Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.alted.ru
1 Обновление содержания образования по курсам: «Новейшая история России. и «Обществознание» Методист Департамента образования г.Баксана Кабардино – Балкарской Республики ЛУКОВА АНЖЕЛИКА АЛЕКСАНДРОВНА
2 План: 1.Анализ ситуации в области отечественного школьного исторического образования в мировом контексте. 2. Проблемы и подходы к модернизации школьного исторического образования в контексте модернизации общего образования Обновление и совершенствование исторического образования 2.2. Что не удалось сделать в области школьного исторического образования 2.3. Что предполагается сделать
3 План: 3. Нерешенные проблемы и перспективы их решения: характеристика современных учебников истории 4.Особенности изучения истории и обществознания на старшей ступени общего образования 5. Современные технологические подходы к созданию школьных учебников.
4 План: 6. Курс «Новейшая история России. 1945– 2007 гг.» для учащихся 11 класса 7. Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11 класса 8. Учителя истории и обществознания – это тот мощный ресурс развития нашей страны
5 Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте: эффективность и качественный уровень не в полной мере соответствуют индивидуальным и общественным запросам; не завершено создание целостной системы исторического образования, отвечающей современным требованиям глобализирующегося и динамично развивающегося мира.
6 Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте: слабая заинтересованность образовательных учреждений в удовлетворении изменившихся образовательных запросов граждан, направленных на получение качественного образования, отвечающего современным требованиям личности, общества и государства;
7 Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте: недостаточный уровень восприятия отечественной системой образования мировых тенденций развития образования, которые выражаются в ориентации на достижение школьниками конкретных образовательных результатов, способных обеспечить социальные эффекты;
8 Отечественное школьное историческое образование в мировом контексте: недостаточное внимание к формированию у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальных жизненных ситуациях.
9 В чем причины? Концентрическая структура ? Линейная структура?
10 Главная проблема! в отечественной системе образования не преодолено концептуальное противоречие между классической и компетентностной парадигмами педагогики.
11 Главная задача российской образовательной политики : обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
12 Что такое «модернизация» образования? формирование модели образования, отвечающей вызовам XXI в., т.е. разработка и реализация комплекса мер, направленных на приведение этой системы в соответствие с потребностями времени, на достижение нового качества и эффективности образования.
13 Качество образования степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. (из проекта Концепции ОСОКО)
14 Модернизацию системы образования часть социальной модернизации Социальная модернизация - совокупность экономических, демографических, социальных, политических, психологических и иных изменений, которые претерпевает общество традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа.
15 Условия построения современной российской системы школьного исторического образования: поиск оптимальной для российского общества пропорции между подходами к развитию образования, принятыми в современном мире, и традициями российского образования и культуры, в основе которых лежит менталитет народа.
16 Факторы модернизации российского образования: профессиональная и личная готовность педагогических кадров воспринимать новые цели образования и обеспечить изменения в области содержания образования, в образовательных технологиях, в решении воспитательных задач.
17 Приоритетные направления модернизация образования: совершенствование содержания и методов образования на основе разработки и внедрения нового поколения государственных образовательных стандартов, ориентированных на достижение образовательных результатов;
18 Приоритетные направления модернизация образования: разработка и внедрение в педагогическую практику информационно- коммуникативных технологий (ИКТ); изменение экономических основ финансирования школ и условий оплаты учителей; разработка механизма государственно- общественного управления школой.
19 Аспекты качества образования в условиях глобального общества: актуальность и значимость образования для потребностей современной экономики и гражданского общества; ориентация образования на гибкость, самостоятельность, инициативность и «инновационность» выпускников школ (способность воспринимать и генерировать новые подходы).
20 Модель выпускника: «Человек обучаемый (способный учиться) сегодня нужен обществу (и самому себе) в большей степени, чем человек обученный. Знать сегодня означает, в сущности, знать, где это есть,и как это знание извлечь и применить» (Е.Вяземский)
21 Характеристика учебников истории: советский период: описательно- репродуктивный характер; 90-е гг XX века: описательно- аналитический характер; современный период: проблемно-аналитический характер
22 Требования к современным учебникам истории: соответствовать обязательному минимуму содержания и авторской программе по истории; обеспечиваться и дополняться разноплановыми учебно-методическими пособиями; издаваться на основе единой программы в составе учебно-методического комплекса; обеспечивать преемственность школьного исторического образования по "вертикали";
23 Требования к современным учебникам истории: отказаться от политических пристрастий. быть более взвешенными в освещении спорных и конфликтных тем; в равной степени знакомить учащихся с разными аспектами исторического прошлого - культурными, социальными, духовными и др.; быть вариативными, отражать особенности регионов России, ее многонациональность и поликультурность;
24 Требования к современным учебникам истории: быть многофункциональными, совмещая в себе авторский текст, хрестоматийные и справочные материалы, иллюстрации, методический аппарат, оценочный инструментарий; раскрытие истории в эмоционально- насыщенных образах; построение материала в виде рассказов, форме книги для чтения;
25 Требования к современным учебникам истории: ориентация читателя на стимулирование творческого воображения и совершенствование эмоционально- ценностного восприятия учащихся; раскрытие классического набора фактов, составляющих фундаментальную основу исторической науки и вместе с тем опора на новые достижения исторической науки; обеспечение специфики исторического образования в различных видах и типах учебных заведений;
26 Требования к современным учебникам истории: построение учебника в форме, удобной для организации учебного процесса; подготовка учащихся к восприятию цивилизационного подхода в старших классах; формирование исторического сознания школьников; возможная форма построения учебного процесса - введение курса истории мировых цивилизаций;
27 Особенности изучения истории и обществознания в 11 классе: Изменения в концептуальных, структурных и содержательных особенностях курса; Издание новых УМК для 11 класса; Информационные ресурсы в сети Интернет: информационнометодическое пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (
28 Современные технологические подходы к созданию школьных учебников: Современный алгоритм создания школьных учебников: - выпуск книг для учителя; - обсуждение на региональных конференциях содержания книг для учителя широкой педагогической общественностью - создание учебника с учетом реальной педагогической практики.
29 Состав УМК по истории:
30 Курс «Новейшая история России. 1945–2007 гг.» для учащихся 11 класса учебник «История России гг.» под редакцией А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В. Филиппова (базовый уровень – 26 часов, профильный уровень – 70 часов); книга для учителя методическое пособие для учителя под редакцией А.А.Данилова; образовательная программа для ОУ; картографические материалы и цифровые образовательные ресурсы; электронное приложение к учебнику.
31 Чем объясняется потребность в новом учебном курсе «Новейшая история России (1945–2007 гг.)? исторические и социальные науки в России вступили в новую фазу своего развития; необходимость обновления содержания и методов исторического образования в курсе общеобразовательной школы; поверхностное освещение в существующих учебных программах по истории России ХХ века процессов становления суверенного Российского государства в конце ХХ – начале ХХI века.
32 Особенности целей и задач нового учебного курса: соответствие современному пониманию миссии образования в информационном обществе, приоритетам историко- обществоведческого образования, особенностям новой информационнообразовательной среды.
33 Цель курса: помочь молодым людям в контексте всемирной истории осознать ключевые события отечественной истории второй половины ХХ – начала ХХI века и важнейшие тенденции развития нашей страны, сформировать представление о месте и роли России в современном мире, новом стратегическом курсе российского руководства, приоритетах внутренней и внешней политики.
34 Задачи курса: актуализировать ценностные приоритеты нового учебного курса и показать пути их целостной реализации в содержании предложенного курса; обеспечить теоретикопроблемный уровень изучения данного курса, сообразный возрастным познавательным возможностям старшеклассников и целям изучения истории во втором концентре;
35 Задачи курса: создать учителям и школьникам условия для понимания ведущих тенденций, ключевых фактов, явлений и процессов истории России и мира второй половины ХХ – начала ХХI века; максимально использовать историко- педагогический потенциал предлагаемых для изучения исторических материалов (авторского текста, документов, иллюстраций, познавательных заданий) для формирования у старшеклассников всесторонних представлений об изучаемом ими времени, для развития умений и ценностных установок, необходимых для формирования исторического мышления, гражданско- патриотической самоидентификации личности и опыта жизни в поликультурном мире;
36 Задачи курса: предложить такой формат построения курса и соответствующего УМК, который позволит педагогам внедрять современные формы учебных занятий, основанные на самостоятельной работе с различными видами исторической информации, на разнообразных приемах сбора, обработки и анализа исторических источников.
37 Методологическая основа курса: новейшие разработки российских ученых, актуализирующие оценки нашей истории с точки зрения задач защиты и укрепления государственного суверенитета, воспитания гражданина – патриота России.
38 Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории? Как оценить победу СССР в Великой Отечественной войне? Как эта победа повлияла на статус СССР в послевоенном мире? Как отразилась наша победа над фашистской Германией и ее союзниками на окружающем мире? Чем объясняется начало «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции? В чем выражалось глобальное политическое соперничество в послевоенном мире? Что позволило советскому народу в кратчайший срок восстановить народное хозяйство?
39 Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории? Как стоявшая на грани исчезновения страна сумела стремительно достичь поразительных успехов в науке и технике (создание передовых научных центров, исследование космоса, использование термоядерной реакции в мирных целях, массовое строительство мощнейших гидротехнических сооружений – каналов и гидроэлектростанций и др.)? Какой характер имело советское общество? Каковы основные тенденции и направления его эволюции во второй половине ХХ века? Почему экономика СССР не смогла обеспечить советским гражданам уровень жизни, сравнимый с высокоразвитыми странами?
40 Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории? Почему Советский Союз, который в ХХ веке был новатором в социальном развитии человечества, постепенно утерял темпы социального развития? Что понимается под «застоем»? Как можно оценить национальную и федеративную политику СССР? Чем объяснялась эскалация национализма и сепаратизма в союзных и автономных республиках в конце 1980х годов? Почему руководство страны не смогло найти эффективного ответа на вызовы сепаратизма? Каковы причины социальнополитического и экономического кризиса в СССР в конце 1980х годов?
41 Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории? Каковы были общественные предпосылки масштабных перемен в жизни Советского Союза, что подтолкнуло страну на поиск нового пути? Каковы были мотивы у политических лидеров при выборе этого пути? Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость советского государства, почему национальные и социальные проблемы не получили своевременного решения и привели к кризису? Почему кризис и распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века?
42 Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории? Как происходило становление нового Российского государства и почему это развитие было столь трудным? Какие приоритетные проблемы пришлось решать руководству России? В силу каких причин Президент Б.Н. Ельцин передал бремя правления В.В. Путину? Почему был выбран новый стратегический курс развития России в XXI веке? В чем заключаются особенности этого курса?
43 Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории? Как понимается суверенитет России? Каковы его основы? В чем заключаются главные угрозы российскому суверенитету? Какое содержание имеет стратегия качественного обновления России как «суверенной демократии»? Каковы первые результаты реализации нового стратегического курса? Каковы место и роль России в современном мире? Как понимается тезис «Россия – энергетическая сверхдержава»?
44 Значимость нового учебного курса: в методологическую основу заложены новейшие разработки российских ученых, актуализирующие оценки нашей истории с точки зрения задач защиты и укрепления государственного суверенитета; вносит вклад в формирование национально государственной идеологии России; ориентирован на воспитание гражданского патриотизма молодежи России как высшей нравственной ценности и гражданственности – как качества личности.
45 Состав УМК по обществознанию:
46 Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11 класса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» под редакцией Л.В.Полякова (базовый уровень – 35 часов, профильный уровень – 70 часов). методическое пособие для учителя; образовательная программа для ОУ; книга для учителя; электронное положение к учебнику
47 Чем объясняется потребность в новом учебном курсе «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11 класса? концептуальные подходы к построению действующего курса «Обществознание», сформированные в 1990е годы в настоящее время не отвечают новым тенденциям развития России в глобальном мире, новой стратегии российского руководства.
48 Особенности целей и задач нового учебного курса: соответствие современному пониманию миссии образования в информационном обществе, приоритетам историко - обществоведческого образования;
49 Цель курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» обеспечение условий для понимания глобального контекста происходящих в обществе явлений, а также их исторических корней; понимание роли России в современном мире, геополитических перспектив развития страны; сформировать у учащихся широкий взгляд на происходящие события, умение видеть их в контексте общих процессов, понимать значимость своего участия в общественной жизни, формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы.
50 Задачи курса: анализ сложившейся ситуации в области преподавания обществознания; определение четких целевых установок и ценностных направлений в обществознании, которые должны быть реализованы при построении курса;
51 Задачи курса: выстраивание логической последовательности и структуры обществоведческого образования на всех ступенях школы с учетом преемственности и избегания дублирования; формирование гражданской культуры школьников, которая включает политическую, правовую, экономическую и нравственнопатриотическую составляющие.
52 Задачи курса: моделирование и проектирование ожидаемых результатов обществоведческого образования по ступеням обучения; определение специфических особенностей построения УМК по курсу обществознания для выпускников 11 класса и учет этих особенностей при подготовке УМК.
53 Наиболее важные вопросы курса: Как устроен современный глобальный мир? Что сближает всех жителей планеты и что разъединяет их? Какие силы определяют пути и способы развития нашего мира? Какие ресурсы обеспечивают лидерство тех или иных сил
54 Наиболее важные вопросы курса: Какие стратегии используются этими силами для утверждения своего лидерства и установления глобального контроля? Какое место в этом мире жесткой конкуренции занимает Россия? Изучение курса призвано помочь школьникам сформировать собственное мировоззрение – гражданскую позицию гражданина России.
55 Методологическая основа курса: современне достижений философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии,правоведения; интеграция социальногуманитарного знания.
56 Новизна и значимость нового учебного курса: педагогическое обоснование нового научного и политического взгляда на геополитическую ситуацию в мире и место России в глобальном мире ХХI века; введены, обоснованы, наполнены актуальным научным содержанием важнейшие понятия, характеризующие современное мировое развитие, роль России в мире в условиях информационного общества (новые подходы к терминам «нация», «гражданское общество», новое представление о власти и политических механизмах, суверенная демократия и др.).
57 Важнейшая задача педагогов: раскрыть позитивный идеал гражданственности, патриотизма, формирование осознания сопричастности к судьбам и истории России, своей гражданской идентичности; осознание личной сопричастности к общегосударственному делу, персональную ответственность за формирование, прежде всего, гражданско-патриотических качеств личности подростка.
58 Внимание!!! Учителя истории и обществознания – это тот мощный ресурс развития нашей страны, от которого, во многом зависит вектор мировоззренческого, ценностно-ориентационного становления будущих поколений.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.