Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГерасим Ярунов
1 Лекция по антимонопольной политике. 1.Особенности монополий и монополистической деятельности в Российской Федерации. 2.Основные направления антимонопольной политики в РФ. 3. Органы антимонопольного регулирования в РФ.
2 ТЕНДЕНЦИИ В МИРЕ ПО КОНЦЕНТРАЦИИ КАПИТАЛА:. СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ (СиП) в 2006 г. выросли повсеместно. В 2006 г. были зафиксированы 172 мега-сделки (трансакции стоимостью свыше 1 млрд.долл.) по стоимости в США выросли – на 23% и достигли 880 млрд.долл.; по количеству - на14%, достигли шт.)
3 монополия во-первых, это состояние рынка (рыночная структура), обусловленное развитием производства, при котором на рынке действует один продавец, во-вторых рыночная власть, возникшая в результате наличия исключительной возможности производства, торговли.
4 «монополист» хозяйствующий субъект, являющийся единственным продавцом на рынке; «монополизм» реальное проявление монопольных качеств хозяйствующего субъекта, использование монополистом рыночной власти и своего положения для извлечения выгоды.
5 типы монополий: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как соглашение; 3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
6 причины существования монополий: «естественная монополия» – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом. («Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий).
7 продолжение Третья причина - государственное ограничение. Государство оставляет за собой право на монополию (табак, спиртное, оружие и др.)
8 Преимущества монополий: применение новейших технологий; производство продукции с меньшими издержками и возможность снижать цены; Устойчивость к конъюнктурным колебаниям рынка в условиях глобализации; в периоды кризисов крупные фирмы, более устойчивы; меньше подвержены риску разорения.
9 Выводы: положительные стороны характерны для монополии определенного типа рынка и монополиста крупного хозяйствующего субъекта. отрицательные стороны - для монополизма как определенного поведения хозяйствующего субъекта. Сама по себе монополия обладает многими позитивными качествами, а монополизм негативными. Государство должно бороться не с монополиями, а с монополизмом.
10 Недостатки: увеличивает свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства; эксплуатирует потребителей, завышая цены; ослабляет или даже устраняет конкуренцию; Снижает эффективность производства, качество продукции.
11 Особенность российского монополизма: своим рождением он обязан нерыночной среде и по своему генезису кардинально отличается от монопольных отношений, естественным образом выраставших из концентрации и централизации капитала в процессе конкурентной борьбы.
12 Продолжение сохранение руководящих и экономических элит и их тесное переплетение; особенно это касается регионального уровня; воспроизводство традиционного поведения экономических агентов, направленное на потребительское отношение к государству; слабая эффективность правительственного контроля по отношению к мощным олигархическим группировкам и региональным элитам; неупорядоченность рыночных отношений, особенно на региональных рынках, отсутствие эффективной системы нейтрализации рисков для экономических агентов.
13 Специфика современного этапа : выражается в том, что монополизм не всегда проявляется в виде экономических монополий, а существует, скрыто, в виде различных форм административного монополизма.
14 проявления монополизма: административные барьеры, сдерживающие предпринимательскую активность на различных уровнях властных полномочий; субъективный монополизм контролирующих органов; монополизм хозяйственного аппарата; монополизм в виде надстройки над частной рыночной активностью, выражающийся в поддержании высокого уровня цен и прибыли на рынке за счет ограничения числа допущенных на него субъектов.
15 ВЫВОД: На первом этапе в РФ возник крайне монополизированный и коррумпированный рынок. Главными конкурентными факторами были: статус предприятия, близость к ресурсам, степень сращивания с государственной властью. В этих условиях особенно актуальным стало формирование антимонопольного законодательства, регулирующего деятельность не только деятельность крупных предприятий, но и органов власти.
16 2. вопрос. Основные направления антимонопольной политики: Антимонопольная политика комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами конкуренции на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке.
17 цели: поставить монополистическую деятельность под государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя
18 Достижение этих целей предполагает : организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровней; обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров; проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;
19 продолжение обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти; снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов; активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках; упорядочение оказания государственной помощи;
20 продолжение организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий; пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.
21 принципы реализации антимонопольной политики 1.Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации. 2.Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
22 продолжение 3.Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка. 4. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции. 5. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.
23 Приоритетные задачи конкурентной политики на гг. антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно- коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей; модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополий и о рекламе; контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;
24 продолжение содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть; -защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку; расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;
25 продолжение интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское; усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей.
26 методы антимонопольного регулирования: Прямой - включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. косвенный - финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.
27 методы регулирования естественной монополий: 1.Ценовые: установление цен (тарифов) или их предельных уровней, 2.регулирование нормы прибыли, 3.блочные тарифы, 4. ценовое регулирование при ограниченной мощности, 5.«эффективное» ценообразование, 6.«справедливое» ценообразование;
28 неценовым методам регулирования естественных монополий : стандартизация и сертификация продукции, обязательный аудит, выделение естественно-монопольного сегмента, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно- монопольного сегментов в рамках одной компании, организация торгов за франшизу (франчайзинг), обязательное обслуживание определенных групп потребителей, ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов, неформальные методы.
29 Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений: Стимулирование предпринимательства Развитие конкурентных начал Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики
30 Создание конкурентной среды и устранение административных барьеров. создание конкурентных преимуществ для наших товаров по принципу «качество –цена» в сторону повышения качества и снижения цены. Д ля сдерживания роста цен установить: а) для монопольного сектора – жесткие рамочные механизмы и количественные критерии по каждому виду монополий; б) для немонопольного сектора - использовать гибкий рыночный механизм.
31 конкретные меры: введение типовой системы бухучета и отчетности; обязательная независимая экспертиза всех субъектов рынка; принятие закона о сверхприбылях, предусматривающее изъятие до 95% всех сверхприбылей; принятие антитрестовского закона более жестко регулирующего слияния и поглощения и содержащий неотвратимые санкции к участникам сговора на рынке (изъятие не 4% как сейчас, а 10% от доходов.
32 Примеры зарубежного опыта: В США в 2006 г был принят дополнительный закон о необоснованном повышении цен ТЭК и предусмотрены штрафные санкции для нарушителей( до 150 млн. долл и до 3 лет тюремного заключения). Администрация президента США наделена правом устанавливать «базовые цены», за превышение которых с «незаработанной надбавки» взимается дополнительный налог по ставке 70% в зависимости от условий добычи. В Норвегии также действует закон «О нефти и газе» и король регулярно устанавливает цену на нефть, ставки налогов и льготы для внутренних потребителей, тем самым компенсируя негативное влияние рынка.
33 Опыт ЕС предусматривает: инициирование разбирательства с субъектами рынка по инициативе как потребителей, так и антимонопольных органов; установление крупных штрафов за уклонение от проверок и сообщение неверных сведений. За годы общая сумма штрафов составила 2 млрд.евро.
34 Что нужно делать в РФ: Создать информационную систему, в которой оповещать участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав и возможности использования правоприменительной практики; упростить процедуру обращения участников рынка по поводу нарушения антимонопольного законодательства, провести анализ эффективности всех видов и методов контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и разработать предложения по его совершенствованию.
35 усилить антимонопольное регулирование с целью контроля издержек монополистов для прекращения роста цен и остановки инфляции. Для этого необходимо: - отрегулировать состав затрат, относимых на себестоимость, под жестким контролем налоговых органов (элемент налогового администрирования); - провести ревизию цен монополистов; -обеспечить налоговые преференции режиму накопления и установить санкции за утрату прибыли.[1][1] [1] [1] Д.Новиков, Е Гребнев, Ф.Новиков. Концептуальные вопросы планирования и российская практика. Общество и экономика С.191. [1]
36 3В. Органы антимонопольного регулирования в РФ. 9 марта 2004 г. Министерство антимонопольной политики РФ было упразднено и его функции перешли к Федеральной антимонопольной службе (ФАС). 29 июля 2004 г было утверждено Положение о ФАС.
37 Нормативно-правовой базой для деятельности ФАС является : Закон «О защите конкуренции» 135-ФЗ от , который пришел на смену двум законам: Закону РФ от ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ( за исключением Ст4., в которой содержится определение основных понятий) и Закона от ФЗ «От защите конкуренции на рынке финансовых услуг». В своей деятельности ФАС также руководствуется рядом других законов: о регулировании естественных монополий, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
38 функции ФАС: Принятие нормативно-правовых актов; Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти; органами субъектов РФ, органами местного самоуправления или организациями, государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами и физическими лицами.
39 Продолжение Контроль над деятельностью естественных монополий; Соблюдение законодательства о рекламе; Контроль над размещением государственных заказов; Контроль за экономической концентрацией; Анализ товарных. Финансовых и других видов рынков.
40 Изменения в деятельности ФАС: 28 марта 2008 г. Правительством РФ (Постановлениями 217 и 222) были внесены изменения и дополнения в Положение о ФАС, касающиеся его функций и полномочий. Нормы Положения о ФАС приведены в соответствие с действующим законодательством, в частности. Исключено упоминание о надзорных функциях ФАС, которые были выведены из его функций действующим законодательством.
41 Изменения в деятельности ФАС: Теперь ФАС вправе направлять предписания не только в адрес юридических, но и физических лиц. Исключено из функций ФАС положение по контролю за соблюдений требований о заключении договоров доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов.
42 Продолжение: дополнены функциями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в сферах электроэнергетики, использования земли, недр и других природных ресурсов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.