Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАльбина Свешникова
1 Анализ и перспективы развития торговли в России Радаев Вадим Валерьевич Государственный университет – Высшая школа экономики Retailer Congress Первый сезон февраля 2010 г.
2 Основные тенденции до финансового кризиса Опережающий рост оборота розничной торговли по сравнению с ростом ВВП (12 и 7%) Повышение реальных располагаемых доходов (10-12 % в год) Рост доступа к финансовым ресурсам Создание федеральных сетей, вход глобальных игроков Рост доли современных форматов в обороте в гг. с 7 до 28% Закрытие муниципальными властями озничных рынков
3 Экстенсивный модель роста розничных сетей Рост оборота ведущих розничных сетей – % в год Ведущие компании открывают десятки супермаркетов и сотни дискаунтеров в год Активная региональная экспансия Из столиц в крупные и средние города С Запада на Восток
4 Российские компании – приоритет скорости (игра на опережение) Приоритет аренды торговых площадей Рост франчайзинговых схем Усиление слияний и поглощений (2005 г. – ) Некрупные форматы: – супермаркет – мягкий дискаунтер
5 Глобальные компании – приоритет надежности Приоритет инвестиций в новое строительство Отказ от франчайзинга и поглощения местных компаний Крупные форматы гипермаркет cash & carry
6 Сравнительная эффективность российских компаний Производительность труда в розничной торговле составляет 31% от уровня производительности труда в США (McKinsey&Company) Удельная валовая прибыль российских компаний, работающих в современных торговых форматах, в расчёте на метр торговой площади примерно в 2,3 раза превышает прибыль компаний США
7 Негативные последствия экстенсивного роста Проблемы управляемости и поддержания стандартов Противоречивость франчайзинговых схем Размытость форматов, низкий уровень дифференциации от конкурентов Обостряющийся дефицит кадров на всех уровнях Закредитованность розничных сетей, рост долговой нагрузки (в 1,5 раза в 2007 г.)
8 Разочарование в ритейле? Откладывание выхода на IPO Выход собственников из бизнеса (Копейка, Пятерочка, Дикси, Лента) Выход иностранных компаний из России (Маркткауф, Enka)
9 Кризис как временный перелом основных тенденций Снижение темпов роста розничной торговли и роста ведущих компаний Приостановка выхода в регионы, повышение доли столиц Восстановление доли продовольственных товаров Консервация доли розничных рынков Ухудшение потребительских и социальных настроений
10 Динамика реального объема ВВП и индекса физического объема оборота розничной торговли в РФ
11 Динамика структуры оборота розничной торговли по видам товаров в РФ
12 Структура розничного товарооборота по формам торговли
13 Рост оборота розничной торговли по федеральным округам РФ
15 Динамика оценок текущего и ожидаемого изменения материального положения семьи
16 Динамика индекса доверия населения финансовым институтам
17 Влияние кризиса на розничные компании Удорожание заемных средств (стоимость кредитов – выше 20%) Падение стоимости компаний (-70-85%), заложенные активы и margin calls Первые дефолты и банкротства Частичный передел рынка посредством вынужденных продаж
18 Влияние кризиса на отношения с поставщиками Рост задолженности перед поставщиками Отсрочки платежей до 90 дней как замещение кредитов Требования дисконта за предоплату Задержки и отказы от поставки товаров Обращения поставщиков в суд
19 Антикризисные стратегии Снижение издержек (включая расходы на персонал) Переход к более экономичным форматам Упрощение ассортиментной матрицы Замораживание программ развития Продажа части активов Обращения за помощью к государству
20 Переход к новой модели развития розничной торговли? Более консервативные стратегии роста Упор на стратегическую дифференциацию Более четкая ориентация на целевые потребительские группы Выстраивание логистических систем Более жесткие и селективные отношения в цепях поставок
21 Экстенсивная модель сохраняется, но не для всех Усиливается разрыв между группой ведущих компаний и рынком Х5 Retail Group и Магнит Половина прироста торговых площадей Две трети гипермаркетов Три четверти дискаунтеров Амбициозные инвестпрограммы Ускоренная консолидация рынка
22 Доля рынка пяти крупнейших сетей России в различных отраслях розничной торговли
23 Влияние ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Специфика закона: сосредоточен на розничной торговле отдаёт приоритет торговле продовольственными товарами пытается разрешить конфликты в цепи поставок преследует цель ограничения розничных сетей
24 Основной вопрос – баланс интересов в цепи поставок Исходные стереотипы: Розничные сети доминируют Розничные сети перераспределяют в свою пользу добавленную стоимость и способствуют росту цен Розничные сети ограничивают доступ мелких поставщиков и ритейлеров на рынок
25 Непонимание смысла бонусных платежей Размещение товара на полке – технический элемент продажи или услуга розничной сети? Входные билеты – дополнительный налог или инструмент более эффективного использования торговых площадей? Плата за ввод новых товаров – простое перекладывание риска или рациональный отбор новинок? Ретробонусы – изъятие части прибыли у поставщиков или средство вытеснения мелких поставщиков крупными? Бонусные платежи – источник повышения цен или средство их удерживания?
26 Упрощение смысла доминирования на рынке Доля рынка – не достаточное условие доминирования, а доминирование не равно злоупотреблению Доля рынка в отношении к конечному потребителю, не равна доле рынка в отношении к поставщикам 84% опрошенных поставщиков работают с новыми и традиционными форматами (только с новыми форматами – 12%) Доля отдельной сети у любого поставщика не превышает 5%. Доля поставщика у сети может превышать 50%
27 Общая оценка закона не является системным документом не опирается на экономическое обоснование решает тактические задачи делает попытку вмешательства в гражданско-правовые отношения предлагает односторонние меры забегает вперёд относительно достигнутого уровня развития
28 Запреты ведут в институциональную ловушку Борясь с последствиями недостаточной конкуренции, порождённой дефицитом современных торговых форматов, сдерживаем развитие этих форматов Помогая поставщикам, снижаем гибкость договорных отношений, запуская механизм ухудшающегося отбора поставщиков Преодолевая непрозрачность договорных отношений, отменяем дополнительные условия, способствуя возрождению коррупционных схем Пытаясь сдержать рост цен, отменяем дополнительные платежи, способствуя росту цен Обеспечивая права покупателя, регулируем расположение объектов, снижая доступ к услугам для покупателя
29 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.