Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладлена Петрина
1 Юзабилити-экспертиза Ярослав Перевалов
2 2 Что такое юзабилити-экспертиза? Юзабилити-экспертиза Юзабилити-экспертиза (эргономичекая экспертиза, ю-экспертиза, ю-аудит) – один из методов анализа и оценки пользовательского интерфейса. Цели ю-экспертизы: Получение качественной оценки юзабилити-характеристик системы Получение перечня эргономических проблем системы и рекомендаций по их устранению Работы, выполняемые в ходе ю-экспертизы: Экспертная оценка ключевых юзабилити-характеристик продукта Анализ существующего продукта на предмет наличия недостатков и проблем уровня: Информационной архитектуры (ИА) Пользовательского интерфейса и взаимодействия (ПИ) Графического оформления, дизайна и вёрстки (ДВ) Ранжирование недостатков и проблем (по важности, сложности, и т.п.), количественный анализ замечаний.
3 3 Роль и место юзабилити-экспертизы в процессе проектирования Юзабилити-экспертиза Как правило, ю-экспертиза применяется на этапе анализа, совместно с юзабилити-тестированием:
4 4 Сравнение методов ю-экспертизы и ю-тестирования Юзабилити-экспертиза МетодПлюсыМинусы Юзабилити- экспертиза Дёшево, быстро. Описание конкретных проблем и чёткие инструкции по их устранению. Качественная оценка юзабилити-характеристик. Субъективная оценка (следует проводить экспертизу с несколькими экспертами) Нужен эксперт (если нет экспертов, следует пользоваться методами структурной оценки) Юзабилити- тестирование Объективная оценка. Определение количественных критериев юзабилити-характеристик. Дорого, долго. Нужна готовая система или тестовый прототип. Нужен доступ к пользователям. Только фиксирование наличия проблем, без чётких рекомендаций по их разрешению. Нужна профессиональная команда по ю-тестированию.
5 5 Структурная юзабилити-экспертиза Юзабилити-экспертиза Структурная ю-экспертиза основана на методике заполнения проверочных листов (check-lists). Чек-лист – список контрольных вопросов по тому или иному аспекту взаимодействия пользователя с оцениваемой системой. Руководство по проектированию: список эргономических требований и рекомендаций Степень выполнения рекомендаций и требований Проверка выполнения требований по контрольным вопросам
6 6 Количественная оценка Юзабилити-экспертиза Методы количественной оценки выполнения массива эргономических требований и рекомендаций: Оценка применимости и соответствия, учёт атрибутивной информации (ключевые юзабилити-характеристики). Пример – методики ISO Оценка применимости и соответствия с учётом весовых коэффициентов. Пример – отчёт по Edu.ru В конечном итоге, метод даёт некоторую количественную оценку: Мощность выполнения массива требований и рекомендаций Профиль соответствия юзабилити-характеристикам: Соответствие задачам, решаемым пользователем Легкость использования Управляемость Соответствие ожиданиям пользователя Устойчивость (терпимость) к ошибкам Пригодность к индивидуализации Легкость изучения (обучения)
7 7 Качественный результат Юзабилити-экспертиза «Подсветка» тех областей, в которых есть провалы по юзабилити- характеристикам: получение данных для последующего анализа этих провалов, и их оперативной фиксации.
8 8 Структурированная экспертиза (1) Юзабилити-экспертиза Метод структурированной экспертизы основан на последовательном анализе юзабилити-проблем. Анализ производится экспертом в соответствии с определённой структурой: Структура основных элементов интерфейса Контент (требования к содержимому) Организация информации (информационная архитектура) Навигация Форматирование текста Стилевое оформление Графика Вёрстка Поиск Формы ввода и взаимодействие с пользователем (интерактив) Меню Информационные компоненты Элементы управления Индикация Техники взаимодействия и т.д.
9 9 Структурированная экспертиза (2) Юзабилити-экспертиза Структура системы (последовательность экранов, диалогов, разделов) Структура сценариев взаимодействия (роле-ориентированный, целе- ориентированный подходы) Эвристики (заведомо работающие аксиомы, правила, требования) Простота Естественность Обеспечение обратной связи Оперирование понятиями пользователя Принцип единообразия (consistency) Принцип распознавания Лёгкость управления Устойчивость (терпимость) к ошибкам Пригодность к индивидуализации Упорядоченность и т.д.
10 10 Формат отчёта Юзабилити-экспертиза Как правило, каждая юзабилити-проблема описывается в формате: Что плохо и почему (фиксирование проблемы) Что делать, чтобы стало лучше (рекомендации) Опционально, приводятся эскизы, иллюстрирующие приводимые рекомендации Ранжирование проблемы: По сложности реализации По важности реализации По степени серьёзности проблемы По виду проблемы (ИА, ПИ, ДВ) Примеры: Юзабилити-экспертиза банкомата Описание бизнес-процессов для IMSG Отчёт по E-Care Отчёт по Sodis.ru
11 11 Сравнение методов структурной и структурированной экспертизы Юзабилити-экспертиза МетодПлюсыМинусы Структурная экспертиза (чек-листы) Есть чёткая и однозначная методика Не требуется высококвалифицированный эксперт Высокая воспроизводимость метода Количество экспертов может быть большим Количественная оценка применимости/соответствия Фиксация проблем на уровне чек- листа Не гибкий и не универсальный метод: требуется иметь готовую методику на каждый тип интерфейса Сложность получения квалифицированной качественной оценки юзабилити-характеристик Низкий производственный выход: для получения рекомендаций по устранению проблем нужен дополнительный анализ Структуриро ванная экспертиза (анализ проблем) Качественная оценка юзабилити- характеристик Эффективный производственный выход: не только чёткая фиксация проблем, но и конкретные рекомендации по их устраненению Гибкий метод – не требуется оценка применимости заранее неприменимых требований, не требуется наличия чётких методик оценки Низкая воспроизводимость: отсутствие методики Требуется высококвалифицированный эксперт У каждого эксперта – свой подход, и результаты могут отличаться
12 12 Литература Юзабилити-экспертиза 1.Research-Based Web Design & Usability Guidelines / U.S. Department of Health & Human Services MIT IS&T: Usability Guidelines Стандарты ISO &sort=rel&type=simple&published=true &sort=rel&type=simple&published=true 4.Роль и место юзабилити-тестирования в процессе юзабилити- проектирования / Ярослав Перевалов Контрольный список интерфейса / Владислав Головач, Александр Белышкин
13 Спасибо за внимание! Ярослав Перевалов Начальник отдела аналитики и дизайна Юзабилити-экспертиза
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.