Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИван Шептухин
1 ОВОС и СЭО в регионе Центральной и Восточной Европы Региональный семинар «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка» апреля 2013 г., г. Алматы, Казахстан Дипломированный инженер Нина Стоянова, Международный экологический консультант, Болгария
2 Философия ОВОС Надлежащее информирование до принятия решения о разработке проекта Оценка воздействия осуществляется в качестве меры предупреждения Заключается в необходимости учитывать экологические факторы наряду с техническими аспектами и вопросами локализации, включая «нулевую» альтерантиву. Экологические факторы необходимо учитывать на ранних этапах процесса проектирования Широкое общественное участие должно обеспечивать широкое признание реализуемых проектов
3 Философия СЭО Данный процесс начинается на ранних этапах разработки политики и заключается в исследовании альтернативных способов достижения поставленных целей. СЭО должна быть систематическим процессом, в котором различные институты пользуются единой системой отчетности Принципиально важным для успешной СЭО является масштабное вовлечение заинтересованных сторон, директивных органов и широкой общественности. Успешная СЭО зависит от правильного и точного применения методологий оценки, будь то в части качественных или количественных аспектов, либо и тех, и других. Успешная СЭО – это активный образовательный процесс участия для всех сторон, в котором заинтересованные стороны могут оказать влияние на директивный орган, а директивный орган может повысить осведомленность относительно стратегических масштабов политики, плана или программы.
4 Основные различия между СЭО и ОВОС СЭООВОС Уровень принятия решения План Программа / в рамках соответствующей политики Проект Характер действий Стратегические, непрактичные, концептуальные Незамедлительные, оперативные Результаты ОбщиеДетализированные Масштабы воздействия Макроскопические, кумулятивные, неопределенные Микроскопические, локализованные Шкала времени Долгосрочные – среднесрочныеСреднесрочные – краткосрочные Основные источники данных Стратегии устойчивого развития, отчеты о состоянии окружающей среды, обзоры Исследования на местности, анализ проб Вид данных Больше качественныеБольше количественные Альтернативы По всему участку, политические, регулятивные, технологические, налоговые, экономические Конкретные места, проектирование, строительство, эксплуатация Строгость и анализ Больше неопределенностиБольше строгости Критерии оценки Критерии устойчивости (критерии и цели) Юридические ограничения и передавая практика Роль практикующего специалиста Посредник для переговоров Защитник ценностей и норм Специалист, использующий ценности заинтересованных сторон Общественное восприятие Более нечеткое, отдаленноеБолее реагирующее (NIMBY*) * Отказ от экологически небезопасных операций на своей территории
5 ОВОС в Чешской Республике
6 Чешская Республика (ЧР) 1918 – Чехословакия 1989 – Бархатная революция 1993 – Чешская Республика 2004 – Присоединение ЧР к ЕС ОВОС в чешском законодательстве – первый закон об ОВОС/СЭО – перенос Директивы ОВОС (100/2001) – перенос Директивы СЭО
7 Основные характеристики чешской ОВОС ОВОС регулирует отдельный законодательный акт (100/2001) Комплексная и всесторонняя (также влияет на здравоохранение) Процедуры проведения ОВОС и получения разрешений (процедуры согласования строительства) - ОВОС – это независимая процедура, которая выполняется до процедур получения разрешений - процедурами проведения ОВОС и получения разрешений занимаются разные органы Заключение по ОВОС - не является обязательным для согласования строительства, но - невыполнение требований и условий в отношении ОВОС должно быть обоснованным Высказывать замечания по документации ОВОС может каждый Альтернативы - Оценка - Сравнение, рекомендация наиболее безвредной для окружающей среды альтернативы
8 Процедура проведения ОВОС Предварительное обсуждение /не является обязательным/ Уведомление - Краткое описание (включая альтернативы, при изучении застройщиком) - Консультации – органы государственной власти, местные органы управления, общественность Процедура проверки/определения объема работ - Проверка – орган по ОВОС применяет критерии отбора - ОВОС: да или нет Определение объема работ, если ОВОС является обязательной - Содержание будущей документации по ОВОС
9 Процедура проведения ОВОС Документация ОВОС (ЗВОС) - Подробные требования к содержанию; Консультации; описание альтернатив Заключение эксперта по ОВОС - Форма учета данных о контроле качества; изучает документацию; выдает экспертное заключение по всем замечаниям; Предложение окончательного заключения по ОВОС; Консультации Общественная экспертиза - Практически во всех случаях; Любой может принять участие и выступить; Общественное обсуждение документации и заключения эксперта по ОВОС; Отчет по общественной экспертизе Заключение по ОВОС - Выдается органом, проводящим ОВОС, на основании предшествующей документации – Является ли проект приемлемым или нет
10 Решения и их пересмотр Процедуры получения разрешений - После выдачи заключения по ОВОС - IPPC (Комплексный контроль и предотвращение загрязнения), строительство, горные работы, отходы, водные ресурсы и т.д. Рассмотрение в суде - Заключения по ОВОС могут оспариваться в судах путем оспаривания самого решения - Процессуальной правоспособностью обладают Лица, чьи права (вероятно) были затронуты НПО, если ранее были замечания в ОВОС - Уклонение от рассмотрения в суде Более слабая позиция соответствующей организации (НПО)
11 СЭО в Болгарии
12 Республика Болгария 1946 – Народная Республика Болгария 1989 – Переход 1990 – Республика Болгария 1 января 2007 г. – присоединения Болгарии к ЕС СЭО в законодательстве Болгарии – Закон о защите окружающей среды, содержащий специализированный раздел по ОВОС - Закон о защите окружающей среды – в 2002 и 2005 гг. полный перенос Директивы по ОВОС и Директивы по СЭО - Постановление об условиях и процедурах Экологической оценки планов и программ – 2004 и 2006 гг.
13 Основные характеристики СЭО в Болгарии Требование о включении экологических факторов в секторное планирование и программирование вступило в силу 1 июля 2004 г. Большинство процедур экологической оценки проводится в сфере пространственного планирования – планы застройки городов; планы землепользования; планы управления мероприятиями на охраняемых территориях Процедуры экологической оценки проводятся по секторным программам – в следующих отраслях: энергетика, транспорт, туризм, ликвидация отходов Экологическая оценка по Программам оперативной деятельности – в рамках ожидаемой оценки Привлечение общественности – не отдельно – часть всего процесса консультирования в ходе планирования
14 Процедура проведения СЭО Проверка и определения объема работ в рамках экологической оценки Разработка исследования/отчета по ЭО Проведение консультации с государственными и заинтересованными органами Учет результатов консультации в исследовании/отчете по ЭО Определение мероприятий по мониторингу и контролю реализации плана/программы Выдача заключения по ЭО - обязательный документ до утверждения плана/программы. Содержит: основания, условия, меры предупреждения, сокращения или устранения значительных вредных воздействий на окружающую среду, меры по мониторингу Мониторинг и контроль за планом/программой - Реализация до утверждения – упор на соответствие окончательного плана/программы заключению по ЭО - В ходе реализации – регулярный контрольный отчет
15 Оценка «Натура» Директива 92/43/EEC «Натура 2000» – Особо охраняемые территории Особо охраняемые районы (79/409/EEC), Объекты государственной важности (92/43/EEC) Соответствующая оценка План или проект, оказывающий значительное воздействие на объекты План или проект может быть утвержден - При отсутствии вредного воздействия на целостность соответствующего объекта - По мнению (широкой) общественности Все компенсирующие мероприятия Негативная оценка Отсутствие альтернативных решений Общественный интерес в осуществлении плана или проекта Информирование Комиссии
16 Процедуры проведения ОВОС в горной промышленности /Латвия/ ПРАВОВОЙ КОНТЕКСТ Приложение 1 пункт 19 Карьеры и добыча открытым способом, если площадь объекта превышает 25 гектар, или торфодобыча, если площадь объекта превышает 150 гектар. Приложение II раздел 2 Карьеры, добыча открытым способом и торфодобыча (проекты, не включенные в Приложение I); Подземные горные работы; Добыча минеральных полезных ископаемых посредством речного и морского драгирования; Бурение на большие глубины, в частности: геотермическое бурение; бурение в целях хранения ядерных отходов; бурение в целях водоснабжения; за исключением бурения в целях исследования устойчивости грунта; Наземные промышленные установки для добычи угля, нефти, природного газа и руд, а также горючего сланца.
17 ПРАВОВОЙ КОНТЕКСТ Проекты, перечисленные в Приложении I, подлежат ОВОС В отношении проектов, перечисленных в Приложении II, Государства-участники должны принимать решение о необходимости проведения ОВОС по проекту на основании: изучения каждого конкретного проекта, или критериев, установленных Государством- участником При изучении каждого конкретного проекта или установлении критериев необходимо учитывать соответствующие критерии отбора, предусмотренные в Приложении III.
18 Некоторые общие сведения об ОВОС в горной промышленности Стратегическое и пространственное планирование помогает при выполнении долгосрочных процедур и исключает вероятность появления сложностей на последующих этапах (противоречия, конфликт интересов); Определение подходящих участков для промышленной добычи – соответствующий план снижения рисков, особенно на охраняемых (экологически уязвимых) территориях, таких как объекты «Натура 2000» (помните, что зона воздействия не ограничивается площадью объекта); Настоятельно рекомендуется избегать коридоры миграции и места высокой концентрации птиц; Один из главных аспектов – учет ландшафтных факторов, в частности, восстановление; Необходимо выполнять требования Директивы по ОВОС, Директивы по СОВОС, Директивы о среде обитания и птицах и прочих директив; При правильном применении это не только улучшит состояние окружающей среды, но и позволит сэкономить значительные средства, а также повысит уровень общественного одобрения (судебные прецеденты)
19 Проверка и объем работ при оценке в горной промышленности Характеристики горнорудного проекта Размер объекта и связанная с ним инфраструктура; Объединение с другими проектами; Использование природных ресурсов; Производство отходов; Загрязнение и неблагоприятное воздействие (шум, пыль, грунтовые воды, поверхностные воды, почва, дорожные трассы, вибрации, перевозки и т.д.); Вероятность аварий; Местонахождение (уязвимость) Географическая зона и размер зоны воздействия; Население, люди, которые будут подвержены воздействию, землепользование, охраняемые территории; Поглотительная способность (способность решать вопросы воздействия без утраты значительной части зоны воздействия); Сложность воздействия Масштаб, вероятность, длительность, частота, обратимость.
21 СЭО крупномасштабных планов в транспортном секторе /Германия/ Правовой контекст Все планы и программы, разрабатываемые в отношении нескольких секторов и определяющие рамки для согласования будущего строительства по проектам, перечисленным в Приложениях I и II к Директиве Совета 85/337/EEC от 27 июня 1985 года касательно оценки воздействия определенных проектов в государственном и частном секторах на окружающую среду; Директива 85/337/EEC – Приложение I: 7. Строительство автодорог, скоростных автомагистралей (1) и железнодорожных линий большой протяженностью, а также аэропортов (2) с базовой длиной взлётно-посадочной полосы от м и более. Директива 85/337/EEC – Приложение II: 10. Инфраструктурные проекты: (d) Строительство дорог, портов, включая рыбные гавани, аэродромов (проекты, не включенные в Приложение I); (g) Трамвайные линии, надземные и подземные железные дороги, подвесные или аналогичные линии определенного вида, используемые исключительно или главным образом для перевозки пассажиров.
22 Некоторые общие сведения о СЭО крупномасштабных планов в транспортном секторе СЭО необходимо проводить на ранних этапах в отношении всех планов транспортной инфраструктуры, которые будут иметь серьезные экологические последствия; Ответственным за подготовку отчета по СЭО является орган, предлагающий план транспортной инфраструктуры и занимающийся его разработкой, при поддержке природоохранных органов; Отчет по СЭО должен быть представлен на рассмотрение природоохранным органам, заинтересованным сторонам и общественности; При принятии решений относительно предлагаемого плана транспортной инфраструктуры компетентные органы должны принимать во внимание отчет по СЭО; Консультирование и участие – это неотъемлемые части процесса СЭО, которые должны быть запланированы на разных этапах; Результаты оценки должны быть учтены при вынесении окончательного решения относительно утверждения плана.
23 Основные этапы процесса оценки Проверка с целью определения необходимости в СЭО в начале процесса планирования; Определение объема работ с учетом физических ограничений, воздействия, альтернативных мер, требующих оценки; Проведение оценки – прогнозирование воздействия на окружающую среду, оценка степени воздействия, внесение рекомендаций, предпочтительная альтернатива, меры контроля за снижением воздействия; Подготовка отчета по СЭО и его изучение компетентным органом; Принятие решения с учетом результатов СЭО и консультаций; Организация мониторинга; Проведение дальнейших экологических оценок /на последующих этапах процесса планирования, как, например, ОВОС проекта/.
25 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Дипл. инженер Нина Стоянова, Международный экологический консультант, Болгария Тел.:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.