Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарина Насонова
1 Усиление взаимосвязи профессионального образования с потребностями рынка труда А.Р. Ковалевский 22 мая 2013 года, г. Астана
2 2 Когда обучение должно финансироваться из бюджета? А. Образование – это окупаемые инвестиции (бюджетная эффективность) Выпускник образовательной организации в будущем платит высокие налоги, которые превышают затраты бюджета на его обучение B. Социальная функция образования Обучение по социально-значимым специальностям, за которые студенты не хотят платить Социальный лифт Предотвращение молодежной преступности … C. Престиж государства финансирование подготовки специальностей в сфере науки, культуры и искусства, спорта Должно ли государство финансировать подготовку кадров для коммерческого сектора? бюджетные места для престижных ВУЗов – но это не панацея Во всех случаях – контракты с выпускниками
3 3 Подготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда Проблемы: A. Долгосрочное прогнозирование потребностей рынка труда не дает значимых результатов; B. Образовательные стандарты не успевают следовать за развитием технологий - даже если верно спрогнозировать перечень востребованных специальностей на 3-5 лет вперед, подготовка выпускников не будут отвечать требованиям работодателя; C. Система управления образованием во многих странах вынуждает ВУЗы ни при каких условиях не отчислять «платников»; D. Абитуриенты и их родители при выборе образовательной организации не анализируют даже существующие проблемы на рынке труда; Последствия – система образования готовит выпускников, значительная часть которых не может трудоустроиться и нуждается в пособиях по безработице, переобучении и др.
4 4 Возможные подходы к решению проблем взаимосвязи профессионального образования и потребностей рынка труда 1. Усиление профориентации в школах, в том числе по рабочим профессиям 2. Мониторинг ожиданий студентов ВУЗов 3. Участие бизнеса в деятельности региональных советов по подготовке кадров; 4. Развитие механизмов корпоративного заказа на подготовку кадров; 5. Участие работодателей в разработке образовательных стандартов; 6. Усиление вариативной части образовательных стандартов; 7. Развитие механизмов социального партнерства; 8. Дуальная система образования; 9. Формирование и поддержка корпоративных центров подготовки кадров; 10. …
5 5 Проблемы существующих подходов Работодатели не готовы инвестировать в улучшение системы образования: КРУПНЫЙ бизнес - не готов, т.к. уже имеет либо собственные центры подготовки кадров или подшефные образовательные учреждения; малый бизнес - не готов по причинам недостатка ресурсов, отсутствия координационных механизмов и налоговых стимулов; Отсутствуют механизмы взаимодействия системы образования и малого и среднего бизнеса, практически взаимодействие идет только с крупным бизнесом: Отсутствие реально работающих схем ГЧП в профессиональном образовании; Для образовательных организаций нередко создаются ложные стимулы (изготовление справок о запланированном трудоустройстве, подписание декларативных меморандумов с работодателями). Смайлы:
6 6 Возможные схемы взаимодействия бизнеса и государства в сфере СПО 1. Софинансирование предоставления образования Профессиональные стандарты - существенные материальные затраты на практические занятия (например, сварка с использованием аргона). Образовательные стандарты часто не включают эти затраты – бюджетное финансирование не обеспечивает проф. стандарт – софинансирование бизнеса Профессиональный стандарт Образовательный стандарт Финансируется в рамках госзадания Дополнительные занятия / расходы Финансируется за счет средств работодателя
7 7 Возможные схемы взаимодействия бизнеса и государства в сфере СПО 2. Система социальных контрактов (опыт Казахстана) Заключение трехстороннего соглашения, сторонами которого являются: служба занятости, обучающийся (студент) и работодатель Служба занятостиСтудентРаботодатель Решение проблем занятости Возможность получить образование и трудоустроиться Квалифицированные кадры После трудоустройства возмещает работодателю более половины затрат на обучение Обязуется трудоустроиться к данному работодателю Выбирает образовательную организацию, оплачивает обучение, трудоустраивает выпускника к себе
8 8 3. Заключение государством контрактов на управление и содержание государственных учреждений СПО В рамках контрактов на управление и содержание: эксплуатационные и инвестиционные расходы несет государство, Контракт охватывает управление персоналом, финансовое управление и стратегическое планирование, содержание оборудования и др. Возможные схемы взаимодействия бизнеса и государства в сфере СПО и ВПО
9 9 Постоянное повышение квалификации мастеров производственного обучения на предприятиях Базовые кафедры ВУЗов (интегрированные производственно- образовательные структуры) Формирование независимых от системы образования и конкретных работодателей сертификационных центров в рамках формирования национальной системы профессиональных квалификаций Возможные схемы взаимодействия бизнеса и государства в сфере СПО и ВПО
10 10 Бизнес не инвестирует в приобретение оборудования, поскольку дешевле закупить НИР и НИОКР с использованием имеющегося оборудования за рубежом Государству необходимо инвестировать в приобретение научного оборудования в соответствии с планируемым выпуском квалифицированных кадров Инвестиции в инфраструктуру Утечка мозгов и квалифицированных кадров: не только политические и экономические причины невозможность реализовать приобретенные знания и навыки на имеющемся оборудовании образовательных и научных организаций
11 11 Государство: Выстроенная система отбора, обучения и сертификации специалистов Инфраструктура - большое количество зданий, оборудованных для оказания образовательных услуг Система социальной поддержки и сопровождения молодежи Государство имеет недостаток ресурсов: Педагогические кадры стареют Осложнена разработка современных образовательных программ Бизнес обладает информацией: о фактической потребности в специалистах о компетенциях, которыми эти специалисты должны обладать Бизнес располагает уникальными ресурсами: Профессиональные кадры, владеющие современными технологиями Новейшее оборудование Объединение ресурсов - успех в меняющемся мире!
12 12 Рекомендации: 1. Способствовать развитию образования широкого профиля; 2. Внедрять контрактную систему при обучении по специальностям, необходимым государству; 3. Дальнейшая интеграция общего и профессионального образования; 4. Отказ от попыток прогнозирования рынка труда и переход к мониторингу ожиданий студентов; 5. Совершенствование механизмов взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса, развитие механизмов ГЧП.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.