Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИван Чукин
1 Лексико - морфологический принцип русской орфографии Подготовка к ГИА
2 Принципы русской орфографии Фонетический - написание должно передавать звучание слова ( насколько это возможно при данных алфавитных средствах ) Морфемный - сохраняется единообразное написание всех значащих частей слова ( морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний ), несмотря на различие в их произношении Традиционный - объясняет написание некоторых слов соответствием не произношению или сохранению единообразного написания значащих частей слова, а традицией – тем, что « так принято ». Лексико - морфологический - современный подход к слитным и раздельным написаниям
3 Приглядимся … В начальном эпизоде романа О. Негина « П. Ушкин » герой, делая утреннюю гимнастику, в ритм отжиманиям скандирует следующий текст : -… немыслягор … дыйсве … тзаба … витьвни … манье … дружбы … возлю … бяхо … телбы яте … бепред … ставить … залог … досто … йнее … тебя … уф !.. Попробуйте догадаться, строки какого стихотворного произведения произносит герой. Почему их так трудно узнать ?
4 Укажите варианты написания следующих словосочетаний, которые звучат как : [ н исуразныив эщ и ], [ н исум эл ], [ й имужынадабуд ит ], [ нашлас тамарка ], [ вдал ин ий аснай ]
5 Игра слов в следующих текстах основана на омонимии слова и словосочетания. Объясните, почему одинаково звучащие слова и словосочетания в приведенных примерах пишутся по - разному. 1.Ты грустно восклицаешь: «Та ли я? В сто сантиметров моя талия…» (Д. Минаев) 2. Твое творенье, милый друг, Достойно всяких восхищений, Недаром все кричат вокруг, что это целый воз хищений. (А. Аверченко) 3. Ударяйте кол о кол – Вот и будет колокол. (Н. Глазков)
6 Слитное, полуслитное ( дефисное ) или раздельное написание значимых элементов речи – один из самостоятельных разделов русского правописания. Принципы написания здесь совершенно особые. Для всего раздела в целом действует принцип раздельного написания отдельных слов, но следует еще определить, на чем основано само выделение слова в речевом потоке.
7 Слово выделяется в речи как особая единица на основании ряда лексических и морфологических признаков. Поэтому современный подход к слитным и раздельным написаниям можно считать основанным на лексико - морфологическом принципе. В живой языковой действительности постоянно наблюдаются случаи передвижения слов из одной части речи в другую, случаи употребления слов, принадлежащих к одной части речи, в функции другой части речи. Иногда этот процесс находит выражение и в правописании : С начала учебного года я с рвением взялся за учение. Сначала я этим заинтересовался, потом охладел.
8 Вопросы 1. Какими частями речи являются слова с начала и сначала в приведенных примерах ? Почему можно сказать, что в первом случае с является предлогом ( т. е. отдельным словом, а во втором – приставкой ( т. е. морфемой, частью слова )? 2. Как слитность / раздельность написания этих слов связана с их принадлежностью к той или иной части речи ? 3. Как вы понимаете, что такое лексические и морфологические признаки слова ? 4. Чем отличаются лексические и морфологические признаки слов в следующих парах : насмерть – на смерть, тоже – то же, втайне – в тайне, впустую – в пустую ( комнату ), извне – из воды, замужем – за дверью, отчего – от чего, встарь – в старину, также – так же, наголову – на голову, вскорости – в скорости, чтобы – что бы, вправду – в правду ? Составьте предложения с этими словами.
9 Текст Увидел я ( не ) обыкновенную елку. Р _ сла она когда ( то ) в тени и ( от ) того сучья у нее были опущ _ ны ( в ) низ. Теперь же после выборочной рубк _ она очутилась на свету и каждый сук ее стал р _ сти ( к ) верху. Наверное и нижние сучки поднялись ( бы ) но ветки эти сопр _ к _ снувшись с землей выпустили корешки и прицепились. Так под елкой с поднятыми ( в ) верх сучьями ( в ) низу получился хороший шалашик. ( М. Пришвин )
10 Задание Напишите сочинение - рассуждение : « Зачем нужна орфография ?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст М. Пришвина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции орфографии. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и / или в общекультурном плане.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.