Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНиколай Талагаев
1 Надзор и реагирование на заболевания, связанные с водой в Беларуси: вызовы и извлеченные уроки Surveillance of and response to water-related disease in Belarus, challenges and lessons learned Ирина Застенская, Республиканский научно-практический центр гигиены Министерства здравоохранения Республики Беларусь Ms. Irina Zastenskaya, Deputy Director, Republican Scientific-Practical Centre of Hygiene, Ministry of Health of the Republic of Belarus « Рабочий семинар по Протоколу по проблемам воды и здоровья » Алматы, октября 2011
2 Основные достижения Положительные и отрицательные составляющие, влияющие на водообеспечение и заболеваемость, связанную с водой Предпринимаемые действия Извлеченные уроки Существующие проблемы
3 основные достижения В период с 2003 года в Беларуси не регистрируются вспышки заболеваемости, связанные с водой Перманентно снижается заболеваемость инфекционными болезнями, потенциально связанными с водой (холера, шигеллез, ЭГКП, вирусный гепатит А, брюшной тиф) Шигеллез16,721,71 Геп.А6,920,88
4 основные достижения Удельный вес проб воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающих гигиеническим требованиям Вода % проб, не соответствующих нормативам по санитарно- химическим показателям по микробиологическим показателям 2005 год2009 год2005 год2009 год из источников централизованного водоснабжения 45,436,961,310,76 в т.ч. по содержанию железа 46,844,8 из водопроводов 25,5621,062,10,99 в т.ч. по содержанию железа 31,4925,73 из источников нецентрализованного водоснабжения 43,1230,1422,8714,51 в т.ч. по содержанию нитратов 41,3328,59
5 Положительные и отрицательные составляющие по водообеспеченности республика находится в сравнительно благоприятных условиях: водные ресурсы достаточны для удовлетворения современных и перспективных (на ближайшие 20 лет) потребностей в воде; в 2009 году забор воды составил: - из поверхностных источников 1 % от общего речного стока - из подземных источников 5,4 % от общего объема естественных ресурсов подземных вод; удовлетворение хозпитьевых нужд остается основной составляющей в использовании свежей воды и за последние годы оно сократилось до удовлетворение хозпитьевых нужд остается основной составляющей в использовании свежей воды и за последние годы оно сократилось до литров в сутки; для питьевого водоснабжения преимущественно используются подземные воды, за исключением Минска (частично использует поверхностные воды);
6 Положительные и отрицательные составляющие Природные воды Беларуси характеризуются высоким содержание железа и других нормируемых химических веществ (бор, барий); Значительное количество малонаселенных пунктов, что осложняет обеспечение централизованным водоснабжением Значительное количество (более 30 тыс. рек и озер) Рост промышленного производства – загрязнение поверхностных вод Несовершенство системы управления отходами и сточными водами – загрязнение подземных и поверхностных вод
7 Положительные и отрицательные составляющие Поддержка высокого уровня 1992 года – Сторона Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков 2009 г. - Сторона Протокола по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. (Указ Президента РБ от 31 марта 2009 г. 159). Наличие стратегических решений Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (на период до 2010 года и на период до 2020 года) «Стратегическая цель охраны и рационального использования водных ресурсов состоит в обеспечении населения водой необходимого санитарного качества и в достаточном количестве» Координация деятельности заинтересованных ведомств Координирующими органами по внедрению Протокола на национальном уровне назначены в пределах компетенции Министерство здравоохранения и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Создан Совет по выполнению Протокола по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года (постановление Министерства здравоохранения РБ от 27 мая 2010 г. 52). Проводятся на регулярной основе межведомственные консультации по обсуждению вопросов по взаимодействию в сфере «вода здоровье охрана окружающей среды»
8 Водная стратегия Республики Беларусь до 2020 года Координатор реализации: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Долгосрочные стратегические цели развития водохозяйственного комплекса в том числе Гарантированное обеспечение населения качественной питьевой водой Гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и секторов экономики Оптимизация водопользования Обеспечение защищенности вод от негативного воздействия Гармонизация водного законодательства Беларуси с международным законодательством, в том числе с законодательством ЕС Положительные и отрицательные составляющие
9 Предпринимаемые действия Совершенствование законодательства Обеспечение аналитических возможностей ведения мониторинга качества вод Реализация организационных, инженерно- технических, образовательных и других мер в рамках государственных и отраслевых планов/программ
10 Предпринимаемые действия Законодательство Закон Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» Государственный стандарт РБ СТБ/1 Р/2761 «Источники централизованного хозяйственно- питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора»; «Санитарные нормы и правила выбора, содержания и эксплуатации водных объектов при использовании их в рекреационных целях»; Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к питьевой воде, расфасованной в ёмкости»; ТКП «Классификация эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод, правила по ее применению», Инструкция по применению альтернативных методов очистки и обеззараживания питьевой воды, , утв. Постановлением Гл. госсанврача г.; Инструкция по применению «Методика выбора и контроля эффективности способа обеззараживания сточных вод для обеспечения безопасности поверхностных водоемов, используемых в рекреационных целях», , Правила оценки запасов по одиночным водозаборам, Правила проектирования и сооружения скважин
11 Предпринимаемые действия Обеспечение аналитических и методических возможностей -Созданы материально-технические условия для контроля всех нормируемых показателей в питьевых и поверхностных водах (химические, микробиологические) -Методы аналитического контроля гармонизированы с международными -Разработаны методики мониторинга питьевых и поверхностных вод Результат -Мониторинг поверхностных и подземных вод в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды -Мониторинг питьевых вод в рамках системы социально-гигиенического мониторинга Примеры разработок Инструкция по мониторингу стойких органических загрязнителей в питьевой воде и воде поверхностных водоемов, используемых в питьевом водоснабжении, ; Инструкция по организации и проведению ведомственного лабораторного контроля систем питьевого водоснабжения в Республике Беларусь рег ; Инструкция по применению «Контроль галогенсодержащих соединений в питьевой воде из поверхностных источников»,
12 Предпринимаемые действия Государственные и отраслевые программы Государственная программа развития села Государственная программа по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода», Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, Программа обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения, Государственные и отраслевые научно-технические программы
13 Предпринимаемые действия Государственная программа по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» на 2006 – 2010 годы Основная цель: реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий, направленных на: обеспечение бесперебойного снабжения населения качественной питьевой водой; обеспечение рационального водопользования, поддержание благоприятной среды проживания населения за счет внедрения прогрессивных технологий очистки и обеззараживания сточных вод; совершенствование форм управления водоснабжением и водоотведением, институциональной структуры водного хозяйства в целях повышения качества услуг по водоснабжению и водоотведению. Основные направления развития систем питьевого водоснабжения и водоотведения: улучшение качества питьевой воды; повышение качества очистки сточных вод; совершенствование управления в сфере оказания услуг по водоснабжению и водоотведению; совершенствование нормативной правовой базы по развитию, проектированию, эксплуатации и пользованию системами водоснабжения и водоотведения; развитие систем контроля и локального мониторинга в области водоснабжения и водоотведения.
14 Предпринимаемые действия Государственная программа «Чистая вода» на годы Увеличение обеспеченности населения централизованным водоснабжением на 3,5%, в том числе сельского населения на 11%, Увеличение обеспеченности населения централизованным водоснабжением с нормативным качеством воды на 19%, в том числе сельского населения на 48%, Качественной питьевой водой будет обеспечено население всех областных и районных центров, городов областного подчинения и поселков городского типа, На 100% будет обеспечено централизованным водоснабжением и качественной питьевой водой все население агрогородков, Снижение потерь воды из систем подачи и распределения на 3-4% Общий объем финансирования: 3,5 трлн. рублей (875 млн. евро)
15 Результаты выполнения мероприятий Государственной программы «Чистая вода» в годах Строительство, реконструкция и ремонт 301 объекта водоснабжения и водоотведения, в том числе 91 станция обезжелезивания 20 водозаборов 59 очистных сооружений канализации 131 объект строительства, реконструкции и ремонта сетей, насосных станций, скважин ОСВОЕНО: более 820 млрд. рублей (205 млн. евро)
16 На годы в рамках государственной программы «Чистая вода» предусмотрена реализация 1985 инвестиционных мероприятий, включающих строительство, реконструкцию и ремонт 711 станций обезжелезивания 4,1 тыс. км водопроводных и 1 тыс. км канализационных сетей и водоводов 182 очистных сооружений канализации 472 артезианских скважин 223 канализационных насосных станций
17 Предпринимаемые действия - Завершение сертификации и стандартизации в водообеспечении. - Решение проблемы сельского водоснабжения (законодательная, нормативная, технологическая составляющие) - Снижение расхода воды: внедрение водосберегающих технологий, увеличение объемов воды в системах оборотного и повторно- последовательного водоснабжения -Нормирование – оценка рисков, физиолого-гигиеническое нормирование. -Обеспечение зонами санитарной охраны источников водоснабжения. -Бутилированная вода и сервис по ее использованию. -Новые методы очистки питьевой воды (индивидуально-бытовые и промышленные установки). -Новые материалы в водоснабжении. - Охрана водоемов - уменьшение сброса загрязненных сточных вод. - Переход на подземные источники водоснабжения.
18 Извлеченные уроки Определяющее значение поддержки высокого уровня (политическое решение) Выявление приоритетных проблем на основе аналитической оценки «базовой» ситуации с учетом финансово-экономических возможностей (доказательная база – воздействие на здоровье) Достижение согласия всех заинтересованных Внедрение мер, подтвердивших эффективность на международном уровне, в других государствах, на национальном уровне и подтверждение их эффективности после внедрения Преемственность программ и планов Обучение всех заинтересованных – «производителей воды», пользователей, специалистов контролирующих органов (нельзя недооценить роль)
19 Существующие проблемы Сельское водоснабжение (шахтные колодцы) Состояние рекреационных вод (1/3 всех водоемов ежегодно запрещается для купания) Полный переход на подземное водоснабжение Физиологическая полноценность питьевых вод В рамках Таможенного союза: - Законодательство в области обращения минеральных вод
20 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Thank for your attention! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.