Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладимир Шилов
1 LOGO Возможности таксономического подхода для формирования универсальных умений учащихся на уроках химии Гончарук Ольга Юрьевна ст. преподаватель кафедры методики преподавания химии МИОО
2 «Универсальные (метапредметные, обобщенные, общеучебные) умения – это умения, формируемые на базе нескольких или всех учебных предметов, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях»
4 Актуальность: Благодаря использованию таксономического подхода можно конструировать систему задач для выполнения поставленных педагогических целей, а также прогнозировать ход обучения с учетом меры когнитивной сложности.
5 Понятие таксономии Таксономия (от греч. táxis расположение, строй, порядок и nómos закон). Таксономия – это систематизация, классификация объектов по определенным критериям и принципам с целью конструирования их иерархии (последовательности, очередности расположения в определенной структуре). Таксономия основана на том, что не все учебные цели и результаты имеют равную ценность.
6 К.В. Бардин: «Наличие учебной задачи – это, пожалуй, главное, что отличает учебную деятельность от любой другой. Уметь выделить учебную задачу – это ясно представить себе, какими навыками и знаниями необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-нибудь новое задание»
7 ТАКСОНОМИЯ БЛУМА Бенджамин Блум ( ) Литература: Bloom B.S. (ed.). Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook 1: Cognitive Domain. N.Y.. David McKey Co
8 ТАКСОНОМИЯ БЛУМА Шесть шагов к обучению
9 ТАБЛИЦА 1 Таблица 1. Б. Блум В.П. СимоновВ.П. Беспалько В.Н. Максимова М.Н. СкаткинО.Е. ЛебедевВ.И. Тесленко ЗнаниеРазличениеУченический (узнавание) УзнаваниеВоспроизведен ие понятия Информиров анность Информацион ный ПониманиеЗапоминаниеАлгоритмичес кий (решение типовых задач) ЗапоминаниеУзнавание понятия Функциональ ная грамотность Репродуктивн ый ПрименениеПониманиеЭвристически й (выбор действия) ПониманиеПрименение понятия ГрамотностьБазовый АнализПростейшие умения и навыки Творческий (поиск действия) ПрименениеВоспроизведен ие системы понятий Компетентно сть Повышенный СинтезПереносПрименение системы понятий Творческий Оценка
10 ТАКСОНОМИЯ ЗАДАЧ Д. ТОЛЛИНГЕРОВОЙ
11 Индуктивное обобщение (от частного к общему) Дедуктивное обобщение (от общего к частному) Суть Определить общие существенные признаки двух и более объектов и зафиксировать их в форме понятия или суждения Актуализировать понятие или суждение и отождествить с ними соответствующие существенные признаки объектов Понятие мысль, отражающая общие существенные признаки объектов Суждение мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о признаках объектов Алгоритм обобщения (таксономия задач) выделите существенные признаки объектов обобщения (анализ); зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения (синтез) выделите существенные признаки объектов, зафиксированные в понятии или суждении (анализ); сопоставьте существенные признаки и определите принадлежность объектов к данному понятию или суждению (сравнение, синтез нового качества) ТАБЛИЦА 2
12 ОБОБЩЕНИЕ СВОЙСТВ ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ: МЕТАЛЛОВ И НЕМЕТАЛЛОВ Выделяем и сравниваем существенные признаки простых веществ: магния, серы, азота и цинка; Фиксируем понятия: для металлов наиболее характерны следующие признаки: атомы с малым числом электронов на внешнем слое, проявляют восстановительные свойства, тепло- и электропроводность, металлический блеск. Для неметаллов характерно наличие атомов, имеющих от 4 до 8 электронов на внешнем слое, большой разброс в физических свойствах, наличие как окислительных, так и восстановительных свойств. Делаем вывод. Магний и цинк – металлы. Сера и азот – неметаллы. Актуализируем понятия: Металлы – это вещества немолекулярного строения, образованные атомами, содержащими от 1 до 2 электронов (реже 3-4) во внешнем электронном слое, обладающих тепло- и электропроводностью, пластичностью, в химических реакциях проявляют восстановительные свойства. Неметаллы – вещества как молекулярного, так и немолекулярного строения, образованы атомами, содержащими во внешнем электронном слое от 4 до 8 электронов, агрегатное состояние: твердое, жидкое, газообразное. В химических реакциях могут быть как окислителями, так и восстановителями. Сопоставляем признаки, характерные для магния, серы, цинка и азота. Высказываем суждение, что магний и цинк являются металлами, а сера и азот – неметаллами. Данные вещества имеют больше отличий, чем сходств.
13 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ 8 КЛАССА 1. К какому типу относится данная реакция? СaO + CO 2 = CaCO 3 2. В лаборатории у химика в колбах стоят кислоты: НСl, HBr, HNO 3, HI, H 2 SO 4, H 2 CO 3, H 2 S. Он решил навести порядок и расставить колбы с кислотами по определенному порядку, чтобы ему было удобнее работать. У него в лаборатории есть 3 свободные полки. По каким бы признакам вы расставили кислоты на полках. Обоснуйте свой ответ. 3. Докажите что вещество, формула которого H 2 SO 4 является кислотой.
14 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ 8 КЛАССА 4. Прочтите текст : Открытие хлора Первооткрывателем хлора оказался шведский аптекарь Карл Шееле, химическая интуиция которого была поистине поразительной, по словам французского химика Жана Батиста Дюма, Шееле "не мог прикоснуться к какому-либо телу без того, чтобы сделать открытие". В 32 года он был удостоен звания члена Стокгольмской академии наук, хотя был всего лишь аптекарским помощником, в том же году он получил место управляющего аптекой, принадлежавшей вдове Маргарите Соннеман, которая за два дня до смерти Шееле стала его женой. Вот как описал Шееле свой опыт, выполненный в 1774 году: "Я поместил смесь черной магнезии с муриевой кислотой в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом, окрасившим его в желтый цвет: Газ имел желто-зеленый цвет, пронзительный запах": Современное обозначение этой реакции таково: MnO 2 + 4HCl = Cl 2 + MnCl 2 + 2H 2 O. В 1812 году французский химик Гей-Люссак дал этому газу современное название - хлор, что в переводе с греческого означает желто-зеленый. Сделайте краткий конспект этого текста, выделив главные мысли.
15 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ 8 КЛАССА 5. Придумайте задачу с применением понятий: молярная масса вещества, количество вещества, молярный объем вещества. И решите ее.
16 ВОЗМОЖНОСТИ ТАКСОНОМИЧЕСКОГО ПОДХОДА Конструировать системы задач и вопросов различной когнитивной сложности в том числе и для формирования универсальных умений учащихся; Проектировать результаты учебной деятельности Проектировать универсальные учебные действия учащихся.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.