Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемtush.abatskobr.ru
1 Трушникова Марина Сергеевна Учитель физики Стаж работы 14 лет Тема по самообразованию: «Парацентрическая технология обучения»
2 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В настоящее время развитие личности учащихся – приоритетная задача школьного физического образования. Этот вывод следует из анализа Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.). В документе заявлены цели образования, направленные на развитие личности учащихся при обучении физике в основной и средней (полной) школе, в частности, такие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей (в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, а также в процессе решения физических задач, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других работ); воспитание уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания, убеждённости в необходимости обосновывать высказываемую позицию, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; воспитание чувства ответственности за защиту окружающей среды, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений [1, с.22]. Реализация названных целей, на мой взгляд, возможна при выполнении двух условий: 1.) необходима специальная работа по формированию личностной позиции школьника, как его целостной характеристики. Эта позиция позволит выпускникам школы, входящим в самостоятельную жизнь, осознавать и решать поставленные цели и возникшие проблемы; 2.) для формирования личностной позиции школьника обучение нужно строить так, чтобы познание стало одной из ведущих потребностей ученика. Это возможно только в том случае, если в учебной деятельности он найдёт применение своим умениям и способностям, если ему будут предоставлены возможности для самоутверждения. Убеждена, что парацентрическая технология (ПЦТО)– одна из педагогических инноваций, которые работают на выполнение этих условий.
3 КТО РАЗРАБОТАЛ ПЦТО? Для реализации идей педагогической инноватики Надежда Николаевна Суртаева – доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, академик Академии педагогических и социальных наук, Почётный профессор ТОГИРРО, разработала 7 авторских педагогических технологий: парацентрическая ; технология индивидуальных образовательных траекторий; технология диалоговой взаимопомощи ; технология естественного обучения; контрольно – корректирующая, технология персонального обучения, технология «образовательный ретренинг для взрослых». Эти технологии апробированы в школах учителями – новаторами в различных регионах страны (центр парацентрической технологии – Омск, Тюмень, Гатчина), опубликованы в центральной печати.
4 ПАРАЦЕНТРИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Термин «парацентрическая технология» означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций, с последующим выходом на контроль и эталонное собеседование с педагогом. Цель этой методики – развить ребёнка, превратить из объекта в субъект процесса обучения. Она предполагает самостоятельную работу учащихся – 90%, индивидуализацию работы, отказ от традиционной системы обучения, предоставление ученику права выбора метода и способа обучения, благодаря организации различных видов диалогового учения, одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса (ПК – ученик, ученик – ученик, ученик – средства обучения, ученик – педагог). В каждом диалоговом взаимодействии ученик затрачивает нужное ему количество времени для изучения материала, выбирает наиболее подходящее для него (для его стиля мышления и деятельности) средство обучения (из большого числа), выбирает методические указания, инструкцию наиболее доступные для него. Такая организация УВП предполагает прохождение учащимися 4-6 диалоговых видов общения. Из предложенных на занятии по ПЦТО средств обучения должны быть обязательные для изучения и дополнительные (используются по желанию учащихся), так же обязательным должен быть и диалог с педагогом. Для организации учебно-воспитательного процесса по ПЦТО педагогу необходимо подготовить следующий материал: 1. Информационный лист для учеников. 2. Лист учёта деятельности учащихся. 3. Образец маршрутного движения ученика. 4. Тематическое планирование. 5. Методические инструкции для учащихся к работе со средствами обучения. 6. Лист контроля за деятельностью учащихся. 7. Средства обучения. 8. Алгоритм работы ПЦТО для учащихся.
5 ИЗ МОЕГО ОПЫТА РАБОТЫ… 1. Начинаю работу с тематического планирования изучаемого раздела. В среднем, на уроки по ПЦТО отводится 2-3 урока из всего учебного времени, планируемого на изучение какого-либо раздела. Например, тематическое планирование по разделу «Термодинамика» в 10 классе (всего 6 ч.) : ИВУПТОИВУПТОКП Внутренняя энергия и работа. Количество теплоты. Законы термодина мики. (2 ч.) Решение задач. (1 ч.) КПД тепловых двигателей.(1 ч.) Решение задач. (1 ч.) к/р (1 ч.) Условные обозначения: ИВУ – информация, вводимая учителем; ПТО – парацентрическая технология обучения (обработка базы данных); П – практические (лабораторные) работы ; КП – контрольная работа или зачёт (по ПЦТО)
6 2. В информационном листе для учащихся обычно пишу контрольные вопросы, чтобы оценить эффективность урока, сделать выводы. К уроку физики в 9 классе по теме: «Решение задач на закон сохранения импульса»: Информационный лист: 1. Для замкнутой системы, состоящей из двух тел, запишите закон сохранения импульса в виде уравнения, в которое входили бы массы и скорости этих тел. Поясните, что означает каждый символ в этом уравнении. 2. Запишите закон сохранения импульса (спроектировав его на ось ox) для следующих ситуаций: На озере в неподвижной лодке находится охотник с ружьём. Охотник выстреливает в горизонтальном направлении. Пуля летит со скоростью v, а лодка стала двигаться со скоростью u. Масса охотника с лодкой М, масса пули m. Два шара одинаковой массы движутся в одном направлении. Первый шар со скоростью 1 м/с, второй со скоростью 3 м/с. После абсолютно неупругого удара шары стали двигаться со скоростью 2 м/с.
7 3. Далее составляю лист контроля, в котором указываю объём знаний, умений, который должен получить ученик при изучении темы. Это может быть представлено в виде вопросов, конкретных заданий, упражнений, как образцов или же в виде ЗУН, соответствующих стандарту. Лист даётся учащимся перед началом изучения темы или может быть помещён на доске. Учащиеся после выполнения какого – либо задания, работы со средствами обучения, выполнив обозначенный в маршрутном листе вид контроля, выходят к доске и делают отметку «+» или «-». В конце урока подводится итог, выставляются оценки. Этот же лист контроля я использую и как лист учёта деятельности учащихся. Контрольный лист к уроку решения задач в 11 классе: «Состав ядра. Ядерные реакции»: Ф.И. уч-ся СО1СО2СО3СО4СО5 Итог Знать протонно- нейтронную модель атомного ядра, уметь определять состав ядра. Уметь определять дефект масс, находить удельную энергию связи. Знать основные понятия темы Уметь находить в ядерной реакции неизвестный элемент Уметь применить закон радиоактивного распада при решении задач. Десятова Света Травников Иван Трушникова Лиза Скоробогатова Вера
8 4. Для работы со средствами обучения составляю маршрутный лист, в котором даю методические инструкции по выполнению задания, работы с компьютерными моделями и др. средствами обучения. Важно, чтобы задания, благодаря этим инструкциям были доступны для понимания учащихся, какую бы последовательность общения с ними не выбрал ученик. Из опыта работы знаю, что слабые ребята пользуются постоянно этими инструкциями, а сильные, экономя время, предпочитают выполнять работу сразу, ознакомившись с заданием. Это их выбор, их темп обучения. В маршрутном листе я также помещаю одно из трёх обозначений, указывающих на вид контроля данного задания: (В/К) – взаимоконтроль, (после выполнения задания учащиеся проверяют работу друг у друга); (К) – контроль учителем; (С/К) – самоконтроль, (ученик сам даёт оценку своей работе). Одно из заданий к уроку решения задач в 9 классе на тему «Механические колебания»: «У Вас имеется только секундомер. Определите длину нити математического маятника с его помощью?» Это задание сопровождается следующим маршрутным листом. Маршрутный лист. (К) 1.С помощью секундомера Вы можете определить период колебаний данного маятника (Т, с). Для этого определите время какого-либо числа колебаний, к примеру, 20. Лучше опыт повторить, для более точного результата. Взять среднее значение промежутка времени. Зная число колебаний (N) и время колебаний (t) рассчитайте период. В случае затруднения, познакомьтесь с информацией в учебнике на стр. 98 (последний абзац). 2.Зная период колебаний можно рассчитать длину нити маятника, выразив её из формулы периода математического маятника. В случае затруднения воспользуйтесь конспектом решения подобной задачи в вашей тетради. (учителю нужно спланировать предыдущие уроки так, чтобы это решение там было)
9 5. Один из самых важных этапов подготовки к уроку – это выбор средств обучения (СО), заданий для учащихся. Важно, чтобы ученик, выполнив запланированную учителем деятельность, обогатил себя знанием, умением пользоваться этим знанием, развил себя для будущей профессиональной деятельности. С этой целью наряду с типовыми задачами по физике я использую комплекс учебных заданий в соответствии с умениями, на формирование которых они направлены. Это умение: 1.) осознавать и формулировать личностно значимые цели выполняемой деятельности; 2.) соотносить поставленную цель и условия её достижения, осознанно выбирать способы выполнения деятельности; 3.) строить программу действий и её реализовывать; 4.) проводить самоконтроль и самооценку полученных результатов; 5.) осмысливать и оценивать ценность физического материала, предлагаемого в задании. Приведу примеры таких заданий. I.) Объясните, почему вы: а) хотите выполнить или б) будете выполнять деятельность, представленную в задании. Выберите один из двух предложенных вопросов (а или б) и ответ (ответы) на него, который (которые) вам больше нравится (нравятся). Ответы: 1) хочу научиться выполнять деятельность, представленную в задании; 2) мне интересно её выполнять; 3) хочу понять, как она выполняется; 4) хочу получить хорошую оценку; 5) буду выполнять данную работу, потому что её предлагает учитель; 6) эту деятельность легко ( трудно) выполнить; 7) в дальнейшем (в учёбе, в жизни) умение совершать данную работу может пригодиться; 8) я даю такой свой ответ… Это задание не занимает, обычно, много времени. Я включаю его в СО, выполнение которых наиболее значимо в изучении данной темы.
10 II.) Казалось бы, одежда металлургов, пожарных и спасателей должна обладать низкой теплопроводностью, чтобы не пропускать внутрь обжигающий жар. Однако их костюмы снаружи покрывают тонким слоем металлической фольги – прекрасного проводника тепла. Задания: 1. Сформулируйте определения всех видов теплопередачи. 2. Проанализируйте ситуацию, описанную в тексте, и объясните, для чего костюмы снаружи покрывают тонким слоем металлической фольги? 3. Снимите с двух консервных банок наклейки. Закрасив чёрной краской одну банку, другую оставьте светлой. Налейте в обе банки горячую воду и оцените, в какой из них вода остынет быстрее и на сколько. III.) Определите массу воздуха в классной комнате, используя закон Менделеева - Клапейрона, выбрав нужные для этого приборы и средства измерения. Самостоятельно поставьте цель работы, опишите этапы опыта, обработку результатов измерения, вывод. IV.) Лампочкин забыл вовремя заплатить за электроэнергию и ему была назначена пеня. Хватит ли ему 400 руб., чтобы оплатить счёт? Квитанция прилагается. Квитанция для оплаты электроэнергии Показание счётчика текущее, кВтч Показание счётчика предыдущее, кВтч Тариф, коп./кВтч Скидка по льготе Пеня, руб.Начислено %40?
11 6. Алгоритм работы по ПТЦО для учащихся: 1. Выбрать СО (последовательность выбора не учитывается). 2. Ознакомиться с маршрутным листом. 3. Выполнить задание (самостоятельно или с использованием инструкции). 4. Осуществить контроль в зависимости от вида. 5. В контрольном листе поставить соответствующий знак. 6. Выбор следующего СО.
12 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ПЦТО Реализуется личностно ориентированное обучение. «Исчезают» неуспевающие. Растёт качество обучения. Увеличивается возможность развития компетентностей у учащихся в: - познавательной сфере деятельности (сами планируют свою работу по изучению темы, самоконтроль, взаимоконтроль, регулируют необходимость использования нескольких источников информации); - коммуникативной сфере (общение на разных уровнях); - профессиональной сфере (возможность решать «жизненные» проблемы друг с другом или при помощи педагога, выдвижение целей урока, ориентированных на себя). Результаты моей деятельности (качество обучения):
13 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ Традиционная педагогика умирает, но внутри неё рождается усилиями учёных и учителей практиков новая, нацеленная не на абстрактную «гармонически развитую личность», а на конкретного Васю или Петю, для которого учёба должна быть не мукой мученической, а увлекательным, желанным занятием. Личностно ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии – вот то, что по моему глубокому убеждению, должно стать совершенно обязательным в любой школе и для каждого учителя. Понимание школьниками учебной задачи, выполнение учебных действий, сочетание внешнего контроля со взаимо- и самоконтролем не только помогают более эффективно обучать, но и полностью изменяют управленческую деятельность учителя на уроке. Учитель теперь уже не постоянный «вещатель истины в последней инстанции», не вечный контролёр и диспетчер на уроке, а консультант, сотрудник, помогающий детям самостоятельно добывать знания. {6}
14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ : 1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Физика в школе Формирование личностной позиции учащихся на уроках физики // Физика в школе Ситуационная задача // Физика в школе Парацентрическая технология обучения (ПЦТО)/ 5.Конкурс «Открытый урок». Дисперсия света. 6.Обучение и воспитание, а не просто подготовка в вуз // Физика в школе Урок на основе деятельностного подхода // Физика в школе
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.