Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладлена Теплова
1 Богословское обоснование трезвенного движения
2 Проблематика Библия благословляет вино Святые отцы призывают к умеренности Древние народы, употребляя вино, не спивались Сложные места Вино веселит сердце человека Первое чудо Спасителя Апостол Павел советует употреблять вино Тайная вечеря
3 Употребление слова «вино» в Ветхом Завете
4 Еврейские слова со значением « вино » СтронгСловоЗначениеЧисло употр Х é мервино ( еще бродящее ) Хам á рвино Й á йинвино М é зегароматное вино С ó ве ( алкогольный ) напиток, вино, пшеничное пиво Ас ú йссвежий виноградный сок 2 ( сок : 3) 7941 Шек á ркрепкий алкогольный напиток Ш é мервино ( очищенное от осадка ) Тийр ó шмолодое вино, виноградный сок 28 ( сок : 8)
5 Основные термины и их значения Йайин (03196) 1. свежевыжатый виноградный сок 2. сок переработанный для хранения 3. опьяняющий напиток
6 Основные термины и их значения Йайин как свежевыжатый сок Ис 16:10: « Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют ; виноградарь не топчет винограда 3196 в точилах : Я прекратил ликование »
7 Основные термины и их значения Псалом 74:9 Ћкw чaша въ руцЁ гDни, вінA нерастворeна и3сп0лнь растворeніz, и3 ўклони2 t сеS въ сію2: nбaче др0ждіе є3гw2 не и3стощи1сz, и3спію1тъ вси2 грёшніи земли2. Юнгеров : Ибо в руке Господней чаша с вином нерастворенным, ( но ) наполненная раствором, и наклоняет ее то к тому, то к другому, но дрожжи его не истощаются : выпьют все грешники земли. oi#nou a'kra/tou plh_rev kera/smatov
8 Основные термины и их значения Тийрош (08492) 1. свежевыжатый виноградный сок : Втор. 18:3-4 Вот что должно быть положено священникам от народа, от приносящих в жертву волов или овец : должно отдавать священнику плечо, челюсти и желудок ; также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и начатки от шерсти овец твоих отдавай ему,. 2. молодое вино
9 Основные термины и их значения Шекар (07941) 1. опьяняющий напиток : Лев. 10:8-10 И сказал Господь Аарону, говоря : вина и крепких напитков 7941 не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. [ Это ] вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого … Притч. 20:1 Вино - глумливо, сикера - буйна ; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
10 Общие замечания о ветхозаветной терминологии Контекст : Хлеб, вино и елей Вино – дар Божий, благословение Божие, веселит сердце человека Контекст : Вино и сикера Вино – проклятие человека, делает его безумным, запрещено при приближении к святыне и посвящении себя Богу
11 Культура трезвости у древних народов
12 Культура трезвости у древних народов Плутарх В давние времена спартанцы по праздникам напаивали илотов несмешанным вином и потом приводили их на пиры, чтобы показать молодым, что такое опьянение. Исправлять одних людей ценою развращения других, на наш взгляд, и бесчеловечно, и вредно для государства.
13 Культура трезвости у древних народов Плиний То, что дает нам возможность сделать более важное - мы лишаем вино его силы посредством льняного фильтра Вина становятся наиболее полезными, когда вся их сила удаляется фильтром.
14 Культура трезвости у древних народов Сигизмунд Гербенштейн (1517,1526) Именитые, либо богатые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршества и пьянства и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги и рабы по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы - дело господское. Граждане и ремесленники присутствуют на богослужении, по окончании которого возвращаются к работе, считая, что заняться работой более богоугодно, чем растрачивать достаток и время на питье, игру и тому подобные дела. Человеку простого звания воспрещены напитки : пиво и мед, но все же им позволено пить в некоторые особо торжественные дни, как, например, Рождество Господне, Масленица, праздник Пасхи, Пятидесятница и некоторые другие, в которые они воздерживаются от работы.
15 Культура трезвости в Православии
16 Противоречие Неумеренность в винопитии сравнивается с чревоугодием, употребление вина уподобляется употреблению воды. Пьянство осуждается до ада
17 Ветхий Завет Прит.23:20 Не будь между упивающимися вино, между пресыщающимися мясом : Прит.23:21 потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.
18 Новый Завет Мф. 11:18-19 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет ; и говорят : в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет ; и говорят : вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.
19 Новый Завет Рим.13:13 Как днем, будем вести себя благочинно, не [ предаваясь ] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти ;
20 Святые отцы АЕвагр.11:10 Есть мясо – нехорошо, и пить вино непристойно. То и другое позволительно только больным. ЕфСир.14:8 Есть воздержание в питии, – не употреблять без меры не только вина, но и воды, не гоняться за удовольствием пить искусно приготовленные смеси, не искать разных напитков, не пить вина без нужды, не ходить на пиры.
21 Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях ( беседа первая ) Неумеренное питье вина не меньше, чем и чрезвычайное употребление воды, даже гораздо больше причиняет тяжких болезней и душе и телу, производя борьбу страстей, внося в ум бурю нечистых помыслов, расслабляя и расшатывая силы тела.
22 Осуждение пьянства 1 Кор.6:9-10 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют ? Не обманывайтесь : ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.
23 Осуждение пьянства Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях ( беседа первая ) Что, в самом деле, достойно большего сожаления, чем пьянство ? Пьяница живой мертвец ; пьянство - демон самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием. Изрыгания, позевания и крики пьяных неприятны и противны, и тем, кто видит и присутствует вместе с ними, внушают крайнее отвращение. Но верх зла в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным небо, и не дозволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором здесь и там ожидает страдающих этим недугом тягчайшее наказание.
24 Святые отцы о умеренности
25 Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях ( беседа первая ) Наилучшее лекарство – когда ты соблюдаешь полнейшую умеренность. Это – полезная нам твердыня и против еретиков, клевещущих на создание Божье ;… и против более простых из братьев наших,
26 Святитель Иоанн Златоуст Толкование на Евангелие от Матфея Я слышу, как многие, когда встречаются такие случаи, говорят : будь проклято вино ! О, глупость ; о, безумие ! Другие грешат, а ты порицаешь дар Божий. Что за сумасбродство ? Ужели вино, - о, человек, - причиною такого зла ? Нет, - не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи : исчезни пьянство, погибни роскошь ! А если скажешь : пропади вино, то можешь вслед затем сказать : пропади железо, - потому что есть человекоубийцы ; пропади ночь, - потому что есть воры ; пропади свет, - потому что есть клеветники ; да погибнут жены, - потому что есть блудницы. Таким образом ты все наконец захочешь истребить.
27 Святитель Иоанн Златоуст Беседа на книгу Бытия (29- я беседа ) Кроме того, ( можно сказать ) и то, что он ( Ной ), чувствуя великую скорбь, хотел получить от того утешение, как говорит и премудрый : Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею ( Притч. 31:6), показывая этим, что ничто не может быть столь полезным врачевством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы.
28 Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях ( беседа первая ) Вино дано Богом не для того, чтобы мы упивались до пьяна, а чтобы были трезвыми, чтобы веселились, а не скорбели, ибо " вино ", говорится, " веселит сердце человека " ( Пс. 103:15), а ты делаешь его причиной печали. И действительно, чрезмерно упивающиеся бывают мрачны духом, так как над умом их разливается великий мрак.
29 Типикон Преп. Симеон Чудотворец : « Яко похвала монаху, еже не пити вина. Аще и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. Подобно же и великий Пимен отец наш глаголет : яко вина отнюд не подобает питии монахом ».
30 Святитель Иоанн Златоуст Выводы Вино : 1. Дар Божий ( но « дано для трезвости ») 2. Лекарство для тела 3. Лекарство для души ( от печали ) 4. Лучшее лекарство от пьянства – умеренность 5. Полное воздержание допустимо, но это дело подвижников Пьянство : 1. есть неумеренность ( критерий – опьянение ) 2. проклято
31 Трезвенное движение Основные тезисы 1. Алкоголь не является пищевым продуктом, но легальным наркотиком 2. Лучшее средство от пьянства – полное воздержание 3. Самые вредные напитки – слабоалкогольные 4. Самые вредные люди – умеренно - и культурнопитейщики 5. Пьянство навязано теми, кто наживается на чужих немощах 6. Доходы от пьянства приносят больше убытков, чем дохода ( в т. ч. здоровью )
32 Сравнение святоотеческой и современной терминологии Современное понятиеИоЗлТрезвенники Полное воздержаниеДля подвижниковДля всех Употребление вина без опьянения Допустимо при умеренностиНе допустимо, так как относится к умеренному питию (см. ниже)*. Умеренное употребление вина с опьянением Есть пьянство и поэтому проклято Умеренное и культурное питие самое вредное Чрезмерное употребление вина Есть пьянство и поэтому проклято Есть алкогольная наркомания Употребление крепких напитков Не обсуждается, так как в практике святоотеческой эпохи отсутствовало Есть алкогольная наркомания в светском трезвенном движении – категорическая недопустимость. В церковном трезвенном движении воздержание от неопьяняющих доз рассматривается как эффективная педагогическая мера, а не как догматическое утверждение.
33 Сравнение святоотеческой позиции и современного трезвенного движения 1. В основных вопросах позиции совпадают. 2. Различие касается вопроса употребления малых ( неопьяняющих ) доз. Это различие связано с изменением характера употребления хмельных напитков : a)В древности состояние опьянения было не целью, но « побочным » эффектом невоздержанной жизни b)В Новое время опьянение становится целью употребления 3. Современное православное трезвенное движение рассматривает воздержание от малых доз как следование словам апостола Павла « Лучше не есть мяса, не пить вина и не [ делать ] ничего [ такого ], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает » ( Рим. 14:21). 4. Можно утверждать, что современное трезвенное движение действует в духе святых отцов
34 Современные святые отцы о трезвости
35 Древнерусские поучения 51 глава Стоглава « Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает. Если что и писано в уставах и Житиях святых отец, что инокам разрешается пить вино когда по чаше, когда по две или по три и имелось вино в монастырях как в первых, так и в нынешних, но до пьянства его не пили … В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих … И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель...»
36 Святитель Феофан Затворник « Не упивайтеся вином », – говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание ? Христианам скорее идет : совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство ; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение ? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою ? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан.
37 Святитель Игнатий ( Брянчанинов ) В России существенно нужно устранение вина из обителей. Это понимали благоразумные и благочестивые настоятели, из которых можно указать на недавно почившего мужа праведного, Феофана, бывшего настоятелем и возобновителем Кирилло - Новоезерского монастыря. Он старался с особенною ревностию об уничтожении винопития во вверенном ему монастыре, но тщетно. И тщетными останутся все усилия кого бы то ни было, если постановления святых Отцов относительно монастырей не будут восстановлены во всей полноте. ( О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом )
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.