Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарина Журавская
1 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
2 Тема инновационной работы: «Формирование исследовательских умений младших школьников во взаимосвязи основного и дополнительного образования».
3 23 июня 2011 года подписан договор о научно-педагогическом сотрудничестве и опытно- экспериментальной работе МОБУ СОШ 8 г. Белорецк и Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» г.Москва.
4 Сформированы творческие группы
5 Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования исследовательских умений младших школьников во взаимосвязи основного и дополнительного образования. Объект исследования: исследовательская деятельность младших школьников во взаимосвязи основного и дополнительного образования Предмет исследования: педагогические условия процесса формирования исследовательских умений младших школьников во взаимосвязи основного и дополнительного образования.
6 Задачи исследования: 1.Выявить теоретические аспекты формирования умений исследовательской деятельности в начальной школе: раскрыть эволюцию дидактических представлений об исследовательской деятельности; проанализировать сущность понятий «исследовательская деятельность», «учебная исследовательская деятельность», «учебные исследовательские умения»; раскрыть содержание и структуру исследовательской деятельности учащихся младших классов во взаимосвязи основного и дополнительного образования. 2.Разработать систему исследовательских умений младших школьников; установить критерии и уровни их сформированности у учащихся начальных классов, а также педагогические условия их развития. 3.Разработать технологию формирования исследовательских умений младших школьников во взаимосвязи основного и дополнительного образования с учетом педагогических условий организации исследовательской деятельности, осуществить экспериментальную проверку её эффективности.
7 Этапы исследования: 1 этап ( г.). Выбор концептуального аппарата, определение объекта и предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования, изучение философской и психолого- педагогической литературы, обобщение отечественного и зарубежного опыта по проблеме организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов в урочное и внеурочное время. 2 этап ( г.). Разработка комплекса диагностических процедур для определения уровня развития исследовательских умений младших школьников во взаимосвязи основного и дополнительного образования. Проведение констатирующего эксперимента. Разработка технологии развития умений исследовательской деятельности младших школьников во взаимосвязи основного и дополнительного образования. 3 этап ( г). Проведение формирующего эксперимента, обработка и сопоставительный анализ эмпирического материала, его теоретическое осмысление, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций по реализации педагогической технологии формирования умений исследовательской деятельности младших школьников во взаимосвязи основного и дополнительного образования.
8 Организована в школе работа научно-методического курса для учителей начальных классов: «Исследовательская деятельность младших школьников», где ведется обучение и анализ процесса внедрения инновационных технологий, консультирование учителей по вопросам эксперимента.
9 Консультации с ректором по научной работе ИРО РБ Галановым А.Б. по проблемам эксперимента
10 Обзор и анализ новинок периодической и научно- методической литературы. Изучение методики организации исследовательской деятельности.
11 Исследовательская деятельность младших школьников МОБУ СОШ 8 г.Белорецк Учебный процесс Внеурочная деятельность Развивающая система Л.В.Занкова Образовательная система «Школа 2100» Спецкурсы: «Юный исследователь», «Юный натуралист». Интеллектуальные конкурсы и олимпиады Научно-исследовательские конференции Система организации исследовательской деятельности младших школьников
12 Работая в экспериментальном режиме, педагоги- экспериментаторы широко стали использовать современные технологии: проектную и исследовательскую.
13 Организация исследовательской деятельности в учебной работе
14 В рамках инновационной работы в 1 классах организована работа кружков по направлению проектная деятельность «Юный натуралист», а во 2-4-ых классах -«Юный исследователь», где дети имеют возможность развивать свои исследовательские навыки с применением компьютерных технологий.
15 В марте месяце ежегодно в школе проходит научно- исследовательская конференция младших школьников, где обучающиеся выступают с результатами своих творческих работ. Победители награждены Грамотами и призами.
18 Основные результаты экспериментальных исследований
19 Педагогами школы была разработана технология формирования исследовательских умений младших школьников.
20 Технология включает в себя шесть шагов: этапописание Шаг 1Формулирование противоречий, проблемы и темы учебного исследования. Выявление противоречий в наблюдаемом явлении, событии, объекте. Осознание сущности проблемы. Формулировка темы и ожидаемого результата учебного исследования. Шаг 2Формулирование цели и задач исследования. Формирование умения четко формулировать цель предстоящей работы и вытекающих из цели задач. Шаг 3Сбор информации о состоянии представлений об исследуемом явлении, событии, объекте. Формирование умений работы с различными источниками информации. Шаг 4Освоение методики учебно- исследовательской (поисковой) деятельности. Формирование умений наблюдать и фиксировать результаты наблюдений с использованием различных инструментов, приборов и аппаратов, выполнять проверку полученных результатов и делать обоснованные выводы. Шаг 5Оформление результатов учебного исследования; Формирование умений оформлять результаты учебного исследования; Шаг 6Публичное представление работ. Формирование умения публичного выступления по объяснению и защите результатов учебного исследования.
21 Технология формирования исследовательских умений младших школьников во взаимосвязи основного и дополнительного образования представлена в следующей таблице.
22 ЭтапыЗадачи учителяРоль обучающихся Взаимосвязь урочная деятельност ь внеурочная деятельность Первый этап (1 класс) · мотивировать познавательну ю активность детей; -формировать умения ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать; -формировать представления о деятельности исследователя; - дать готовый аппарат исследования : наметить проблему, поставить вопросы; - направить действия учащихся; -показать приемы наблюдений, фиксации результатов исследования. - исполняет; -наблюдает; - проявляет инициативу; - высказывает; - предлагает Коллективн ый учебный диалог, рассматрива ние предметов, создание проблемных ситуаций, чтение- рассматрива ние, коллективн ое моделирова ние; Игры- занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуаль ное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
23 ЭтапыЗадачи учителяРоль обучающихс я Взаимосвязь урочная деятельность внеурочная деятельность Второй этап (2 класс) - знакомит с особенностями деятельности исследователя; - определяет тему учебного исследования, формулирует выводы, оформляет результаты исследования; -поддерживает инициативы и познавательну ю активность детей; - консультирует, помогает определить проблему, выдвинуть гипотезу, но исследование ребята осуществляют самостоятельно. -проявляет любознател ьность; - предлагает варианты решения; - показывает эрудицию; -выполняет элементарн ые краткие исследовани я; -осваивает простые исследовате льские умения. Учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини- исследования; Экскурсии, индивидуальн ое составление моделей и схем, мини- доклады, ролевые игры, эксперименты.
24 ЭтапыЗадачи учителяРоль обучающихся Взаимосвязь урочная деятельность внеурочная деятельность Третий этап (3-4 классы) - освоение опыта учебно- исследовательс кой деятельности, о ее средствах и способах, осознание логики исследования и освоение исследовательс ких умений, постановка и решение самими школьниками учебно- исследовательс ких задач, в развернутости и осознанности рассуждеий, обобщений и выводов. -консультирует, из «контролирующ его органа» превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. - претендующий на самостоятельн ость, оригинальност ь в выборе путей решения возникающих задач в работе с источниками информации; -демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности. Мини- исследования, уроки- исследования, коллективное выполнение и защита исследователь ских работ, наблюдение, анкетировани е, эксперимент и другие. Подготовка и защита исследователь ских работ, участие в семинарах, конференциях и конкурсах.
25 Педагоги школы явились инициаторами проведения в городе научно- исследовательской конференции младших школьников.
26 Участие в городских конференциях за 2 года эксперимента Название конкурсаучастникклассТема работырезультат Городская научно- исследовательская конференция (2012г) Горбачева Лина 4а«Влияние веса ранца младшего школьника на формирование его осанки» 1 место Городская научно- исследовательская конференция (2012г) Копытова Алисия 4а«Как стать чемпионом»3 место Городская научно- исследовательская конференция (2013г) Точилкин Данил 4а«Роль молока в жизни человека» Гран-при Городская научно- исследовательская конференция (2013г) Резяпова Элина 3а«Почему улица, на которой я живу так называется» 2 место
27 Победители городской научно- исследовательской конференции
28 Участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Мои первые открытия» Учебный год участникклассТема работырезультат г.Борискова Даша3аАквариум и его обитатели. Дипломант г.Сазонов Кирилл2аИстория космоса.Дипломант г.Мухаметшина Милана 3бПамятники природы Башкортостана и Белорецкого района. Дипломант г.Мирхабибуллина Рената 2аИнтеллектуальные игры. Дипломант г.Резяпова Элина3аПочему улица, на которой я живу так называется? Лауреат г.Гудыма Валерия3аРоль пуговицы в жизни человека. Лауреат
30 30 марта 2012 года педагоги участвовали во Всероссийской научно-практической конференции в ИРО РБ.
31 Выступление на конференции в проблемной секции «Системно- деятельностный подход- основное условие реализации ФГОС нового поколения.
32 Встреча с руководителем экспериментальной работы академиком РАО Горским Владимиром Акимовичем
33 Опубликовано 7 статей по теме экспериментальной работы.
34 Сборник по материалам инновационной работы
35 Сравнительный анализ качества образования в начальных классах за 3 года Результаты г г. Общая успеваемость 99%100% Качество54%62%72%
36 По результатам оценки выявлены следующие уровни готовности обучающихся к участию в учебно-исследовательской деятельности: 1. Исходный уровень: низкий уровень проявления интереса к ведению учебно- исследовательской работы. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 2. Начальный уровень: появление внешних мотивов к ведению исследования, возможность с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. Владеет основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. 3. Продуктивный уровень: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности. 4. Креативный уровень: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.
37 Сравнительный анализ сформированности исследовательских навыков у учащихся начальных классов Учебный год Количество участников Исходный уровень Начальный уровень Продуктивный уровень Креативный уровень г / 70%42/ 22%15 / 8% г / 23%75/ 40%57/ 30%12/ 7%
38 Опыт формирования исследовательских умений младших школьников во взаимосвязи основного и дополнительного образования востребован в связи с введением ФГОС. Авторские программы учителей начальных классов по теме инновационной работы отобраны ИРО РБ для публикации в сборнике в помощь учителям, работающим по новым ФГОС.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.