Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарина Стрелавина
1 Управление водными ресурсами в зеленой экономике: бассейновые корпорации и тарифы Кызылорда, 10 июля 2013 года Мирошниченко А.Н. Международный Круглый стол Повышение осведомленности о наилучшем опыте ИУВР в казахстанском Приаралье в контексте инициативы Правительства РК по переходу к зеленой экономике
2 Разрозненность управления В каждом бассейне – сотни хозяйствующих водопользователей нескольких районов, входящих в 2-3 области. Самостоятельные управленческие полномочия у десятков государственных ведомств, акиматов и их местных служб. Огромный объем учетных, разрешительных, согласовательных и контрольных функций, возложенных на БВУ. Низкий потенциал республиканского водного ведомства не позволяет эффективно выполнять множество функций управления. Бассейновые советы и ассоциации водопользователей не располагают финансовой базой и экономической мотивацией для влияния на водную политику в бассейне.
3 Анализ нагрузки на одного госинспектора на примере Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции 2 административных района и 80 сельских населенных пунктов км2 территории бассейна. использование воды в объеме млн. м3 и водоотведение в объеме - 20 млн. м3. 3 водохранилища. 70 юридических лиц. 30 тыс. га орошаемых земель км оросительных и дренажных сетей. Огромная диспропорция между потребностями и возможностями управления.
4 Преодоление диспропорции – децентрализация и либерализация Децентрализация – передача административных функций на нижние уровни власти - БВУ, БС, Акиматы. Либерализация – передача функций хозяйственного управления в конкурентную среду – Горводоканалы, ассоциации водопользователей, и пока отсутствующий единый хозяйствующий субъект в бассейне.
5 Укрепление административного сегмента Следует укреплять республиканский уполномоченный орган и бассейновые институты. Однако прогноз значительного роста потенциала – пессимистичный - противоречит концепции компактного правительства. Создание единого бассейнового уполномоченного органа с межведомственными функциями – невозможно - коллизия республиканских и бассейновых полномочий. Сохранение неопределенности с совмещением управленческих и хозяйственных функций. Решение проблемы управления следует искать на хозяйственном уровне.
6 Единый хозяйствующий субъект в бассейне Примеры гипотетические: Урановая промышленность: есть все субъекты, кроме Казатомпрома, Железнодорожный транспорт: есть все, кроме Темир жолы, Лесной сектор – есть все организации, но нет лесхозов – логистика хозяйственного управления отсутствует. Пример практический: Водный сектор: есть все субъекты, кроме единого для бассейна хозяйствующего субъекта – главная причина диспропорции в системе управления водными ресурсами. Генералы и полковники не могут управлять армией без среднего комсостава
7 Мировой опыт Австралия, водохозяйственные государственные и частные корпорации. США, гидроэнергетический консорциум Рио-Гранде. Администрация реки Теннеси. Великобритания, 10 водохозяйственных компаний, Множество примеров таких хозяйствующих субъектов в других странах - все эти структуры – хозяйствующие субъекты – генеральные водопользователи. Государство, как собственник водных ресурсов, передает бассейновым корпорациям право на управление и распоряжение водными ресурсами в отношениях с множественными водопользователями второго уровня. В России обсуждается формат бассейновых корпораций Волга и Москва
8 Финансирование бассейновых корпораций Начальным и впоследствии основным источником финансирования бассейновых корпораций выступает государственный бюджет. Частный капитал участвует в со-финансировании отдельных проектов, связанных с водопользованием. Плата за сбросы очищенных сточных вода в бассейн, за поставку воды, электроэнергии, консалтинговые, экспертные и иные услуги. Выполнение бюджетных гидротехнических программ.
9 Предпосылки в Казахстане Обширный опыт акционирования и реструктуризации РГП в национальные компании корпоративного статуса. Социально-предпринимательские корпорации – поддержка низко- рентабельных субъектов предпринимательства. Наличие водохозяйственных РГП и РГУ в каждом бассейне – кадры, опыт, технический потенциал для корпорации. Наличие института «Самрук-Казына» - управление и бюджетные инвестиции. Отвечает стратегическим намерениям по децентрализации и либерализации.
10 Функции бассейновых корпораций Управление и распоряжение водным бассейном – водой, инфраструктурой, землями водного фонда. Права и обязанности генерального природопользователя – учет, разрешения, отчетность, мониторинг, охрана, инспекция, проектный менеджмент, информационные потоки. Услуги по подаче воды, водохозяйственный сервис (в т.ч в программе «Ак булак»). Подготовка и финансирование малобюджетных проектов. Взаимодействие с институтами развития по бюджетным программам. Средства и площадка для БС и АВ. Трансформация в трансграничные корпорации под эгидой МФСА.
11 Действия Бассейновые корпорации, как инструмент консолидации управления, требуют экспертного обсуждения. Концепция и пакет проектов организационных документов для бассейновой корпорации Балхаш-Алаколь разработаны проектом РЭЦ ЦА и ЕС в 2007 году и переданы в КВР. Предложения по организации Бассейновых корпораций в проекте Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана. Бассейновые корпорации «разгрузят» БВУ и КВР и консолидируют водохозяйственный сегмент.
12 Тарифная политика Экономические ресурсы взаимозаменяемы, поэтому экономика интенсивно эксплуатирует и деградирует «дешевые» ресурсы – как правило – природные и трудовые ресурсы. Ресурсосбережение – в обратной зависимости от стоимости ресурса. Рост ставок платы за воду и коммунальных тарифов сдерживается низкой доходностью орошаемого земледелия и низкой платежеспособностью населения.
13 Рост тарифов, пособия и субсидии
14 Платежеспособный спрос и повышенные тарифы
15 Паритетность ресурсов Перспективы водосбережения будут зависеть от одновременного и существенного повышения: а) стоимости воды, б) доходов населения, в) укрепления экономического состояния сельхозводопользователей. Паритетность промышленно-финансового, природного и человеческого капитала – необходимое условие для ресурсосбережения. Зеленая и инновационная экономика – экономика средних и высоких доходов населения и тонкой настройки систем управления. ___\___
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.