Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерия Черникова
1 Современная информационная среда и российские академические информационные центры Марианнa Соколова Институт научной информации по общественным наукам Российская академия наук
3 EuroScience призывает к обсуждению реформ РАН. Доктор Петер Тиндеманс, генеральный секретарь Европейской ассоциации продвижения науки и технологии. «Как и несколько других европейских государств, Россия отчаянно нуждается в том, чтобы вдохнуть новую жизнь в научную и инновационную систему. Эта система должна обеспечивать рабочие места, карьерные возможности, иметь современные учреждения и меры поддержки эффективных учёных и, не в последнюю очередь, новых поколений молодых исследователей и потенциальных инноваторов…. Как написала 5 июля газета The Moscow Times, министр образования и науки РФ Ливанов отметил, что скоро начнётся обсуждение действительно ключевых вопросов организации и финансирования научных исследований в России. Будет замечательно, если эта дискуссия будет действительно открытой и прозрачной, с полным вовлечением российского научного сообщества». STRF. ruThe Moscow Times Ливанов
4 1.Предыстория современной ситуации. 2.Теоретико-методологические подхода. 3.Будущее институтов научной информации.
5 В системе РАН информационным обеспечением ученых занимаются институты научной информации и научные библиотеки. Необходимыми условиями их возникновения и существования стали: ГСНТИ – Государственная система научно- технической информации Государственная научно-техническая информационная политика и государственное финансирование
6 Крупные академические информационные институты и библиотеки. Институты научной информации. Всероссийский институт научно-технической информации РАН – ВИНИТИ (1952 г.) Институт научной информации по общественным наукам РАН – ИНИОН ( г.) Научные библиотеки. Библиотека Российской академии наук, Библиотека по естественным наукам РАН, ГПНТБ СО РАН, Центральная научная библиотека ДВО РАН, Центральная научная библиотека УрО РАН
8 ВИНИТИ РАН крупнейший информационный центр, обеспечивающий с 1952 г. российское и мировое сообщество научно-технической информацией по проблемам точных, естественных и технических наук. ВИНИТИ РАН головная организация Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) России (Приказ- распоряжение Министерства науки и технологий РФ и Российской академии наук от 14 октября 1998 г. 192/15) ВИНИТИ РАН национальный информационный центр, координирующий межгосударственный обмен научно-технической информацией со странами СНГ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1993 г. 10-рз). ВИНИТИ РАН базовая организация государств – участников Содружества Независимых Государств по межгосударственному обмену научно-технической информацией (решение Совета глав правительств СНГ от ). Основные направления деятельности ВИНИТИ РАН, утвержденные постановлением Президиума РАН 575 от : научно-информационное и аналитическое обеспечение исследований по естественным и техническим наукам в области науки, национальной экономики, образования, а также федеральных и региональных программ и проектов РФ,Государственной системы научно-технической информациинациональный информационный центрбазовая организация развитие методологии информатики, информатизация общества, создание интегрированных и интеллектуальных информационно- телекоммуникационных систем в области естественных и технических наук с возможностью мониторинга и навигации в рамках национальных и международных сетей.
9 Основные направления деятельности ВИНИТИ РАН, утвержденные постановлением Президиума РАН 575 от : научно-информационное и аналитическое обеспечение исследований по естественным и техническим наукам в области науки, национальной экономики, образования, а также федеральных и региональных программ и проектов РФ; развитие методологии информатики, информатизация общества, создание интегрированных и интеллектуальных информационно-телекоммуникационных систем в области естественных и технических наук с возможностью мониторинга и навигации в рамках национальных и международных сетей.
11 Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН создан в 1969 году на основе Фундаментальной библиотеки общественных наук (ФБОН) АН СССР. подготовка, издание и распространение научных работ аналитического, реферативного, библиографического и справочного характера; автоматизацию информационно-библиотечных процессов, создание и развитие баз данных;баз данных информационно-библиотечное обслуживание отечественных и зарубежных потребителей; комплектование научных фондов Фундаментальной библиотеки; подготовку научных кадров высшей квалификации;подготовку научных кадров координацию информационной деятельности в области социальных и гуманитарных наук в целях формирования в России единого информационного пространства.
12 1990-е годы - развитие Интернета и предоставляемых им возможностей свободного доступа к информации; - переориентация исследователей на поиск и использование полнотекстовых баз данных в Интернет; - ученые сами стали создателями информационных ресурсов; emergence of applications for mobile devices.
13 2000-е годы В информационной среде науки возникли и быстро распространились новые социальные медиа Web 2.0 (социальные сети, блоги, сервисы закладок, фото и видеохостинги, вики, RSS и т.д.) (транснациональные сетевые сервисы Web 2.0 (Facebook и др.) и сервисы Рунета, например, социальные научные сети Socionet (1997) and SciPeople (2007)). Возникло и стало активно развиваться виртуальное русскоязычное сетевое сообщество. Появление приложений для мобильных телефонов. Наука постепенно стала превращаться в науку «Больших Данных». Появились приложения для мобильных телефонов.
15 Согласно М. Кастельсу, власть в сетевом обществе представляет собой многостороннее комплексное явление, она сконцентрирована вокруг сложных по структуре и организации взаимодействий сетей, спрограммированных для каждой области человеческой деятельности в соответствии с интересами и ценностями обладающих властью социальных акторов. В качестве концептуальной антитезы власти Кастельс вводит понятие контр-власти (counterpower), под которым подразумеваются интересы и ценности акторов, находящихся в подчиненном положении на социальной иерархической лестнице
16 Четыре формы властных отношений (по М. Кастельсу) networking power – власть акторов и организаций, занимающих центральное положение в иерархии глобального общества, над теми сообществами и индивидами, которые не включены в эти глобальные сети. network power – это власть сетевых стандартов над любыми компонентами сети. Она выражает интересы специфической группы социальных акторов, стоявших у истоков создания этой сети или установления в ней стандартов. networked power – власть как результат доминирующего положения социальных акторов в сети по отношению к другим акторам network-making power – возможность создавать и программировать сети соответственно интересам и ценностям тех, кто это осуществляет («программистов»), и «переключать» связи между ними (switch), т.е. объединять их цели и ресурсы, обеспечивая стратегическое сотрудничество доминирующих в них акторов и одновременно защиту от конкурирующих сетей.
17 Концептуальное исследовательское поле. - Исследователи из Института социологии РАН: А.А. Давыдов (работы по социальному компьютингу, информационному обществу, системной социологии, компьютерные системы для выявления неочевидных и полезных знаний (Social Networks Mining и т.д.)); О.Н. Яницкий (исследования экологических сетей); Г.С. Батыгин и его школа. - Информатики сообществ ИСА РАН (под рук. В.И. Тищенко) -Кафедра информатики социальных процессов, социологический факультет МГУ.
23 Политологическая школа ИНИОН («сетевой номер» журнала«Политическая наука», Методологический семинар научно-учебной группы "Сетевые методы и модели в анализе текстовой информации" (Высшая школа информатики, Москва). Семинар Центра изучения Интернета и общества (Center for New Media & Society) и Российской Экономической Школы.
24 Семинар Центра семантических технологий Института информационных технологий НИУ ВШЭ ( 2010) "Игры контента. Взгляд на информацию через семантические технологии» Радченко И. блог «Открытые данные, семантические технологии и светлое будущее»
25 -Исследование и картирование русскоязычной блогосферы и контента в Твиттере, проведенные в Беркмановском центре Гарвардского университета, -исследование сетевого общества в России Г. Асмолова (Лондонская школа экономики и политических наук) и Дж. Мачлендера (Интерньюс Нетворк).
26 Разработки Института гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга = Institute for High-Hume Technologies in Social Computing, oksana-vladimirovna (создан 2012 г. на базе МГГУ им. М.А. Шолохова в рамках Программы стратегического развития МГГУ им. М.А. Шолохова). oksana-vladimirovna
27 Термин «Big Data» («Большие Данные») применяется для описания ситуации, когда данные становятся большой проблемой, поскольку их объем превышает возможности доступных на данный момент технологических средств и для результативной работы требуется разработка специальных инструментов.
28 «Важной задачей в эпоху Больших Данных является обучение специалистов, способных эффективно использовать достижения информационных технологий для работы с такими данными. Для науки это означает, что ученый должен не только уметь ставить научную задачу, анализировать результаты, но и разбираться в таких ненаучных вопросах, как форматы данных, язык запросов, алгоритмы, используемые для анализа, проектировать процесс получения, хранения, обработки и анализа данных. Любой научный коллектив на сегодня обязан иметь специалистов по данным, которые планируют такие работы, как организация хранения и безопасности данных, описание и обработка сырых данных, доступ (для программ и ученых), визуализация данных и результатов».
29 «Научный центр должен быть картографом и путеводителем в научно-информационной части Интернета, специальной надстройкой, информационной пирамидой над системой всевозможных каталогов, индексов и ссылок на полезные элементы и материалы других информационных надстроек над ней» (Р.С. Гиляревский).
30 Проблемная ситуация + 1. Накопленные ресурсы. 2. Многодесятилетняя история. 3. Новые проекты Недостаточность темпов адаптации в условиях новой информационной среды. 2. Недостаточность кадровых ресурсов. 3. Амбивалентность реферативной культуры.
31 НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ. Сфинкс, который пока не знает решения собственной загадки. Возрастные группы до и старше
33 Будущее институтов научной информации 1. Речь не должна идти о единообразной модели. 2. Необходим постоянный анализ происходящих изменений, новых проектов, направлений работы. 1..
34 ВИНИТИ: концепция развития. 1.Исчерпанность прежней концепции функционирования ВИНИТИ как реферативного центра (падение спроса на издания). 2.Кризисная ситуация с кадрами. 3.Организация информационного обслуживания в Интернете на основе полнотекстового банка данных. 4. Система информационной поддержки инновационной деятельности. 5. Организация информационного обслуживания на базе электронного РЖ в Интернете; изменения ряда особенностей аналитических и обзорных изданий. 6. «Статистическое» направление. (Материалы конференции «Актуальные проблемы информационного обеспечения науки, аналитической и инновационной деятельности, ноября 2012 г.)).
35 ИНИОН РАН. 1.Традиционные направления работы. 2.Активная работа сайта и продвижение его в социальных медиа. 3.Семинар по информатике. 4.Участие в наукометрических и вебометрических проектах. 5.Модернизация издательской базы. 6.Лингвистические разработки с учетом тенденций науки Больших Данных. 7.Исследования в области социальных медиа.
36 Если говорить о направлениях модернизации традиционных информационных центров, интересным является инновационный опыт Канадского института научно -технической информации в качестве традиционного многоотраслевого национального информационного центра, преобразованного в подразделение по менеджменту знаний и научных данных.
37 Перспективные направления деятельности информационных центров. 1. Сетевая информационная среда (Википедия) и альтернативные метрики (alternative metrics). 2. Развитие Big Science, насыщенной данными. 3. Мобильные технологии. 4.Управление накопленными научными данными. 5.Разработки нового программного обеспечения, основанного на семантических технологиях. 6.Оцифровка фондов и организация информационной деятельности в Интернет на полнотекстовой основе.
38 1. Исследовательская работа по всем мировым научным центрам: как они «приспосабливаются» к новым информационным условиям? 2.Участие и инициирование проектов по изучению сетевой научной среды и информационной политики, аккумуляция информации об исследовательских проектах, конференциях и др. 3. Разработка стратегий «вхождения» в новую информационную среду.
39 Спасибо за внимание! Марианна Соколова Институт научной информации по общественным наукам РАН
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.