Существует целый спектр специальных приемов и информационных технологий, позволяющих СМИ формировать общественное мнение по наиболее важным политическим вопросам: создание политического резонанса; открытая политическая пропаганда; скрытое информационное внушение; формирование информационной повестки дня; семантическое манипулирование; политическая реклама; фрагментация политических событий; эффект «срочности» политических сообщений; «драматизация» политических событий; создание «образа врага»; формирование политических мифов и имиджей.
16 Метод семантического манипулирования имеет существенное значение в практике СМИ. Он предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих позитивные или негативные ассоциации, что позволяет эффективно влиять на восприятие информации. Например: «мы» стремимся создать сильную, процветающую Республику, «они» оккупанты и поработители; за нами «все прогрессивное человечество», за ними «олигархи и бандиты». Этот метод основан на четких ассоциациях и позволяет легко повлиять на человека в силу его сложившихся стереотипных убеждений.
17 Метод отвлечения используется журналистами, чтобы отвлечь аудиторию от одной информации и переключить ее внимание на другую тему, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации. Как замечает С. Г. Кара-Мурза, сегодня политики и пресса постоянно меняют смысл слов и правила игры в зависимости от конъюнктуры.
18 Эффективным методом внушения, который часто при меняется в современной журналисткой практике, является создание резонанса. При этом часто используется механизм создания «образа врага», чтобы сформировать негативную общественную реакцию на определенную тему. В основе механизма заложена идея альтернативного образа «враг» представляется непохожим на вас: он другой национальности, вида, умственных способностей; кроме того, он агрессивен и ничего хорошего от него ждать нельзя. При этом акцентируются только отрицательные черты, сведения о положительном утаиваются.
19 Политтехнологи отмечают, что в сознании жителей нашей страны как стереотип сохранилась «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. С. Г. Кара-Мурза выделяет среди современных российских стереотипов идею «обделенного народа», «страх голода», стереотип «антигосударственности». У американцев существуют свои стереотипы: в них живет «американская мечта» об успехе простого человека, каждый мальчик мечтает стать президентом.
20 Весьма эффективным методом, используемым СМИ, является мифотворчество, при котором мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Новые мифы создаются с помощью ярких эмоций, обращаясь к древним архетипам сознания, например «империя зла», «ось зла», «враги цивилизации», «враги демократии». Событие, истинность которого люди не имеют возможности проверить, кажется им правдоподобным на основе модели мифа, а истинные факты зачастую воспринимаются как небылицы. Быстрому распространению мифов способствуют низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности.
21 В политической практике важным методом влияния, позволяющим формировать общественное мнение, является имиджелогия, или создание имиджей. Имидж создается путем акцентирования определенных ассоциаций в образе политика; он всегда связан с воображением; он создает реальную социально-психологическую установку, опреде ляющую поведение людей по отношению к лидеру. Формируя имидж политиков, СМИ привлекают к нему внимание населения
22 . «Сладкий контекст»: публикуется серия репортажей, напрямую не связанных с фактом предстоящих переговоров, но с разных сторон «подающих» будущую тему переговоров как политически актуальную. «Закладывание шашек»: публикации на смежные темы, которые затрагивают отдельные аспекты предстоящих политических дискуссий на переговорах в нужном ракурсе, чтобы позже они «сдетонировали» вместе с темой переговоров. Завышение информационного повода: теме придается неоправданно высокий уровень сенсационности.
23 Кластеризация (членение): дробление темы переговоров на яркие значимые «осколки», которые можно обсуждать отдельно, каждый раз обращаясь к новому социальному слою общества. Анимация (оживление): попытка взглянуть на политических лидеров как на яркие личности, подчеркнув «человеческое, слишком человеческое» (Ф. Ницше). «Канонизация» соцопроса: ссылка на «правильно» проведенный социологический опрос. «Канонизация» фокус-группы: освещение мнений участников специально созданной фокус-группы (небольшой группы людей, отобранных по специальным критериям). «Пластиковый эксперт» («говорящая голова»): публикация авторитетного мнения влиятельного политика. «Наш человек в толпе»: интервью со «случайными» прохожими на улице. «Вокс попули» («глас народа»): по принципу «глас народа глас Божий» (лат. Vox populi vox Dei). «Искусственный спутник»: любая знаменитость в фокусе обсуждаемых тем на переговорах. Фальшивая утечка: ссылка на «хорошо информированные анонимные источники».
24 Существует также несколько специальных информационных приемов для «заглушения» мнения оппонентов, среди которых наиболее эффективными считаются приемы: «занижение инфоповода» (использование «информационной какофонии», т.е. окружение мнения оппонента смежными сюжетами); «цементирование вражеской темы» с помощью окружения ее безличными схемами и графиками разных экспертов с противоположными позициями, в которых обычный гражданин не в состоянии разобраться.
25 Многие известные ученые принадлежат к числу активных противников использования средствами массовой ин формации технологий манипулирования общественным мнением. В частности, известный немецкий философ и психолог Эрих Фромм ( ) настаивал на том, чтобы «запретить все методы "промывания мозгов", используемые в промышленной рекламе и политической пропаганде».
26 2. Стратегия и тактика информационных кампаний Само понятие «информационная кампания» позволяет отличить единичные действия и спонтанные информационные акции от комплексных, заранее запланированных и согласованных действий в сфере политических коммуникаций по определенной программе. Можно сказать, что информационная кампания в политике представляет собой сложную многоуровневую систему коммуникационных мероприятий, направленных на обеспечение заданных целей организаторов политических акций или программ с помощью информационных технологий.
27 1. постепенное расширение информационного простран ства вокруг темы политической акции или программы; 2. придание заявленной политической теме определенного акцента в интересах организаторов акции; 3.целенаправленное информационное воздействие на политических партнеров и оппозицию с целью корректировки их мнений и позиций; 4. формирование определенного общественного мнения вокруг темы политической акции или программы; 5. изменение общественного мнения в пользу поддержки позиции «своей» политической организации.
28 3. Информационные войны в политической борьбе Одним из первых в открытой печати о феномене информационных войн в далекие 1960-е гг. написал Маршалл Маклюэн. Уже тогда было понятно, что «холодная война» ведется с помощью информационных технологий, ибо во все времена войны велись с помощью самой передовой технологии, которой располагает человеческая культура.
29 : расслабить общество внушать через СМИ, что врагов больше нет и не будет, и для отвлечения обсуждать отдельные исторические периоды, интересы отдельных малых народностей (цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта сознания); заставить общество слушать только противника, например, через пропаганду его образа жизни, исключив опыт любых других стран и народов; заставить общество не размышлять над тем, что говорит противник, а для этого исключить из СМИ серьезные аналитические передачи, сделав акцент на ярких развлекательных шоу; сосредоточить внимание общественности на каком-то отдельном предмете, помимо направленного манипуляционного потока, например на терроризме, чтобы подсистема защиты, ответственная за обработку информации, не выполняла свою функцию и как бы «расстраивалась»; постоянно внушать, что само общество становится все лучше и лучше, чтобы снизить способность людей к критическому анализу.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.